Цель: рассказать учащимся о возможных опасных ситуациях в доме (квартире) и мерах по их предупреждению.
Форма проведения: комбинированный урок.
Материалы: мел, доска, учебник, плакаты, карточки, сборники тестов и инструкций.
План урока:
Организационный момент – 2 мин.
Домашнее задание с пояснением – 2 мин.
Опрос с проверкой домашнего задания – 6 мин.
Изучение новой темы – 10 мин.
Закрепление материала – 5 мин.
Повторение пройденного – 8 мин.
Самостоятельная работа – 10 мин.
Итог урока – 2 мин.
Ход урока.
Приветствие учащихся, проверка их готовности к уроку (наличие необходимых принадлежностей), сообщение темы, цели и плана работы на уроке. Дети записывают дату и тему урока в тетрадь.
На дом: § 6, инд. зад. (описать возможные опасные ситуации у себя дома).
Одного ученика вызываю к доске (рассказать §5), остальным даю карточки.
Карточка №1.
Каким службам принадлежат эти номера телефонов?
01 – служба спасения
02 – милиция
03 – скорая помощь
04 – газовая служба
Как называется сигнал оповещения о ЧС? «______________________!»
Расшифруй: ОБЖ – основы безопасности жизнедеятельности, ЧС – чрезвычайная ситуация, ГО – гражданская оборона, ПСС – поисково-спасательная служба, ЖЭК – жилищно-эксплуатационная контора.
Рассказываю детям, что опасные ситуации нас могут ожидать и в собственном жилище, так что всем известная поговорка «Мой дом – моя крепость» не всегда срабатывает, так как даже у себя дома мы не можем чувствовать себя в полной безопасности. Перечисляю список наиболее распространенных опасных ситуаций в жилище, затем в ходе беседы с детьми выясняем причины их возникновения, отмечая, какие из них вызваны техногенными факторами, какие – природными, а какие – социальными. Рассматриваем некоторые из перечисленных ситуаций и правила поведения при их возникновении.
Лифт (зачитываю инструкцию).
Братья наши меньшие (собаки: действия при возможном нападении, укусе, передаче заболеваний; домашняя птица, кровососущие насекомые, грызуны).
Если захлопнулась дверь (порядок действий).
Вопросы для закрепления:
Какие опасные ситуации могут произойти в твоем жилище?
Каковы их причины?
Как нужно вести себя в той или иной ситуации?
Какие заразные болезни могут передаваться человеку от животных, насекомых и птиц?
Что нужно делать, если захлопнулась дверь в квартиру?
Тест на стр. 31.
Задание №3 на стр. 31.
Вопросы для повторения:
Как называется неблагоприятная обстановка, в которой есть угроза жизни и здоровью человека, его имуществу или среде обитания?
Как называют наиболее сложные опасные ситуации, требующие от человека для защиты своей жизни и здоровья напряжения всех его физических и духовных сил?
В чем отличие опасной ситуации от чрезвычайной? Приведите пример.
Как называют крупномасштабные опасные и экстремальные ситуации с вовлечением большого количества людей и грозящие тяжелыми последствиями для общества?
Какие из нижеперечисленных опасных ситуаций являются техногенными, какие – социальными, а какие – природными: конфликт на расовой почве, авария на заводе, землетрясение, эпидемия, нападение хулиганов, автокатастрофа, наводнение?
Что авторы хотели показать на своих рисунках? (Показываю рисунки детей, принявших участие в конкурсе творческих работ по ОБЖ).
Продолжи поговорку:
а) В тихой воде омуты … (глубоки)
б) Где тонко, там и … (рвется)
в) Козла бойся спереди, коня сзади, а злого человека… (со всех сторон)
г) Не дразни собаку, так не … (укусит)
д) Беда не приходит … (одна)
е) Не зная броду, не суйся в … (воду)
ж) Есть смелость, нужна и … (умелость)
Р
По горизонтали. 1. Предупреждение о надвигающейся опасности. 2. Порода собак. 3. Опасное домашнее животное. 4. Опасное общественное место. 5. Паразитические черви, отравляющие организм. 6. Что будет, если выполнять все правила безопасности. 7. Плавательное средство, не защищающее от опасности при встрече с акулами. 8. Опасный водоем (водная артерия). 9. Чувство боязни, опасения.
По вертикали. 10. Состояние защищенности человека от неблагоприятных факторов. 11. Грызун – переносчик инфекционных заболеваний. 12. Служба, приходящая на помощь в криминогенных ситуациях. 13. Пища. 14. Электричество. 15. Опасное место пребывания.
- азгадай кроссворд:
1 | 10 | б | 12 | м | 15 | ||||||
о | п | о | в | е | щ | е | н | и | е | д | |
з | л | о | |||||||||
2 | р | о | т | в | е | й | л | е | р | ||
п | ц | о | |||||||||
3 | с | о | б | а | к | а | и | 14 | г | ||
с | 11 | 7 | я | х | т | а | |||||
4 | р | ы | н | о | к | 13 | о | ||||
о | р | 8 | р | е | к | а | |||||
5 | г | л | и | с | т | ы | д | ||||
т | 9 | с | т | р | а | х | |||||
6 | п | о | л | ь | з | а |
9) Физминутка. Ролевая игра (зад.№ 4 на стр. 20).
Самостоятельная работа: № 4 на стр. 31.
Могу предложить следующее стихотворение, в котором есть указанные в задании слова и словосочетания:
Пятиклассник делал уроки,
Горела лампа на столе.
По проводам гуляли токи,
Умные мысли в голове.
В комнате вдруг стало душно.
Он поставил стул на стол.
Форточку открыть бы нужно,
Но со стола вдруг стул сошел…
Ученик на пол упал.
Встать он сам уже не смог,
Так как руку он сломал
И на время занемог.
А когда очнулся уже,
Врача пред собой увидал.
Читай, голубчик, ОБЖ –
Хирург ему сказал.
В заключение урока подводим итоги работы (что сделали, что не успели, что узнали нового, кто как работал). Учащиеся получают оценки за урок. Если останется время, можно прочесть ряд памяток и инструкций из сборника.