Конспект урока русского языка во 2 классе «Ь на конце существительных с основой на шипящий»
Конспект урока русского языка во 2 классе
по УМК «Перспективная начальная школа»
«Ь после шипящих на конце существительных»
Учитель: Чичконакова Ирина Валентиновна, учитель начальных классов высшей категории Учебное заведение: Муниципальное Бюджетное Общеобразовательное Учреждение «Средняя Общеобразовательная Школа №13» г. Братска
Тип урока: урок новых знаний
Метод: личностно-ориентированный, проблемно-поисковый.
Цели: - осознание и правописание слов – названий предметов мужского и женского рода с основой на шипящий звук;
- углубление знаний о ь;
- развитие орфографической зоркости, фонематического слуха, умения рассуждать, анализировать, обосновывать свой ответ;
- укрепление навыка работать с Обратным словарём;
- воспитание интереса к изучаемому материалу, желания больше знать;
- расширение словарного запаса учащихся.
Задача: в результате создания условий для усвоения новой темы, в процессе исследовательской работы учащиеся должны самостоятельно сделать вывод о правописании ь на конце существительных с основой на шипящий и уметь применять новые знания на письме.
Оборудование: интерактивная доска, сигнальные карточки, карточки для самостоятельной работы, учебник «Русский язык. 1 часть», «Русский язык. 2 часть» Каленчук М.Л. УМК «Перспективная начальная школа».
Ход урока:
Организационный момент.
Здравствуйте, ребята! Я очень рада видеть ваши умные глаза, сообразительные лица и желаю, чтобы сегодня на уроке всем хорошо работалось, думалось. Чтобы каждый из вас почувствовал себя победителем.
Минутка чистописания, ориентированная на постановку проблемы и темы урока.
На доске: ж ш ч щ ь
Учитель: Пропишем эти буквы красиво как я показываю.
Ребята, какие звуки обозначают эти буквы? (Ответы детей)
Что же тогда здесь делает ь? (Предположения детей, в результате которых приходим к выводу, что будем рассматривать связь ь с этими буквами.
Актуализация знаний о ь. Постановка прблемы.
Учитель: Что вы знаете о ь? (Ответы ребят)
Но, видимо, не всё мы знаем о роли ь в русском языке. Есть один секрет в запасе у ь. Хотите узнать, какой?
Целеполагание.
Так чем мы будем заниматься на уроке?
Дети дают свои ответы, учитель помогает, направляет.
Новый материал.
Учитель: Ребята, отгадайте загадки. Отгадку чётко проговариваем.
(Отгадки: ландыш, грач, стриж, ёж, нож, мышь. Печь)
Какие звуки слышите на конце слов?
Давайте откроем Обратный словарь на букву Ч, прочитаем слова. На какой звук заканчиваются эти слова? Дайте ему характеристику.
Запишите первые 3 слова. Какого они рода? (мужского)
Теперь откройте словарь на чь. Прочитайте слова. Какой звук слышите на конце?
Запишите первые 3 слова. Какого они рода?
Ребята, сможем ли мы теперь сделать вывод о том, какую работу здесь выполняет ь? (ь показывает, что все слова-названия предметов во втором столбике женского рода)
Молодцы! А теперь отдохнём!
ФИЗМИНУТКА
Закрепление.
Сказка про ь после шипящих.(Пиложение)
Работа по учебнику стр.153 упр.118. Запись слов женского и мужского рода в тетрадь с комментированием. Какой звук на конце слов?
Работа на интерактивной доске:
Расположите слова на доске по родам.
Давайте повторим: как пишутся слова-названия предметов женского рода с основой на шипящий звук?
Работа по сигнальным карточкам. Учитель называет слова, учащиеся показывают на карточках ь, если они слышат существительное женского рода. (Слова: ночь, врач, печь, грач, богач, речь)
Учитель: Ребята, а как вы думаете, пишется ли ь на конце слов-предметов, которые оканчиваются на буквы ш и щ? Почему? (Версии детей, учитель помогает, направляет, задаёт вопросы, чтобы подвести к правильному ответу, создать ситуацию успеха у ребят)
Давайте проверим наши предположения, откроем Обратный словарь на ш и шь, щ и щь. Ну как, мы были правы? Наше правило работает и для этих букв?
Какие вы у меня молодцы!
Самостоятельная работа в парах.
На каждой парте лежит карточка со словами с основой на шипящий.
Учитель: А сейчас мы должны проверить, сумеем ли применить наши знания на письме, самостоятельно? У вас на партах лежат карточки. Ваша задача: разделить все слова-предметы на две группы. Вы можете совещаться с соседом, не забывайте про правила работы в группе! Кто будет готов, покажите, взявшись за руки.
Итог урока.
Итак, ребята, подведём итоги урока: все ли задачи мы выполнили? Всё ли удалось узнать? Давайте ещё раз вспомним: как пишутся слова-предметы с основой на шипящий? Что нужно определить у них, чтобы правильно написать?
Кому мы скажем «спасибо» за работу на уроке? Кто был настоящим исследователем? Кто помогал открыть секрет работы ь?
Рефлексия.
Я хочу сказать вам большое спасибо за урок! Мне было приятно, что вы все отлично поработали и у всех хорошее настроение! Напоследок от меня ещё одна загадка: Чем кончается день и ночь? (ь)
У вас на столах новогодние шары разного цвета. (красный – не понял, очень трудно, жёлтый – понял, но не очень хорошо, зелёный – всё понял, умею сам!)
Поднимите тот цвет, который вы показывает ваши знания с урока.
Приложение.
Текст сказки взят из материалов Поповой Л.А., учителя начальных кассов.