Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторяем правописание разделительных мягкого и твёрдого знаков»
Конспект урока русского языка в 3 классе
Тема: «Повторяем правописание разделительных мягкого и твёрдого знаков».
Цель: создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительными ь и ъ знаками.
Задачи:
- обучающие: формирование умения обобщать и закреплять полученные знания о разделительных Ъ и Ь знаках;
- развивающие: развитие речи, словарного запаса, мышления, умения работать с ЭОР; формирование умение работать в паре;
- воспитательные: договариваться о правилах поведения и общения.
Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.
Формы работы: фронтальная, самостоятельная, работа в паре.
Педагогические технологии: личностно-ориентированная, ИКТ, технология уровневой дифференциации.
Результаты:
Личностные: формирование положительного отношения к учению; ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности; развитие учебно-познавательного интереса к изученному материалу.
Метапредметные :
Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; осознанно и произвольно строить речевые высказывания и задавать вопросы
Познавательные: применять правила написания разделительных ъ и ь знаков; различать разделительные ь и ъ.
Предметные: решение проблемной ситуации: различение разделительных ъ и ь знаков. Наблюдение над языковым материалом.
Структура и ход урока.
Этапы урока | Действия учителя | Действия учеников |
Эмоциональный настрой. Мотивация к учебной деятельности. | - Сегодня замечательный тёплый солнечный осенний день. У нас хорошее настроение. Улыбнитесь, мысленно передайте друг другу теплоту ваших сердец. Я желаю вам на урок удачи и творческой работы. Я начинаю урок. Он пойдёт, ребята, впрок. Постарайтесь всё понять, Чтобы грамотно писать. | Улыбаются, приветствуют друг друга. |
Актуализация знаний и пробное учебное действие
Выявление места и причины затруднений (постановка учебной задачи) Целеполагание и постановка проблемы Деятельность учащихся по применению знаний Физминутка Самостоятельная работа с использованием сформированных умений Рефлексия учебной деятельности | - Внимание на экран. Прочтите пословицы: Вся сем…я вместе, так и душа на месте. Чтобы рыбку с…есть, надо в воду лезть. - Объясните смысл пословиц. - Вы заметили, что в словах есть пропущенные буквы. Прочтите эти слова ещё раз. Подумайте, какие буквы необходимо вставить и попробуйте определить тему нашего урока. - Тема нашего урока звучит: «Повторяем правописание разделительных ь и ъ знаков». - Эта тема для вас новая? - Тогда заполните схемы на листочках, когда в словах пишется ь, а когда ъ. Этой схемой будете пользоваться на уроке. - Озвучьте схемы. - Откройте тетради, запишите число, классная работа. Выпишите из пословиц слова с пропущенными буквами, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы. - Объясните правописание этих слов. -Подумайте, на сколько, трудно было вам делать выбор буквы в написании слов с разделительными ь и ъ знаками. Зафиксируйте своё затруднение на шкале продвижения на начало урока. - Тема урока определена. Какая цель на урок? Чему будем учиться? Цель нашего урока: «Сегодня на уроке мы повторяем, для чего в русском языке служат ь и ъ знаки, закрепляем умение различать в словах эти знаки и отрабатываем умение писать в словах ь и ъ знаки».Для того чтобы урок достиг цели, необходимо спланировать работу. - Какие учебные действия приведут к цели на уроке повторения? С чего начнём работу? - Как будем двигать дальше? План: ь или ъ? Оцениваем. Обобщаем. Контролируем. Отрабатываем умение. Повторяем. - Приступаем к работе по плану. В листе успешности после каждого выполненного задания отмечайте свой успех знаком + , или затруднение знаком -. - Давайте повторим, чем ь и ъ отличаются от всех других букв? - Какую роль выполняет ь знак? - Для чего служит ъ знак? - Давайте вернёмся к теме урока. Как вы считаете, какое слово в теме урока главное? - Верно, правописание. - Чтобы правильно писать слова с ь и ъ знаками, что ещё необходимо повторить? - Повторяем все шаги при выборе буквы ь или ъ знаков при написание слов. - Мы повторили знания о ь и ъ знаках. Двигаемся по плану дальше. Выполняем упражнения на отработку умений писать в словах ь и ъ знаки. - Предлагаю поработать в паре. Упражнение из учебника № 2. 1 ряд работает с первой строчкой упражнения. 2 ряд -со второй строчкой. 3 ряд – с третьей строчкой. - Что сейчас будем проверять? - Какие слова выписали и почему? - Выполняем следующее упражнение. Работать будете по рядам. 3 ряд работает с карточками на сенсорном кресте. 2 ряд работает с карточками на парте. 1 ряд работает с упражнение на компьютере на образовательной платформе learningapps.org. - Задание для всех одно: распределите слова на две группы. В первую группу слова с ь знаком, во вторую- с ъ знаком. (об…явление, лис…я, под…ём, счаст…е, с…ехал, жил..ё, печен..е, от…езд, бур..ян ) - По какому признаку разделили слова? - Что заметили? - Когда с слове нужно писать ь знак? Когда ъ? - Предлагаю отдохнуть. Физминутка под музыку. - Внимание на экран. Записаны слова: подъём, волчьи, въюга, объехал, деревья. Есть ошибка. Найдите это слово. Исправьте ошибку и напишите самостоятельно. - Какое слово было написано с ошибкой? - Объясните правописание этого слова. - Кто справился верно? Кто допустил ошибку? При каком шаге работая по алгоритму, допустили ошибку? - Выполнив следующее задание, вы сможете проверить, но сколько правильно вы научились писать в словах ь, ъ знаки. - На слайде 3 задания разного уровня сложности. Выберите то задание, с которым считаете, что справитесь. 1. Спиши слова, в которых нужно вставить ъ знак. В…ехали, комп…ютер, под…ём, дерев…я, об…езд. 2. Замени сочетание слов одним словом и запиши только эти слова. Мать, отец, дети – это … Снежная буря – это … Саша, Женя неразлучные - … 3. Запиши слова буквами. , , , , , [П а д й о м ] [ к р ы л й а ] [ п л а т , й а ] - Кто выбрал первое задание? Второе? Третье? - Я рада, что задания были выбраны вами. Проверьте по образцу. - Кто справился без ошибок? - Как считаете, что помогло вам справиться с заданием? - Кто допустил ошибку? Как считаете, почему? Что ещё необходимо делать, чтобы делать верный выбор букв ь и ъ в словах? - Ребята, вы выполнили достаточное количество упражнений на отработку умения писать в словах ь и ъ знаки. Давайте обобщим нашу работу. -Какую общую работу выполняют ь и ъ знаки? - От чего зависит выбор буквы ь или ъ знаков? - Когда в слове пишется ь знак? ъ? - План работы выполнен. Пришло время подвести итог урока и оценить свою работу. - Над какой темой работали? - Чему учились? - Как считаете, урок достиг цели? - Что помогло прийти к цели? - Посмотрите на экран и продолжите фразу: Я научился… Мне было легко… Мне было трудно Сегодня я справился.. Мне было интересно … Хочу поблагодарить… На шкале продвижения отметьте на конец урока своё умение писать в словах разделительные ь и ъ знаки. - Удалось ли каждому из вас ликвидировать своё затруднение и продвинуться вперёд? Есть ли такие ребята, которые все задания выполнили без ошибок? - Я считаю, что урок цели достиг. Вы работали сплочённо, плодотворно, показали хорошие знания и умения по данной теме. Я благодарю вас за работу на уроке. | Учащиеся объясняют смысл данных пословиц. - Тема урока: «Повторение разделительных твёрдого и мягкого знаков». - Нет. - Разделительный ь пишется в корне слова перед буквами е, ё, ю, я, и. - Разделительный ъ знак пишется после приставки, которая оканчивается на согласный перед буквами е, ё, ю, я. Ответы детей. - Начнём с повторения знаний о ь и ъ знаках. - Отрабатывать будем умения писать эти знаки с словах, в конце урока подведём итог, оценим свою работу. - Эти буквы не имеют звуков. - Смягчает предшествующий звук и разделяет мягкий согласный от гласной буквы. - Разделяет твёрдый согласный от гласной буквы. - Правописание. - Алгоритм. - 1. Читаю слово. 2. Выделяю корень, приставку (если есть). 3. Если знак в корне - пишу ь. 4. Если знак после приставки, которая оканчивается на согласный, перед буквами е, ё, ю, я – пишу ъ. Читают задание к упражнению и работают в паре. - Какое слово лишнее в каждой строчке. - Слова были у всех одинаковые. - Слова вьюга. - Помог алгоритм, схема, мои знания. - Повторить ещё раз правило написания этих знаков в словах и тренироваться в написании. - Разделяют согласный звук от гласной буквы. - От их местоположения в слове. |