Конспект урока русского языка в 3 классе «Повторяем правописание разделительных мягкого и твёрдого знаков»

1
0
Материал опубликован 22 November 2021

Конспект урока русского языка в 3 классе

Тема: «Повторяем правописание разделительных мягкого и твёрдого знаков».

Цель: создать условия для формирования навыка правописания слов с разделительными ь и ъ знаками.

Задачи:

- обучающие: формирование умения обобщать и закреплять полученные знания о разделительных Ъ и Ь знаках;

- развивающие: развитие речи, словарного запаса, мышления, умения работать с ЭОР; формирование умение работать в паре;

- воспитательные: договариваться о правилах поведения и общения.

Тип урока: урок отработки умений и рефлексии.

Формы работы: фронтальная, самостоятельная, работа в паре.

Педагогические технологии: личностно-ориентированная, ИКТ, технология уровневой дифференциации.

Результаты:

Личностные: формирование положительного отношения к учению; ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности; развитие учебно-познавательного интереса к изученному материалу.

Метапредметные :

Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки.

Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; осознанно и произвольно строить речевые высказывания и задавать вопросы

Познавательные: применять правила написания разделительных ъ и ь знаков; различать разделительные ь и ъ.

Предметные: решение проблемной ситуации: различение разделительных ъ и ь знаков. Наблюдение над языковым материалом.



Структура и ход урока.

Этапы урока

Действия учителя

Действия учеников

Эмоциональный настрой. Мотивация к учебной деятельности.

- Сегодня замечательный тёплый солнечный осенний день. У нас хорошее настроение. Улыбнитесь, мысленно передайте друг другу теплоту ваших сердец. Я желаю вам на урок удачи и творческой работы.

Я начинаю урок.

Он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять,

Чтобы грамотно писать.

Улыбаются, приветствуют друг друга.



Актуализация знаний и

пробное учебное действие










 







Выявление

места и причины затруднений

(постановка

учебной задачи)










Целеполагание и постановка проблемы























Деятельность учащихся по применению знаний





































Физминутка




Самостоятельная работа с использованием сформированных умений



















Рефлексия учебной деятельности



- Внимание на экран.

Прочтите пословицы: Вся сем…я вместе, так и душа на месте.

Чтобы рыбку с…есть, надо в воду лезть.

- Объясните смысл пословиц.

- Вы заметили, что в словах есть пропущенные буквы. Прочтите эти слова ещё раз. Подумайте, какие буквы необходимо вставить и попробуйте определить тему нашего урока.

- Тема нашего урока звучит: «Повторяем правописание разделительных ь и ъ знаков».

- Эта тема для вас новая?

- Тогда заполните схемы на листочках, когда в словах пишется ь, а когда ъ. Этой схемой будете пользоваться на уроке.

- Озвучьте схемы.






- Откройте тетради, запишите число, классная работа. Выпишите из пословиц слова с пропущенными буквами, вставьте пропущенные буквы, выделите орфограммы.

- Объясните правописание этих слов.

-Подумайте, на сколько, трудно было вам делать выбор буквы в написании слов с разделительными ь и ъ знаками. Зафиксируйте своё затруднение на шкале продвижения на начало урока.

- Тема урока определена. Какая цель на урок? Чему будем учиться?

Цель нашего урока: «Сегодня на уроке мы повторяем, для чего в русском языке служат ь и ъ знаки, закрепляем умение различать в словах эти знаки и отрабатываем умение писать в словах ь и ъ знаки».Для того чтобы урок достиг цели, необходимо спланировать работу.

- Какие учебные действия приведут к цели на уроке повторения? С чего начнём работу?

- Как будем двигать дальше?

                               План:


                                   ь или ъ?

                               Оцениваем.

                         Обобщаем.

                Контролируем.

          Отрабатываем умение.

  Повторяем.

- Приступаем к работе по плану. В листе успешности после каждого выполненного задания отмечайте свой успех знаком + , или затруднение знаком -.

- Давайте повторим, чем ь и ъ отличаются от всех других букв?

- Какую роль выполняет ь знак?




- Для чего служит ъ знак?


- Давайте вернёмся к теме урока. Как вы считаете, какое слово в теме урока главное?

- Верно, правописание.

- Чтобы правильно писать слова с ь и ъ знаками, что ещё необходимо повторить?

- Повторяем все шаги при выборе буквы ь или ъ знаков при написание слов.







- Мы повторили знания о ь и ъ знаках. Двигаемся по плану дальше. Выполняем упражнения на отработку умений писать в словах ь и ъ знаки.

- Предлагаю поработать в паре. Упражнение из учебника № 2.

1 ряд работает с первой строчкой упражнения.

2 ряд -со второй строчкой.

3 ряд – с третьей строчкой.

- Что сейчас будем проверять?

- Какие слова выписали и почему?

- Выполняем следующее упражнение. Работать будете по рядам.

3 ряд работает с карточками на сенсорном кресте.

2 ряд работает с карточками на парте.

1 ряд работает с упражнение на компьютере на образовательной платформе learningapps.org.

- Задание для всех одно: распределите слова на две группы. В первую группу слова с ь знаком, во вторую- с ъ знаком. (об…явление, лис…я, под…ём, счаст…е, с…ехал, жил..ё, печен..е, от…езд, бур..ян )

- По какому признаку разделили слова?

- Что заметили?

- Когда с слове нужно писать ь знак? Когда ъ?

- Предлагаю отдохнуть. Физминутка под музыку.

- Внимание на экран. Записаны слова: подъём, волчьи, въюга, объехал, деревья. Есть ошибка. Найдите это слово. Исправьте ошибку и напишите самостоятельно.

- Какое слово было написано с ошибкой?

- Объясните правописание этого слова.

- Кто справился верно? Кто допустил ошибку? При каком шаге работая по алгоритму, допустили ошибку?

- Выполнив следующее задание, вы сможете проверить, но сколько правильно вы научились писать в словах ь, ъ знаки.

- На слайде 3 задания разного уровня сложности. Выберите то задание, с которым считаете, что справитесь.

1. Спиши слова, в которых нужно вставить ъ знак.

В…ехали, комп…ютер, под…ём, дерев…я, об…езд.

2. Замени сочетание слов одним словом и запиши только эти слова.

Мать, отец, дети – это …

Снежная буря – это …

Саша, Женя неразлучные - …

3. Запиши слова буквами.

                                                                ,  ,                     ,  ,                 ,

[П а д й о м ] [ к р ы л й а ] [ п л а т

  ,

й а ]

- Кто выбрал первое задание? Второе? Третье?

- Я рада, что задания были выбраны вами. Проверьте по образцу.

- Кто справился без ошибок?

- Как считаете, что помогло вам справиться с заданием?

- Кто допустил ошибку? Как считаете, почему? Что ещё необходимо делать, чтобы делать верный выбор букв ь и ъ в словах?

- Ребята, вы выполнили достаточное количество упражнений на отработку умения писать в словах ь и ъ знаки. Давайте обобщим нашу работу.

-Какую общую работу выполняют ь и ъ знаки?

- От чего зависит выбор буквы ь или ъ знаков?

- Когда в слове пишется ь знак? ъ?

- План работы выполнен. Пришло время подвести итог урока и оценить свою работу.

- Над какой темой работали?

- Чему учились?

- Как считаете, урок достиг цели?

- Что помогло прийти к цели?

- Посмотрите на экран и продолжите фразу:

Я научился…

Мне было легко…

Мне было трудно

Сегодня я справился..

Мне было интересно …

Хочу поблагодарить…

На шкале продвижения отметьте на конец урока своё умение писать в словах разделительные ь и ъ знаки.

- Удалось ли каждому из вас ликвидировать своё затруднение и продвинуться вперёд? Есть ли такие ребята, которые все задания выполнили без ошибок?

- Я считаю, что урок цели достиг. Вы работали сплочённо, плодотворно, показали хорошие знания и умения по данной теме. Я благодарю вас за работу на уроке.



Учащиеся объясняют смысл данных пословиц.



- Тема урока: «Повторение разделительных твёрдого и мягкого знаков».




- Нет.





- Разделительный ь пишется в корне слова перед буквами е, ё, ю, я, и.

- Разделительный ъ знак пишется после приставки, которая оканчивается на согласный перед буквами е, ё, ю, я.









Ответы детей.







- Начнём с повторения знаний о ь и ъ знаках.


- Отрабатывать будем умения писать эти знаки с словах, в конце урока подведём итог, оценим свою работу.










- Эти буквы не имеют звуков.

- Смягчает предшествующий звук и разделяет мягкий согласный от гласной буквы.

- Разделяет твёрдый согласный от гласной буквы.


- Правописание.



- Алгоритм.


- 1. Читаю слово.

2. Выделяю корень, приставку (если есть).

3. Если знак в корне - пишу ь.

4. Если знак после приставки, которая оканчивается на согласный, перед буквами е, ё, ю, я – пишу ъ.





Читают задание к упражнению и работают в паре.



- Какое слово лишнее в каждой строчке.














- Слова были у всех одинаковые.






- Слова вьюга.



























- Помог алгоритм, схема, мои знания.

- Повторить ещё раз правило написания этих знаков в словах и тренироваться в написании.




- Разделяют согласный звук от гласной буквы.

- От их местоположения в слове.



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации