Проект урока по русскому языку на тему «Правописание мягкого знака в именах числительных» (4 класс)

0
0
Материал опубликован 11 November 2019

Проект урока

 

Русский язык. 4 класс. УМК «Начальная школа 21 века»

Тема: «Правописание мягкого знака в именах числительных»

 

Планируемые образовательные результаты

Личностные: понимание важности изучения русского языка.

Метапредметные: умение планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей, использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей изучаемых объектов, схем решения учебных и практических задач.

Предметные: понятие о правописании мягкого знака в именах числительных, применение алгоритма правописания мягкого знака в именах числительных

Цели урока

Личностные: создать условия для развития позитивного отношения к русскому языку, понимания важности его изучения.

Метапредметные: создать условия для развития у обучающихся умения планировать, контролировать, оценивать учебные действия в соответствии с поставленной учебной задачей, использовать знако-символические средства представления информации для создания моделей решения учебных задач.

Предметные: создать условия для формирования у обучающихся понятия о правописании мягкого знака в именах числительных, применения алгоритма правописания мягкого знака в именах числительных

Оборудование:

1. Компьютер

2. Интерактивная доска SMART Board 480

3. ПО AktivInspire –система интерактивного тестирования учащихся

 

Замысел взаимодействия на уроке

 

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность обучающихся

1. Организационный момент. Самоопределение к учебной деятельности.

 

 

- Начинаем урок русского языка. Откройте тетради и запишите число – 14 марта.

-Я предлагаю немного поиграть. Из элементов, которые лежат у вас на столе, сложите картинку.

 

Что у вас получилось?

- Что объединяет все эти картинки?

Записывают в тетрадь дату урока.

 

Каждая группа складывает свой пазл: дорожный знак, топографический знак, пунктуационный знак, математический знак, знак гороскопа.

Отвечают, что это знаки.

2. Актуализация знаний и фиксация затруднения в индивидуальной деятельности.

 

(Контент №1)

t1573480356aa.png

 

-Посмотрите на слайд. Что общего у этих слов?

(Вывешиваю на доску картинку с мягким знаком)

- Давайте вспомним, какую роль играет мягкий знак в слове? Объясните написание мягкого знака в данных словах.

-Какие части речи присутствуют на слайде?

(Контент №2)

t1573480356ab.png

- А какой части речи нет на слайде, вы узнаете, если соберёте слово.

-Глядя на слайд,вы можете озвучить тему сегодняшнего урока?

( Контент №3)

t1573480356ac.png

-Тема урока: Правописание ь в именах числительных

 

 

 

 

 

 

 

Написание мягкого знака.

 

 

Ответы учащихся о правилах правописания мягкого знака в словах

Отвечают к какой части речи относится каждое слово.

 

 

 

 

 

 

 

Ученик на ИД собирает слово «Числительное»

 

-Правописание ь в именах числительных.

 

 

3. Выявление места и причины затруднения.

 

- Сегодня14 марта – Всемирный день сна.

Он проводится с 2008 года в рамках проекта Всемирной организации здравоохранения. Сон — особая форма существования организма. Во время сна организм восстанавливает силы, потраченные днём. Именно поэтому здоровый человек просыпается с ощущением свежести и прилива сил.

(Контент №4)

t1573480356ad.png

Учёные подсчитали, что человеку в 17 лет достаточно спать 8 часов в сутки. В 70 лет ему необходим сон 7 часов. А вот детям вашего возраста нужно спать всего-то 600 минут.
- Сколько вам нужно спать?

- Из данного текста запишите словами имена числительные, которые представлены числами.

 

-Выполним взаимопроверку.

 

- Ребята, почему вы написали слова по-разному?

Заслушивают информацию.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Ответ детей – 10 часов.

Выписывают из текста имена числительные: семнадцать, восемь, семьдесят, семь, шестьсот, десять.

Учащиеся проверяют работу в паре.

Дети делают вывод о том, что они не знают правила написания мягкого знака в именах числительных.

4. Построение проекта выхода из затруднения.(цель, способ, план, средство).

.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

- Значит, какова цель урока?

(Контент №5)

t1573480356ae.png

-Итак, найдём правило написания мягкого знака в именах числительныхи узнаем, когда пишется Ь

- Как вы предлагаете нам начать работу по достижении цели урока?

(На доске появляется знаковый план)


 


 

 

 

 

- А я думаю, что важно сначала посмотреть правил в учебнике, а потом уже делать вывод. Вы согласны?

 

Учащиеся озвучивают цель урока: найдём правило написания мягкого знака в именах числительных

 


 


 


 


 

 

Строят план достижения цели

1. Подумаем сами.

2. Сделаем вывод, сформулируем правило.

3. Сверим вывод с учебником

4. Создадим алгоритм действий.

5.Потренируемся в действии.


 

Дети не соглашаются с предложением учителя, считая, что лучше сначала самим разобраться с проблемой.

5. Реализация построенного проекта.

 

- Приступаем к решению наших задач. Выполняем 1 пункт нашего плана.

(Контент №6)

t1573480356af.png

- Рассмотрите таблицу. Дополните её пропущенными именами числительными.

- Сейчас задание для групп.

-Рассмотрите имена числительные и постарайтесь:

1) найти объяснение написания мягкого знака,

2) вывести правило написания мягкого знака и смоделировать его графически.

Через 3 минуты каждая группа представит нам свои модели

(Контент №7.Таймер.Включаю.)

t1573480356ag.jpg

- В оценочном листе не забудьте оценить себя и работу группы

- Проверяем. Пожалуйста, объясните написание ь в именах числительных.

 

- Попытайтесь сформулировать правило правописания мягкого знака в числительных

- Сверим нашу версию правила с тем, что нам дано в учебнике.

 

- Правильный мы сделали вывод?

 

-Итак, мы теперь знаем, что:

у простых имён числительных (от 5 до 10) Ь знак пишется после корня, а у имён числительных (от 11до 20 и 30) после суффикса;

у сложных имён числительных (50,60,70,80 и 500, 600, 700, 800,900) Ь пишется посередине слова, между двумя основами.

(Вывешиваю модели правила на доску)

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Дополняют таблицу недостающими именами числительными

 

 

 

 

 

 


 


 

Работая в группах, объясняют написание мягкого знака, выводят правило и моделируют его графически

 

 

Каждый член группы выполняет оценивание

Лидер группы защищает свой проект.

Обсуждают работу.

Приходят к выводу.

Учащиеся формулируют правило.

 

Дети читают правило в учебнике.

Сравнивают свой вывод с правилом учебника. Находят полное соответствие.

6.Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

 

-Приступаем к следующему шагу. Что делаем сейчас?

 

(Фиксирую предложенные варианты на доске)

 

 

 

(Алгоритм графически записываю на доску)


 


 


 


 


 

 

- Ребята, что мы сейчас делали?

-А для чего он нам нужен?

 

- Этот алгоритм нужно помнить и применять при написании имён числительных.

- Давайте вернёмся к заданию в тетради, которое мы начали выполнять в самом начале урока. Можете ли вы сейчас объяснить написание данных имен числительных?

-Построим алгоритм действий написания ь в именах числительных.

Предлагают свои варианты алгоритма действий.

После обсужденияделают вывод:

Алгоритм написания ь в именах числительных

1. Чтобы определить место написания ь в имени числительном - смотрим на состав слова.

2. У простых имён числительных, которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать, мягкий знак пишется в конце слова

3. В сложных именах числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова.

- Создавали алгоритм написания ь в именах числительных.-

-Чтобы не допускать ошибки в написании именах числительных.


 


 

Читают, используя алгоритм, объясняют,t1573480356ah.gif исправляют.

7t1573480356ai.gift1573480356ai.gif . Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону

 

- У нас остался ещё один пункт плана урока. Какой?

(Контент №8)

t1573480356aj.png

- Задание всем понятно?

-Проверьте, так ли у вас получилось.

t1573480356ak.png

-По известным вам критериям оцените свою работу.

-Поупражняться в написании ь в именах числительных.

 

 

 

 

 

Учащиеся самостоятельно выполняют упражнение

 

 

 

Проверяют.

 

 

 

Оценивают свою работу.

8t1573480356al.gif . Включение в систему знаний и повторений.


 


 


 


 


 


 


 


 

 

- Закрепить наше новое знание я предлагаю вам в игре.     Задание: бросить кубик, назвать имя числительное, объяснить написание ь знака в имени числительном, составить с ним  словосочетание, записать.

(Контент №9)

t1573480356am.png

-Для чего мы выполняли это упражнение?

-Когда и где пишется Ь в числительных?

 

 

 

 

 

 

 

2. А сейчас возьмите в руки пульт и выполните«Тест» (Система голосования AktivInspire.)


 


 

- Спасибо. Отложите пульт. Посмотрим результат.

- Кто доволен своим результатом?

-Почему были у нас ещё ошибки?

 

Учащиеся работают на ИД.

Бросают кубик. На одной из сторон кубика число. Называют его, используя алгоритм, объясняют написание ь в имени числительном и составляют словосочетание. Записывают в тетрадь.


 

 

 

 

Учащиеся отвечают на вопрос.

-У простых числительных, которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать, мягкий знак пишется в конце слова.

В сложных числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова

Выполняют тест при помощи системы голосования AktivInspire.

t1573480356an.png

На ИД видят результат своего теста.

Каждый ученик определяет степень своего умения применения нового правила

10. Рефлексия учебной деятельности на уроке.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

-Ребята, посмотрите, пожалуйста, на план. Все ли пункты мы выполнили?

-Скажите, ребята, какая тема была у нас на уроке?

(Контент №10)

t1573480356ao.png

-Какую цель мы ставили на уроке?

(Контент №11)

t1573480356ap.png

- Когда и где пишется ь в именах числительных?

- Совершенно верно!

(Контент №12)

t1573480356aq.png

- У простых имён числительных, которые состоят только из корня или из корня и суффиксов -надцать, -дцать, мягкий знак пишется в конце слова, а у сложных имён числительных (состоят из двух корней, второй из которых -десят, -сот) – в середине слова

- Мы достигли цели урока?

- Что нам помогло её достичь?

-Ребята, а где в жизни нам могут пригодиться эти знания?

- На следующем уроке мы будем отрабатывать алгоритм написания ь в именах числительных.

- Откройте дневники, запишите домашнее задание. Учебник, с.101 упр. №4.

- И у меня сегодня будет к вам особое задание– составить три вопроса по теме «Написание мягкого знака в именах числительных».

Это задание важное, но выполняется по желанию. Задать вопросы вы сможете на следующем уроке своим одноклассникам.

 

- Наш урок подошёл к концу.

- Ребята, что нового для себя вы узнали на уроке?

(Контент № 13)

t1573480356ar.png

- Оцените свою работу на уроке.

Если всё понятно было на уроке, возьми красивый красный цветок. Если остались вопросы, но ты считаешь, что справишься сам – зелёный. Если считаешь, что нужна дополнительная помощь учителя, то возьми синий цветок.

(Контент № 14)

t1573480356as.png

- Вот какая замечательная поздравительная открытка у нас получилась! Поздравляю вас, ребята, с Днём сна!

Спасибо за урок.

Отвечают на вопрос учителя, что план выполнен.

-Правописание мягкого знака в именах числительных

 

 

 

 

 

-Вывести правило и узнать когда пишется Ь в им. числительных


 

 

 


 

Отвечают на вопрос учителя

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Отвечают на вопросы учителя

 

 

 

 

Записывают домашнее задание.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Я узнал…

Я научился…

Я могу….

Мне пока трудно…

 

 

 

 

 

 

 

Учащиеся выражают своё эмоциональное состояние и оценивают свою работу на уроке.

 

Используемые источники:

идея урока - https://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/618779/

Клипарт:

группа - https://ru.dreamstime.com

мягкий знак - http://galerey-room.ru/?p=16129

муравей - https://yandex.ua/collections/card/5d6af740d497a87a804c3987/

сон - http://www.hellowallpaper.com/


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации