Конспект урока русского языка в 4 классе «Повторяем правописание мягкого знака в словах»
Конспект урока русского языка в 4 классе
Тема урока: «Повторяем правописание мягкого знака в словах».
Цель урока: создать условия для обобщения и структурирования полученных знаний, связанных с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи.
Задачи урока:
- повторить правила правописания мягкого знака в словах;
- создать благоприятный микроклимат для восприятия материала урока;
- развивать орфографическую зоркость, слух:
- воспитывать бережное отношение к людям, к русскому языку.
Формирование УУД:
Предметные:
Обобщать и систематизировать знания о написании ь в словах.
Метапредметные:
Познавательные: выбирать и группировать слова по заданным основаниям; различать функции ь; устанавливать место и тип орфограммы в слове, выбирать способ проверки.
Регулятивные: организовывать свою деятельность; оценивать результаты своей работы на уроке и работы своих товарищей; обнаруживать и исправлять ошибки.
Коммуникативные: умение слушать и вступать в диалог; осознанно и произвольно строить речевые высказывания и задавать вопросы.
Личностные:
Формирование положительного отношения к учению; воспитание культуры речи; ориентирование на понимание причин успеха в учебной деятельности; развитие учебно-познавательного интереса к изучаемому материалу.
Формы работы:
Индивидуальная, парная.
Ход урока.
Этапы урока | Деятельность учителя | Деятельность учащихся | ||||||||||||||||||
Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности Цель: включение в учебную деятельность на личностно-значимом уровне. Актуализация знаний. Цель: готовность мышления и сознание потребности к построению нового способа действия. Постановка учебной задачи. Цель этапа: определить тему урока, сформулировать учебную задачу. Применение знаний. Самостоятельная работа. Цель этапа: самооценка учащимися результатов своей учебной деятельности. Работа в парах. Применение учебного материала в знакомой и новой учебных ситуациях. Рефлексия. Цель этапа: создание условий для осмысления проделанной работы на уроке, развитие у учащихся способности к самооценке. | - Ребята! Подарим сегодня в начале урока друг другу улыбку и доброе настроение, согреем наши сердца теплотой и любовью. Если дождь стучит по крыше, Если в жизни всё не так. Улыбнитесь, рассмешитесь, Ведь улыбка – это клад!!! Ведь не даром говорят: «Улыбайтесь друг другу чаще - жизнь будет слаще!» - Как думаете почему? - С хорошим настроением дело делается в 2 раза быстрее и складнее. Улыбнитесь друг другу от всей души! А теперь с хорошим настроением приступаем к работе. - Отгадайте загадку: Эту букву не читаем С нею мы слова смягчаем В середине, в конце слова Встретить ее можно снова Без нее нельзя никак Это, дети, (- Ь знак). - Я не случайно загадала вам эту загадку. Как вы думаете почему? - Тема урока связана с правописанием ь знака. Кто попробует сформулировать тему сегодняшнего урока? - В русском языке много правил на правописание мягкого знака в словах или одно? -Мы изучали такие правила? -Поскольку правил правописания ь знака – много, чем же мы будем заниматься на уроке? - Какую цель ставим на урок? - Какие учебные задачи нам предстоит решить? - На слайде слова: акварель, щавель, понедельник, судья, настежь, читаешь, печь, медведь, площадь, воскресенье, учитель, пьеса, стеречь. - Что объединяет все эти слова? - На какие 3 группы можно разделить слова на доске?
- В каких случаях пишется разделительный мягкий знак? - В каких словах пишется мягкий знак для обозначения мягкости согласных? - В каких случаях пишется мягкий знак после шипящих на конце слов. - Приём: верные и неверные утверждения. Если верное высказывание, то вы поднимаете карточку красного цвета, если неверное - карточку синего цвета. 1 - У имен существительных 3 склонения после шипящих пишется Ь? да 2 - Правда ли, что мягкий знак может стоять в начале слова? нет 3 – правда ли , что в сочетаниях ЧК, ЧН , НЩ, пишется Ь? нет 4 В глаголе читаешь Ь – показатель мягкости. нет 5 – Правда ли, что при переносе слов с мягким знаком Ь остается на строчке? да 6 - У глаголов в форме повелительного наклонения пишется Ь? да 7 - Правда ли, что мягкий знак может стоять между согласным и гласным? да 8 -в наречиях замуж, уж, невтерпеж Ь не пишется? да 9 -Ь пишется в существительных 1 склонения множественного числа Р.П.? Нет -Самостоятельная работа по учебнику: упражнение 1 на стр. 104. - Что одному не под силу, то легко коллективу. Для выполнения следующего задания я вам предлагаю поработать в парах. На слайде цепочка слов. Что общего во всех этих словах? Какую работу предполагается провести с этими словами? Распределите слова по группам. -Вспомните, чтобы не ошибиться в правописании ь знака после шипящих, что нужно сделать? Мыш., кол.я, ноябр., восем., несеш., жил.е, в.юнок, ден.ги, учит.ся, настеж., друз.я, молодёж., сем.сот - Сколько групп получилось? - По какому признаку делили? - Какие функции ь мы вспомнили, выполняя задание? - Вспомните тему нашего урока. - Вернемся к цели, которую перед собой поставили. Как вы считаете, урок цели достиг? - Чтобы наука не была для нас ночью, тьмой, а свет знаний освещал нашу дорогу, давайте воспользуемся звездами. Прикрепите на доску звёзды. 1.Если было интересно, легко на уроке, во всем разобрались – красную звёздочку (самую яркую). 2.Если иногда были трудности, сомнения, не совсем всё получалось – желтую звёздочку. 3.Если не разобрались в теме, было не очень интересно – голубую звёздочку. - Я благодарю вас за плодотворную творческую работу на уроке. | - Поднимется настроение; чувствуешь, что рядом хорошие люди…. - Тема урока «Правописание мягкого знака в словах». - Много. - Да, изучали. -Вспомнить правила правописания слов с мягким знаком и без. -Повторим орфограммы, связанные с правописанием мягкого знака в словах разных частей речи; применять полученные знания на письме - Ь выполняет 3 функции Ь- показатель мягкости мягкий разделительный ь – после шипящих. |