Урок русского языка 2 класс (Система Л.В. Занкова) «Правописание разделительных ь и ъ знаков»
Урок русского языка
2 класс (Система Л.В. Занкова)
Тема урока: «Правописание разделительных ь и ъ знаков»
Цели урока:
1. обучающая:
- создать условия для знакомства с правописанием разделительных ь и ъ знаков;
2. развивающие:
- способствовать развитию умения видеть проблему, исследовать и добиваться её разрешения;
- способствовать постановке и реализации целей урока;
- способствовать развитию орфографической зоркости;
- способствовать развитию коммуникативных навыков: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, обосновывать собственную точку зрения, уважать другую точку зрения, владеть устной диалогической речью.
3. воспитывающие:
- содействовать воспитанию ответственности и взаимовыручке;
- содействовать воспитанию стремления к совместному творчеству, позитивному отношению к учебе.
Оборудование: мультимедиапроектор, экран, компьютер, презентация к уроку
Ход урока
I. Орг. момент
Вот книжки на столе,
А вот - тетрадки,
Не хочется играть сегодня в прятки,
Необходимо приложить старание,
Мы отправляемся навстречу знаниям!
II. Актуализация знаний
1. Как обычно, мы начнем с минутки чистописания.
а д в о ф
- Какой элемент присутствует в каждой букве?
- В каких еще буквах есть этот элемент?(ю, б, ъ, ь и т.д.)
- Разделите эти буквы на 2 группы.
- На какие группы разделили буквы?
- Назовите первую группу.
- Назовите вторую группу.
- Какие буквы не вошли в эти группы? Почему?
2. Зрительный диктант.
Слайд 3.
Дарья Марьина съела оладьи.
- Объясните все орфограммы.
III. Постановка учебной задачи
Слайд 4.
Наш урок пройдет под девизом: «Друз…я, учение нас об…единяет.»
Я специально пропустила буквы в словах. Их написание вы объясните мне позже.
- Может быть, вы уже готовы назвать тему урока?
- Какие цели мы поставим перед собой?
Я сейчас продиктую вам слова, а вы запишите их в 2 столбика на листочках, которые лежат у вас на партах.
В 1-ый столбик слова с ь знаком, во 2-ой – с ъ знаком.
Крылья, съезд, вьюга, съел.
- А теперь проверим, что у вас получилось. Покажите мне свои работы. ( вызываю к доске ребят с разными вариантами решения)
- Посмотрите внимательно на работы ребят, что вы заметили?
- А почему так получилось?
IV. Поиск решения.
Слайд 5.
Я вам немного подскажу. Прочитайте слова, и запишите их в 2 столбика: в 1-ый столбик слова с ь знаком, во 2-ой – с ъ знаком.
Съезд, ручьи, вьюга, въезд, деревья, объявление.
- Подчеркните впереди стоящую букву одной чертой, следующую за ним – двумя чертами.
Слайд 6.
Проверьте себя.
- Пришло время вывести правило написания разделительного ь знака. Внимательно изучите свой первый столбик.
(Работа в парах, открытие нового.) Учитель под руководством детей записывает схему написания разделительного ь знака.
- Аналогично проведем работу со 2-ым столбиком.
- Я вам немного помогу. Что вы мне можете сказать про слова въезд, съезд?
- Чем они отличаются друг от друга?
- Кто готов объяснить схему написания разделительного ъ знака.
Слайд 7.
- А теперь сравните со схемами, которые составила я.
- Совпадают они с вашими? Молодцы!
- Открыли учебники на с.79 и прочитали правило, которое предлагает нам учебник.
V. Физкультминутка
Если в слове есть разделительный мягкий знак, -хлопаем в ладоши,
если твердый знак – приседаем.
Счастье, объявление, польёт, семья, семя, разъясняю, солью, листья, въехал, колья.
Зарядка на внимании
VI. Первичное закрепление.
Слайд 8.
Вставьте в слова разделительные ь и ъ знаки и образуйте новые слова.
Слайд 9.
Проверьте себя. Определите количество букв и звуков в полученных словах.
VII. Включение в систему знаний
- Открыли учебники на с.79. нашли упражнение 148. Спишите предложения. Вставьте, где необходимо, разделительный ь или ъ знак.
Слайд 10.
Поменяйтесь тетрадками и проверьте по образцу.
VIII. Рефлексия деятельности.
Ну что же, друзья, подведём итог.
-Давайте вспомним наш урок с самого начала.
Слайд 11, 12.
- Вспомним девиз сегодняшнего урока. Кто сможет объяснить, какой знак вставим в слово друзья, объединяет? Почему?
- Назовите тему сегодняшнего урока.
- Что нового узнали на уроке?
- А чем отличаются друг от друга разделительные ь и ъ знаки?
Слайд 13.
- Оцените себя.
Кто поставил себе сегодня красное солнышко? Синее? Желтое? Спасибо.
IX. Домашнее задание
Упражнение 150. А по желанию - найти 2 пословицы, в которых есть разделительные ь и ъ знаки.
Слайд 14.