Конспект урока «Опасные химические вещества и объекты» (ОБЖ, 8 класс)
КОНСПЕКТ УРОКА
ТЕМА: «ОПАСНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА И ОБЪЕКТЫ»
Класс – 8 «б»
Преподаватель – организатор ОБЖ
Калугин С.О.
Курск 2016г.
ТЕМА: «ОПАСНЫЕ ХИМИЧЕСКИЕ ВЕЩЕСТВА И ОБЪЕКТЫ»
Цели урока:
актуализировать знания об АХОВ и ХОО;
довести до учащихся основные понятия об АХОВ и ХОО и их опасности;
классифицировать крупнейших потребителей АХОВ;
Задачи урока :
Образовательная
- Сформировать систему знаний об АХОВ.
- Рассмотреть классификацию опасности вещества по степени и характеру воздействия на организм человека.
- Научить учащихся получать знания из предложенной учебной, справочной литературы.
Развивающая: развивать самостоятельность, внимание, умение работать с текстом, обобщать и выделять главное.
Воспитательная: формировать основы научного мировоззрения, учебно-познавательные интересы, чувство ответственности, организованности и инициативности в условиях ЧС.
Тип: изучение нового материала
План:
1. Организационный момент.
2. Актуализация знаний.
3. Изучение нового учебного материала.
4. Закрепление изученного материала.
5. Подведение итогов урока и сообщение домашнего задания.
Ход урока.
I.
Приветствие. Проверка присутствующих.
II.
Прежде чем перейти к изучению новой темы, мы должны с Вами вспомнить материал предыдущих уроков, разгадав кроссворд. (сл.1) Кроссворд на слайде
п
а
р
ж
о
т
е
х
н
о
н
е
г
н
ы
й
1
о
и
д
а
р
а
к
т
в
и
н
о
с
т
ь
2
в
ы
р
з
в
3
4
1. Неконтролируемый процесс горения, сопровождающийся уничтожением материальных ценностей и создающий опасность для жизни и здоровья людей. (пожар)
2. Характер аварии, связанный с технической, производственной сферой деятельности человека.(техногенный) А ещё какого характера бывают аварии? (природного)
3. Самопроизвольный распад ядер нестабильных химических элементов; сопровождающийся выделением потока элементарных частиц и электромагнитным излучением. (радиоактивность)
4. Реакция горения, при которой скорость выделения теплоты превышает скорость ее рассеивания. (взрыв)
Учитель: - Что получилось у нас в вертикальном столбце? (АХОВ)
- Кто знает, что означает эта аббревиатура АХОВ? (аварийно химически опасные вещества) Откройте учебник на странице 52 и прочитайте в 3 абзаце, что понимают под АХОВ).
А называются они так с 1994 года, раньше использовалась аббревиатура СДЯВ (сильнодействующие ядовитые вещества).
Это и есть тема нашего урока. Запишите на доске и в тетрадях «Опасные химические вещества и объекты» (сл.2)
- У вас есть какой-то личный опыт взаимодействия с химически опасными веществами? (Что, никто даже градусник с ртутью в детстве не разбивал?)
- Сегодня мы подробно поговорим об опасных химических веществах, их характеристиках, поражающих факторах.
(сл.3) Запишем определение химически опасных веществ в тетрадь:
Опасное химическое вещество – химическое вещество, прямое или опосредованное воздействие которого на человека может вызвать острые и хронические заболевания людей или их гибель.
(сл.4) Все опасные химические вещества делятся на 3 группы:
аварийно химически опасные вещества;
боевые отравляющие вещества;
вещества, вызывающие преимущественно хронические заболевания.
(сл.5) Мы будем изучать только аварийно опасные вещества, то есть только ту группу веществ, которая может представлять опасность в аварийных ситуациях. Запишем определение в тетрадь.
Аварийно химически опасные вещества – опасные химические вещества или соединения, которые при проливе или выбросе в окружающую среду способны вызвать поражение людей, животных, а также заражение воздуха, почвы, воды, почвы, растений и других объектов.
- А какие вещества относятся к аварийно химическим веществам, нам расскажет
- Есть ли в этом списке знакомые названия? Назовите.
- Как вы думаете, почему нужно о них знать? Где они встречаются?
(на ХОО – откройте страницу 53 и прочитайте в 1 абзаце, что такое ХОО)
(сл.6) Запишем в тетрадь определение.
Химически-опасный объект (ХОО) - это предприятие, на котором при аварии могут произойти массовые поражения людей, животных и растений, а также химическое заражение окружающей среды.
(сл.7) Перед вами классификации ХОО. На какие же виды они делятся?
- Какие объекты относятся к ХОО, какие вещества на них используются, выясните, прочитав стр 53.
(сл.8)- каждый обучающийся читает по одному объекту!
Чёрная и цветная металлургия (хлор, аммиак, соляную кислоту и т.д.)
Целлюлозно-бумажная промышленность (хлор, аммиак, сернистый ангидрид, сероводород, соляная кислота)
Машиностроительная и оборонная промышленность (хлор, аммиак, соляная кислота, водород фтористый)
Коммунальное хозяйство (хлор, аммиак)
Медицинская промышленность (аммиак, хлор, фосген, нитрил акриловые кислоты, соляная кислота)
Сельское хозяйство ( аммиак, хлорпикрин, сернистый ангидрид)
- Итак, на ХОО могут произойти аварии. А какие аварии произошли в России и за ее пределами за последние 2 недели, нам расскажет
Сл. 9 На территории Российской Федерации насчитывается более 3300 химически опасных объектов. По сводке новостей, мы с вами поняли, что аварии происходят, и не редко, но все же это где о далеко и не рядом!
А давайте поговорим о химически опасных объектах расположенных в Курской области!
В нашем городе 10 химически опасных предприятия. И полный список нам расскажет и покажет слайд 10
(сл.11) Государство уделяет большое внимание защите населения от воздействия АХОВ. Требования к эксплуатации АХОВ отражены в ФЗ "ОБЕСПЕЧЕНИЕ БИОЛОГИЧЕСКОЙ И ХИМИЧЕСКОЙ БЕЗОПАСНОСТИ КУРСКОЙ ОБЛАСТИ" (в ред., от 2 апреля 2014 года )
(сл.12) В нем обязывают каждому ХОО определить класс опасности и соответствующий ей размер санитарно-защищённой зоны. (зона в пределах которой запрещено любое строительство)
Для I класса – 1000 м., для II – 500 м., для III – 300 м., для IV – 100 м., для V – 50 м.
Вы можете выполнить исследовательскую работу о ХОО Курска а: выяснить, соответствует ли размер санитарно-защищённой зоны классу опасности этого предприятия? СЛАЙД 13
Химически опасные объекты нашего региона
№ |
ХОО |
Расположение |
Класс опасности |
СЛАЙД 14 -- проверка ответов таблицы!
(сл.15)
- В каком регионе России больше всего ХОО? Как вы думаете, почему? (в центральном и северокавказском, здесь больше численность населения)
- В каком регионе живём мы? Какое количество ХОО находится в нашем регионе? –
- Зависит ли количество ХОО от плотности населения региона? (чем более густонаселенная территория, тем больше таких предприятий)
Т.К. мы с вами живем в регионе который занимает первое место по количеству ХОО. То видимо мы и получаем вредных веществ в разы больше чем другие регионы!
А какие именно вещества бывают сейчас с вами узнаем!
Физкультминутка
(сл.16) Все химические вещества делятся на четыре класса:
чрезвычайно опасные;
высокоопасные;
умеренноопасные;
малоопасные.
А сейчас о каждом представители класса, нам расскажут: (аммиак, сереводоро)
(Фосген, Хлор)
Ребят а правилах защиты от опасных веществ мы поговорим на след. Уроках!
А сейчас, мы с вами начали урок с кроссворда , кроссвордом мы его и закончим.
III. (сл. 17)
1 |
А |
Мм |
М |
И |
А |
К |
|||||
2 |
X |
Л |
О |
Р |
|||||||
3 |
Ф |
О |
С |
Г |
Е |
Н |
|||||
4 |
С |
Е |
Р |
О |
В |
О |
Д |
О |
Р |
О |
Д |
Бесцветный газ с резким запахом нашатырного спирта.
Зеленовато-желтый газ с резким, раздражающим запахом хлорки.
Бесцветный газ с запахом прелого сена и гнилых фруктов.
Газ с запахом тухлого яйца.
Рефлексия
Карточки исследовательского этапа урока, сортировать, правильные и не правильны, если карточек с правильными ответов больше, ученикам не только понравился урок , но и пошел на пользу!
IV.
Оценки, Домашнее задание: §3.1, 3.2. Вопросы и задания!
Шупляк Наталья Ильинична