Конспект урока труда (технологии) в 1 классе по теме «Семена разных растений. Составление композиций из семян»

Цель: знакомство с разнообразием природных материалов и возможностью использования их естественной формы при составлении творческих работ.
Задачи:
-знакомство с новыми терминами: композиция;
-контроль за качеством умений, сформированных при работе с пластическими и природными материалами.
Предметные результаты:
- показать ученикам возможности использования природного материала своего края (семена) для составления образов животных, цветов;
- научить различать и называть семена растений, известных детям;
- учить подбирать материалы по форме для воплощения своих идей.
Метапредметные результаты:
Через вопросы, обсуждение и практическую деятельность учить первоклассников умениям:
- слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;
- наблюдать семена различных растений;
- называть известные растения и их семена (косточки, крылатки, семечки и др.);
- сравнивать и классифицировать собранные семена по их форме;
- соотносить плоды и их семена;
- узнавать семена в композициях из семян;
- развивать воображение;
- объяснять свой выбор природного материала;
- делать выводы о наблюдаемых явлениях.
Личностные результаты:
-обращать внимание детей на необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству.
ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 13.69 Мб
Ход урока:
- Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
(Проверка готовности к уроку).
На прошлом уроке мы начали увлекательное путешествие, которое открывает нам тайны природы. Сказочна и богата природа. Какие разнообразные чувства переполняют нас при встрече с ней! В любое время года она открывает свои прелести по-разному, давая простор фантазии и творчеству. Сегодня вас ждут новые открытия.
2. . Актуализация знаний и выход на тему урока.
- Чтобы определить тему урока, предлагаю вам вспомнить части цветкового растения.
СЛАЙД 1.
-Что необходимо для того, чтобы выросло новое растение? Верно, надо посадить семечко.
Попробуйте сформулировать тему сегодняшнего урока.
Тема урока «Семена разных растений. Составление композиций из семян».
-Семена каких растений вы сегодня принесли?
-Семена каких растений еще вы знаете?
СЛАЙД 2.
Назовите растения, представленный на слайде. Соедините линией растение и его семя.
-Одинаковые ли семена у разных растений?
-Какие геометрические фигуры они вам напоминают?
- Усвоение новых знаний.
Ребята, вы сказали, что семена дают жизнь новым растениям. А у художников семена могут стать материалом для создания картин.
Рассмотрите несколько композиций, выполненных с использованием семян и других природных материалов.
СЛАЙДЫ 3- 6.
Рассмотрите еще несколько работ, выполненных с использованием семян.
СЛАЙД 7.
-Какие семена использованы для изготовления аппликации «Ежик»?
-Что вам помогло узнать ёжика? (Длинные семена похожи на иголки ежа.)
-Семена каких растений еще напоминают иголки ежа?
-Почему составленная из семян стрекоза так похожа на настоящую? (Семена клёна похожи на крылья стрекозы.)
-Что объединяет 1 и 3 картинки?
-Почему на первой и третьей картинках разные по форме цветки, что их делает такими? (В них использованы разные по своей форме семена.)
- Творческая деятельность.
Приступим к творческой работе. Отгадайте загадку, и вы узнаете, кого вы будете мастерить на уроке:
Сердитый недотрога
Живёт в глуши лесной.
Иголок очень много,
А ниток — ни одной.
СЛАЙД 8.
-Что вам известно про ежей?
Ёж — это житель наших лесов, поэтому он часто становится героем сказок, загадок и пословиц. Это небольшое животное, тело которого покрыто колючками. Мордочка вытянутая, подвижная, нос острый и постоянно влажный. Глаза чёрные, круглые. Уши короткие, округлые, почти спрятаны. Ёж ведёт одиночный образ жизни. Он устраивает до 10 гнёзд, спрятанных в колючем кустарнике, под брёвнами, в кучах хвороста. Ёж — насекомоядное животное. Питается в основном насекомыми (жуками) и их личинками, слизнями, улитками, дождевыми червями. Из растительных кормов он предпочитает жёлуди. С наступлением заморозков (ниже 10 °C), накопив жировые запасы, ёж закупоривает вход в нору и впадает в спячку. Заканчивается спячка в апреле, когда температура воздуха поднимается до 15 °C. У ежей острое обоняние и слух, но слабое зрение. Они бегают со скоростью до 3 м/с, хорошо плавают и лазают.
Ежик приглашает вас на физминутку:
https://rutube.ru/video/45ff715c931269e302cf0881a9bc51b7/
СЛАЙД 9.
Рассмотрим этапы лепки ёжика из пластилина с семечками:
- Подготовка материалов. Потребуется пластилин коричневого или черного цвета (для туловища), белого (для глаз), семена подсолнечника, доска для лепки.
- Лепка туловища. Из коричневого или черного пластилина нужно сделать овал, вытягивая мордочку.
- Вставка семечек. Семена подсолнечника втыкают в туловище, оставляя место для мордочки. Выкладывают рядами друг за другом.
- Изготовление мордочки. Скатывают маленькие шарики из белого пластилина, добавляют чёрные шарики пластилина для зрачков и носика.
По желанию, можно дополнить свою композицию: украсить ежика грибами, яблоками или просто листиками.
Какие красивые ёжики у вас получились .- целая большая ежиная семья.
Вот свернулся ёж в клубок,
Потому что он продрог.
Лучик ёжика коснулся –
Ёжик сладко улыбнулся!
- Как называют папу у ежа? А маму? А как назовём детёнышей ежа? (ёж, ежиха, ежата)
- Подведение итогов урока.
-Что нового вы сегодня для себя открыли? Чему научились?
Оказывается, обычные семена разных растений могут быть использованы для реализации различных творческих замыслов. И сегодня каждый из вас попробовал себя в роли творца, создателя, художника. Получается, что природа и ее дары дают простор для нашей фантазии и творчества.
ИСТОЧНИКИ:
Картинки
Горбачёва Марина Юрьевна
Сорокина Светлана Валерьевна
Елена Гаврииловна Гончарова
Сорокина Светлана Валерьевна
Кияйкина Наталья Федоровна
Сорокина Светлана Валерьевна