Проект урока по русскому языку на тему «Правописание мягкого знака в именах числительных» (4 класс)
Проект урока
Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа 21 века»
Тема: «Правописание мягкого знака в именах числительных»
Планируемые образовательные результаты
Личностные: понимание важности изучения русского языка.
Метапредметные: умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей, использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач.
Предметные: понятие о правописании мягкого знака в именах числительных, применение алгоритма правописания мягкого знака в именах числительных
Цели урока
Личностные: создать условия для развития позитивного отношения к русскому языку, понимания важности его изучения.
Метапредметные: создать условия для развития у обучающихся умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей, использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей решения учебных задач.
Предметные: создать условия для формирования у обучающихся понятия о правописании мягкого знака в именах числительных, применения алгоритма правописания мягкого знака в именах числительных
Оборудование:
1. Компьютер
2. Интерактивная доска SMART Board 480
3. ПО AktivInspire –система интерактивного тестирования учащихся
Замысел взаимодействия на уроке
Этапы урока |
Деятельность учителя |
Деятельность обучающихся |
1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.
|
- Начинаем урок русского языка. Откройте тетради и запишите число – 14 марта. -Я предлагаю немного поиграть. Из элементов, которые лежат у вас на столе, сложите картинку.
Что у вас получилось? - Что объединяет все эти картинки? |
Записывают в тетрадь дату урока.
Каждая группа складывает свой пазл: дорожный знак, топографический знак, пунктуационный знак, математический знак, знак гороскопа. Отвечают, что это знаки. |
2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.
|
(Контент №1)
-Посмотрите на слайд. Что общего у этих слов? (Вывешиваю на доску картинку с мягким знаком) - Давайте вспомним, какую роль играет мягкий знак в слове? Объясните написание мягкого знака в данных словах. -Какие части речи присутствуют на слайде? (Контент №2) - А какой части речи нет на слайде, вы узнаете, если соберёте слово. -Глядя на слайд,вы можете озвучить тему сегодняшнего урока? ( Контент №3) -Тема урока: Правописание ь в именах числительных |
Написание мягкого знака.
Ответы учащихся о правилах правописания мягкого знака в словах Отвечают к какой части речи относится каждое слово.
Ученик на ИД собирает слово «Числительное»
-Правописание ь в именах числительных.
|
3. Выявление места и причины затруднения.
|
- Сегодня14 марта – Всемирный день сна. Он проводится с 2008 года в рамках проекта Всемирной организации здравоохранения. Сон — особая форма существования организма. Во время сна организм восстанавливает силы, потраченные днём. Именно поэтому здоровый человек просыпается с ощущением свежести и прилива сил. (Контент №4) Учёные подсчитали, что человеку в 17 лет достаточно спать 8 часов в сутки. В 70 лет ему необходим сон 7 часов. А вот детям вашего возраста нужно спать всего-то 600 минут. - Из данного текста запишите словами имена числительные, которые представлены числами.
-Выполним взаимопроверку.
- Ребята, почему вы написали слова по-разному? |
Заслушивают информацию.
Ответ детей – 10 часов. Выписывают из текста имена числительные: семнадцать, восемь, семьдесят, семь, шестьсот, десять. Учащиеся проверяют работу в паре. Дети делают вывод о том, что они не знают правила написания мягкого знака в именах числительных. |
4. Построение проекта выхода из затруднения.(цель, способ, план, средство). .
|
- Значит, какова цель урока? (Контент №5) -Итак, найдём правило написания мягкого знака в именах числительныхи узнаем, когда пишется Ь - Как вы предлагаете нам начать работу по достижении цели урока? (На доске появляется знаковый план)
- А я думаю, что важно сначала посмотреть правил в учебнике, а потом уже делать вывод. Вы согласны?
|
Учащиеся озвучивают цель урока: найдём правило написания мягкого знака в именах числительных
Строят план достижения цели 1. Подумаем сами. 2. Сделаем вывод, сформулируем правило. 3. Сверим вывод с учебником 4. Создадим алгоритм действий. 5.Потренируемся в действии.
Дети не соглашаются с предложением учителя, считая, что лучше сначала самим разобраться с проблемой. |
5. Реализация построенного проекта.
|
- Приступаем к решению наших задач. Выполняем 1 пункт нашего плана. (Контент №6) - Рассмотрите таблицу. Дополните её пропущенными именами числительными. - Сейчас задание для групп. -Рассмотрите имена числительные и постарайтесь: 1) найти объяснение написания мягкого знака, 2) вывести правило написания мягкого знака и смоделировать его графически. Через 3 минуты каждая группа представит нам свои модели (Контент №7.Таймер.Включаю.) - В оценочном листе не забудьте оценить себя и работу группы - Проверяем. Пожалуйста, объясните написание ь в именах числительных.
- Попытайтесь сформулировать правило правописания мягкого знака в числительных - Сверим нашу версию правила с тем, что нам дано в учебнике.
- Правильный мы сделали вывод?
-Итак, мы теперь знаем, что: у простых имён числительных (от 5 до 10) Ь знак пишется после корня, а у имён числительных (от 11до 20 и 30) после суффикса; у сложных имён числительных (50,60,70,80 и 500, 600, 700, 800,900) Ь пишется посередине слова, между двумя основами. (Вывешиваю модели правила на доску) |
Дополняют таблицу недостающими именами числительными
Работая в группах, объясняют написание мягкого знака, выводят правило и моделируют его графически
Каждый член группы выполняет оценивание Лидер группы защищает свой проект. Обсуждают работу. Приходят к выводу. Учащиеся формулируют правило.
Дети читают правило в учебнике. Сравнивают свой вывод с правилом учебника. Находят полное соответствие. |
6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.
|
-Приступаем к следующему шагу. Что делаем сейчас?
(Фиксирую предложенные варианты на доске)
(Алгоритм графически записываю на доску)
- Ребята, что мы сейчас делали? -А для чего он нам нужен?
- Этот алгоритм нужно помнить и применять при написании имён числительных. - Давайте вернёмся к заданию в тетради, которое мы начали выполнять в самом начале урока. Можете ли вы сейчас объяснить написание данных имен числительных? |
-Построим алгоритм действий написания ь в именах числительных. Предлагают свои варианты алгоритма действий. После обсужденияделают вывод: Алгоритм написания ь в именах числительных 1. Чтобы определить место написания ь в имени числительном - смотрим на состав слова. 2. У простых имён числительных, которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать, мягкий знак пишется в конце слова 3. В сложных именах числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова. - Создавали алгоритм написания ь в именах числительных.- -Чтобы не допускать ошибки в написании именах числительных.
Читают, используя алгоритм, объясняют, исправляют. |
7 . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону
|
- У нас остался ещё один пункт плана урока. Какой? (Контент №8) - Задание всем понятно? -Проверьте, так ли у вас получилось. -По известным вам критериям оцените свою работу. |
-Поупражняться в написании ь в именах числительных.
Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение
Проверяют.
Оценивают свою работу. |
8 . Включение в систему знаний и повторений.
|
- Закрепить наше новое знание я предлагаю вам в игре. Задание: бросить кубик, назвать имя числительное, объяснить написание ь знака в имени числительном, составить с ним словосочетание, записать. (Контент №9) -Для чего мы выполняли это упражнение? -Когда и где пишется Ь в числительных?
2. А сейчас возьмите в руки пульт и выполните«Тест» (Система голосования AktivInspire.)
- Спасибо. Отложите пульт. Посмотрим результат. - Кто доволен своим результатом? -Почему были у нас ещё ошибки? |
Учащиеся работают на ИД. Бросают кубик. На одной из сторон кубика число. Называют его, используя алгоритм, объясняют написание ь в имени числительном и составляют словосочетание. Записывают в тетрадь.
Учащиеся отвечают на вопрос. -У простых числительных, которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать, мягкий знак пишется в конце слова. В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова Выполняют тест при помощи системы голосования AktivInspire. На ИД видят результат своего теста. Каждый ученик определяет степень своего умения применения нового правила |
10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.
|
-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на план. Все ли пункты мы выполнили? -Скажите, ребята, какая тема была у нас на уроке? (Контент №10) -Какую цель мы ставили на уроке? (Контент №11) - Когда и где пишется ь в именах числительных? - Совершенно верно! (Контент №12) - У простых имён числительных, которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать, мягкий знак пишется в конце слова, а у сложных имён числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова - Мы достигли цели урока? - Что нам помогло её достичь? -Ребята, а где в жизни нам могут пригодиться эти знания? - На следующем уроке мы будем отрабатывать алгоритм написания ь в именах числительных. - Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник, с.101 упр. №4. - И у меня сегодня будет к вам особое задание– составить три вопроса по теме «Написание мягкого знака в именах числительных». Это задание важное, но выполняется по желанию. Задать вопросы вы сможете на следующем уроке своим одноклассникам.
- Наш урок подошёл к концу. - Ребята, что нового для себя вы узнали на уроке? (Контент № 13) - Оцените свою работу на уроке. Если всё понятно было на уроке, возьми красивый красный цветок. Если остались вопросы, но ты считаешь, что справишься сам – зелёный. Если считаешь, что нужна дополнительная помощь учителя, то возьми синий цветок. (Контент № 14) - Вот какая замечательная поздравительная открытка у нас получилась! Поздравляю вас, ребята, с Днём сна! Спасибо за урок. |
Отвечают на вопрос учителя, что план выполнен. -Правописание мягкого знака в именах числительных
-Вывести правило и узнать когда пишется Ь в им. числительных
Отвечают на вопрос учителя
Отвечают на вопросы учителя
Записывают домашнее задание.
Я узнал… Я научился… Я могу…. Мне пока трудно…
Учащиеся выражают своё эмоциональное состояние и оценивают свою работу на уроке. |
Используемые источники:
идея урока - https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618779/
Клипарт:
группа - https://ru.dreamstime.com
мягкий знак - http://galerey-room.ru/?p=16129
муравей - https://yandex.ua/collections/card/5d6af740d497a87a804c3987/
сон - http://www.hellowallpaper.com/