12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Смирнова Елена Ивановна2183
Работаю учителем начальных классов в замечательной школе поселка Первомайский Республики Коми более 20 лет.
Россия, Коми респ., п.Первомайский

«Правописание мягкого знака в середине и на конце слова».

Класс:2

Место и роль урока в изучаемой теме:

второй, урок систематизации и обобщения знаний.

Цель: организовать деятельность по обобщению и систематизации знаний о правописании мягкого знака в словах.

Задачи:

Предметные: способствовать формированию умения писать мягкий знак в середине и в конце слова.

Метапредметные:

познавательные: создать условия для формирования новых знаний, развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

коммуникативные: развивать умение сотрудничать с одноклассниками, с учителем для успешной работы с целью решения поставленных учебных задач;

регулятивные: обучать умению самим формулировать тему урока, цели и задачи; умения составлять план своей деятельности; выполнять учебное задание в соответствии с целью; адекватно оценивать деятельность товарища; свою деятельность, подводить итог.

личностные: создать условия для повышения интереса к русскому языку, формирования нравственных ценностей «добро», «милосердие», «сострадание», способствовать пониманию смысла учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формированию положительной учебной мотивации;

Формы организации учебной деятельности: фронтальная, самостоятельная, парная

Используемые технологии: проблемно-диалогическая.

Планируемые результаты:

Предметные: ученик получит возможность научиться безошибочно писать слова с мягким знаком в середине и на конце слова

Метапредметные:

познавательные: развивать умение строить грамотные речевые высказывания;

коммуникативные: ученик получит возможность учиться сотрудничать с одноклассниками, с учителем для успешной работы с целью решения поставленных задач; формулировать собственную позицию и мнение при оценивании ; формулировать умение задавать вопросы и грамотно на них отвечать;

регулятивные: ученик получит возможность учиться формулировать тему, цель и задачи урока; планировать свои действия, выполнять учебное задание в соответствии с целью, учиться адекватно оценивать свою деятельность;

личностные: ученик получит возможность понимать смысл учебной деятельности и ответственности за конечный результат; формировать положительную учебную мотивацию.


 


 

Технологическая карта урока

п\п

Этапы урока,

цель этапа

Деятельность

учителя

Слайд

Деятельность

учащихся

УУД

1.

Организационный цель-организовать позитивный настрой на урок

Подготовка класса к работе.

-Доброе утро!

Улыбнитесь, подарите улыбки друг другу.

Ребята, я желаю вам на сегодняшнем уроке пополнить ваш багаж знаний. Слайд 1

Успехов вам всем на уроке.

Пусть солнышко ласково

Смотрит к нам в класс,

Лучик, играя, приветствует вас

Доброго утра, хорошего дня!

Я пожелаю всем вам, детвора!

К.- слушают учителя, настраиваются на работу

Р.-организуют своё рабочее место, проверяют готовность к уроку, выполняют действия, предложенные учителем

Л.- самоопределение

2.

Постановка цели и учебных задач

цель-включить учащихся в деятельность,

создать условия для формулировки темы и задач урока

-Сегодня к нам на урок прилетела гостья.

Загадывает загадку.

Серая птица

Ночью летает,

Мышек и птичек

Всюду хватает.

Слайд 2 (появление Совы)

-Совушка сова, Мудрая голова, принесла для вас интересное задание.

Задаёт задание, направляет к формулировке темы и задач урока

-Почему лишнее слово девочка? Назовите правило.

-Найдите сходство в остальных словах.

-Где находится мягкий знак?

-Сформулируйте тему нашего урока

-Какие задачи поставите на наш урок?

Оформляет на доске.

 

Какое слово лишнее?

Почему

Пал..то , учител.., девоч..ка , тетрад.., кон..ки

Проверь: девочка

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.- выполняют задание, отвечают на вопросы, участвуют в диалоге    

(лишнее слово девочка), доказывают, почему, называют правило

(-чк- пишется без ь знака)

П.-строят предположения о теме урока (все слова с мягким знаком)

Р.- формулируют тему и задачи урока

(обобщить знания о мягком знаке, научиться писать слова с мягким знаком)

3.

Актуализация знаний

цель-организовать деятельность по обобщению темы урока

Рассказывает сказку, подводит к обобщению изученной темы.

Слайд 3

-Что вы знаете о мягком знаке? Слайд 4

Рассказывают, обобщают свои знания.

-Учёные, изучающие русский язык сказали, что буква мягкий знак талантливая. Как вы думаете, почему её так назвали – талантливая?

-Прочитаем слова Слайд 5 Предложите задание к ним.

-Совушка сова тоже предлагает вам списать слова и вставить, где нужно ь знак

-Выполните.

-Проверим работу.

- Какой вывод мы можем сделать?

Когда пишется мягкий знак?

У кого возникли затруднения?

Контролирует самооценку.

Предлагает ученикам отдохнуть (ЦОР-физминутка)

Акцентирует внимание на текст Слайд 6

- У вас на столах лежат карточки с текстом. Прочитаем.

Задаёт вопросы по тексту.

-О чем этот текст?

-Что сделал мальчик?

-Как вы считаете,

правильно ли он поступил?

-Почему рассказ так назван?

-Что бы вы посоветовали девочке?

-Предложите задание к этому тексту.

-Сова предлагает

не просто списать слова с ь знаком, а списывать их по столбикам.

-Какие это могут быть столбики?

-Что интересного вы заметили?

-Проверим, оценим по образцу. Слайд 7

 

Безголосый он добряк
Всё смягчает

 

 

 

Морков..., мал..чик, бабоч..ка, лебед.., ел..ник, сол.., медвед..,кон..ки, угол..ки, ленточ..ка, пугович..ка

Прочитай слова, вставь, где нужно
мягкий знак.
Спиши слова с мягким знаком

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

По дорожке шагали мал..чик и девоч..ка. Впереди шла пожилая женщина.

Дорожку покрывал тонен..кий ледок. Она была очень скол..зкая . Старушка поскол..знулас.. и упала . Мал..чик бросился помогат.. ей. Он помог ей встат.. и перейти улицу.

А девоч..ка пошла дал..ше . Она решила, что друг помогает своей бабушке. А это была просто старушка.

Выпиши слова с мягким знаком в два столбика .

тоненький

поскользнулась помогать скользкая поскользнулась

мальчик встать дальше

Проверь и оцени свою работу

К.- участвуют в диалоге, слушают друг друга, высказывают свою точку зрения на события, учатся оформлять свои мысли в устной речи, рассказывают, что они знают о правописании мягкого знака,

- у неё нет собственного звука,

- но может влиять на звук, стоящий перед ней,

- не может стоять в начале слова – не имеет заглавной буквы.

К.- читают слова, предлагают задания (списать, вставить мягкий знак),

списывают

вставляя, где нужно мягкий знак.

Р-умение корректировать и оценивать собственную деятельность

 

 

 

 

 

Л.- умение ориентироваться на здоровый образ жизни.

 

П.- находят новые знания, определяют границы своего знания - незнания, учатся отвечать на вопросы учителя, извлекать информацию

Л.- принимают такие ценности, как

 « добро», «милосердие»,

« сострадание»

Р.- умеют сохранять учебную задачу.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

К.- предлагают задания.

К.- предлагают

(слова с мягким знаком на конце и в середине слова

П.- находят особенности (слово поскользнулась записано в оба столбика)

Р.-оценивают свою работу по образцу, корректируют собственную деятельность

4.

Контрольно-оценочная деятельность.

цель-организовать деятельность по контролю и оценке знаний на уроке

Предлагает закрепить полученные знания

-Совушка - Сова Мудрая голова предлагает вам проверить себя, хорошо ли вы научились писать слова с мягким знаком

-Проведём итог в виде диктанта «Плюс-минус» слайд 8

Проводит диктант, диктует слова.

Оценивают работу.

 

 

 

«Плюс» поставь, когда в словах

Ты напишешь мягкий знак.
Если в слове его нет,
«Минус» напиши в ответ

К.- участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения

Л.- освоение личностного смысла учения, желания учиться

Р.-соотносят задание с образцом, предложенным учителем, делают выводы, контролируют

и корректируют собственную деятельность;

Л.-понимают важность полученных знаний, причины успеха или неудачи.

5.

Итог урока

цель-организовать деятельность по соотнесению задач урока и его результатов.

Подводит к сопоставлению задач урока и его результатов.

Акцентирует внимание на конечных результатах учебной деятельности учеников.

-Ребята, вернемся к задачам нашего урока. Справились ли мы с ними?

- Как вы думаете, научились ли вы писать слова с мягким знаком? Не потеряете его в словах?

 

Р.- контролируют

собственную деятельность;

-выделяют и осознают, что уже усвоено и что предстоит усвоить;

-понимают важность полученных знаний, причины успеха или неуспеха

6.

Рефлексия

цель-организовать деятельность по оцениванию всего урока, своей работы на уроке

Организует рефлексию учебной деятельности

-Продолжите, пожалуйста, фразы, которые видите на доске…

Благодарит за урок.

-Наш урок подошёл к концу. Совушка сова прощается с вами.

-Мне очень понравилось с вами работать, я говорю вам вот такое большое спасибо за этот урок.

Продолжите предложения

-На уроке мне было интересно..

- Мне понравилось выполнять

- Мне было трудно ..

- Я почувствовал ...

К.-участвуют в диалоге, высказывают свою точку зрения,

оформляют мысли в устной речи

 

 

Р.- высказывают впечатления от урока.

Приложение

Сказка про мягкий знак

Жили-были в азбуке буквы, разные — гласные, согласные. Ходили друг к другу в гости.

Буквы жили — не тужили, потому что все дружили. И жила среди них одна буква, похожая на половинку буквы Ы, только без палочки, с которой никто не дружил. Буквам не нравилось, что она не обозначает звука.

— Что ты за буква? — возмущались они. Это была буква мягкий знак - Ь.

Она не обозначала никакого звука, не умела говорить, молчала, И никто с ней не дружил, не разговаривал. Жилось мягкому знаку плохо, очень одиноко.

Как-то раз взялись буквы составлять слова. Это было их любимое занятие. Решили они составить слово гвоздь.

Стали буквы составлять слово гвоздь. ГВОЗД — получается.

— Что-то у нас не получается! — говорили буквы. — Звук [д] в слове «гвоздь» мягкий, а у нас твердый.

— Буква. И вдруг говорит: — Встану я и обозначу мягкость. Д, — и быстро пристроилась в конце.

— Но получилось «гвозди», на нужно было составить слово гвоздь.

— Лучше я встану, — сказала буква Я. Получилось гвоздя, опять не то. Все буквы попробовали встать в слово, но никому не удалось составить нужное слово.

Что же делать? И тут все вспомнили, что есть еще одна буква – она тихо стоит в сторонке.

— Иди к нам, мягкий знак, — позвали буквы.

Мягкий знак с радостью согласился помочь буквам и быстро стал в конец слова. Получилось гвоздь.

Развеселились буквы, всем захотелось пригласить в гости Ь.

Так мягкий знак стал дружить с остальными буквами.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.