12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Панагушина Елена Аркадьевна72112
Методист МКУ ДО Оричевского Дома творчества
Россия, Кировская обл., п. Оричи

 

Методическое пособие разработки уроков биологии 6класс

Тип урока - комбинированный

Методы: частично-поисковый, про­блемного изложения, репродуктивный, объясни­тельно-иллюстративный.

Цель:

- осознание учащимися значимости всех обсуждаемых вопросов, умение строить свои отношения с природой и обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому как уникальной и бесценной части биосферы;

Задачи:

Образовательные: показать множественность факторов, действующих на организмы в природе, относительность понятия «вредные и полезные факторы», многообразие жизни на планете Земля и варианты адаптаций живых существ ко всему спектру условий среды обитания.

Развивающие: развивать коммуникативные навыки, умения самостоятельно добывать знания и стимулировать свою познавательную активность; умения анализировать информацию, выделять главное в изучаемом материале.

Воспитательные: 

Формирование экологической культуры на основе признания ценности жизни во всех её проявлениях и необ­ходимости ответственного, бережного отношения к окру­жающей среде.

Формирование понимания ценности здорового и без­опасного образа жизни

УУД

Личностные:

воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину;

Формирование ответственного отношения к учению;

3) Формирование целостного мировоззрения, соответ­ствующего современному уровню развития науки и обще­ственной практики.

Познавательные: умение работать с различными источниками информации, пре­образовывать её из одной формы в другую, сравнивать и анализировать информацию, делать выводы, готовить сообщения и презентации.

Регулятивные: умение организовать самостоятельно выполнение заданий, оценивать правильность выполнения работы, рефлексию своей деятельности.

Коммуникативные: Формирование коммуникативной компетентности в общении и сотрудничестве со сверстниками, старшими и младшими в процессе образовательной, общественно полезной, учебно-исследовательской, творческой и дру­гих видов деятельности.

Планируемые результаты

Предметные: знать - понятия «среда обитания», «экология», «экологические факторы» их влияние на живые организмы, «связи живого и неживого»;. Уметь - определять понятие «биотические факторы»; характеризовать биотические факторы, приводить примеры.

Личностные: высказывать суждения, осуществлять поиск и отбор информации; анализировать связи, сопоставлять, находить ответ на проблемный вопрос

Метапредметные:.

Умение самостоятельно планировать пути достиже­ния целей, в том числе альтернативные, осознанно выби­рать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач.

Формирование навыка смыслового чтения.


 

Форма организации учебной деятельности – индивидуальная, групповая

Методы обучения: наглядно-иллюстративный, объяснительно-иллюстративный, частично-поисковый, самостоятельная работа с дополнительной литературой и учебником, с ЦОР.

Приемы: анализ, синтез, умозаключение, перевод информации с одного вида в другой, обобщение.

Цели: познакомить с особенностями строения семян одно­дольных и двудольных растений; сформировать представление о значении семян в жизни растений; продолжить формирование навыка выполнения лабораторных работ

Оборудование и материалы: таблицы: «Строение и прорастание семян фасоли», «Строение и прорастание семян пшеницы», гер­барии фасоли и пшеницы, коллекция семян однодольных и дву­дольных растений, модель зерновки пшеницы; сухие и размочен­ные семена фасоли (по одному на каждого ученика или на парту), сухие и размоченные зерновки пшеницы, постоянный препарат «Продольный разрез зерновки пшеницы» (по одному на каждого ученика или на парту), лупы, пинцеты, препаровальные иглы, скальпели (по одному на каждого ученика или на парту).

Ключевые слова и понятия: семя, однодольные растения, дву­дольные растения, зародыш, щиток, эндосперм, семядоля, се­менная кожура, рубчик, зародышевый корешок, зародышевый стебелек, почечка, семявход.

Ход урока

Актуализация знаний

Ответьте на вопросы.

Какие вещества относят к неорганическим?

Какие вещества относят к органическим?

Какова функция воды в клетках?

Опишите опыт, выявляющий количество воды в клетках растений.

Каких веществ (органических или неорганических) в сухом веществе растительных клеток содержится больше?

Опишите опыт, доказывающий это.

В каких частях растений содержится большое количество белка и жиров?

Для чего растения запасают белки и жиры в семенах?

Семена каких растений наиболее богаты белками?

Дайте определение понятий.

Вещество, органическое вещество, неорганическое вещество, бел­ки, жиры, углеводы, нуклеиновые кислоты.

Изучение нового материала

Беседа

На этом уроке мы приступим к изучению нового раздела. В ближайшее время мы с вами будем говорить об органах цвет­ковых растений.

Вспомните, что такое орган.

Какие органы цветковых растений вы знаете?

Какие органы относятся к вегетативным?

Какие органы относятся к генеративным?

На этом уроке мы начинаем изучать семя.

Вспомните, какова основная функция семян.

А у каких растений есть семена?

У каких высших растений нет семян?

При помощи чего они размножаются?

Для начала попробуем дать определение семени.

 

Семя — орган, предназначенный для размножения и распро­странения семенных растений.

Фактически это и есть зародыш будущего растения. Если условия для роста неблагоприятные, этот зародыш может долгое время пребывать в состоянии покоя, т. е. не будет прорастать. Этим свойством мы пользуемся, когда храним семена каких-либо растений по несколько лет. Но когда мы помещаем семена в землю, они попадают в благоприятные условия для развития и прорастают.

Но семена растений бывают такими разными! Вспомните, как выглядят семена гороха, фасоли.

Какого они размера?

А какие семена поменьше?

Ну а совсем маленькие семена?

Вспомните устоявшееся выражение о семенах мака, когда мы говорим о том, что сегодня ничего не ели. (Маковой ро­синки во рту не было.)

Семена некоторых растений, например орхидеи венерина башмачка, могут весить всего миллионные доли грамма.

Вы себе представляете, что это за число? Кто может напи­сать его на доске?

А некоторые могут весить до двух килограммов, как, напри­мер, семена сейшельской пальмы. А еще семена могут быть эта­лоном веса, например ювелирных изделий.

О каких единицах измерения идет речь? (О каратах.)

А какой различной формы могут быть семена!

(Учитель сопровождает свой рассказ демонстрацией семян из коллекций).

Вспомните, какой формы семена у яблок, груш.

Семена каких растений имеют похожую форму?

А каких форму шара? (Горох, вишня.)

Некоторые семена имеют специальные крючочки, как у че­реды и лопуха. Для чего они им нужны? (Чтобы прикреп­ляться к животным и таким образом перемещаться на новые места обитания.)

У некоторых растений на семенах есть пуховые выросты.

У каких растений семена опушены? (У одуванчика, хлопчат­ника.)

Для чего семенам этих растений нужны такие специфиче­ские приспособления? (Семена этих растений распростра­няются ветром.)

Семена некоторых растений имеют специальные крылышки, как, например, семена клена и ясеня.

Для чего они нужны семенам? (Для распространения с по­мощью ветра.)

Рассмотрим семя фасоли. Оно больше всего подходит для на­ших целей благодаря своему размеру, а также потому, что оно всем хорошо знакомо.

Семена некоторых растений имеют специальные крылышки, как, например, семена клена и ясеня.

Для чего они нужны семенам? (Для распространения с по­мощью ветра.)

Рассмотрим семя фасоли. Оно больше всего подходит для на­ших целей благодаря своему размеру, а также потому, что оно всем хорошо знакомо.

Выполнение практических работ

Практическая работа 6. ВНЕШНЕЕ СТРОЕНИЕ СЕМЯН ФАСОЛИ

Цели: рассмотреть внешнее строение семени фасоли; найти основные элементы внешнего строения семени фасоли; продол­жить формирование навыка выполнения биологического рисунка.

Оборудование: сухие и размоченные семена фасоли с различ­ной окраской (по одному на каждого ученика или на парту), лупа, препаровальная игла, пинцет (по одному на каждого ученика или на парту).

Общие рекомендации. Перед началом работы необходимо на­помнить учащимся о правилах техники безопасности.

Ход работы

Рассмотрите семена невооруженным глазом и с помощью лупы. Найдите рубчик — место, которым семя прикреплялось к стенке плода. Рядом найдите семявход — отверстие, через кото­рое в семя проникают вода и воздух (семявход лучше всего рас­сматривать через лупу). Найдите контуры зародышевого корешка, проступающие через семенную кожуру.

Зарисуйте внешнее строение семени со стороны рубчика и подпишите его основные части.

Какого цвета семена фасоли, лежащие на вашем столе? Какая часть семени окрашена? Как вы считаете, имеет ли какое-нибудь биологическое значение окраска семенной кожуры фасоли?

Попробуйте снять семенную кожуру с неразмоченного се­мени фасоли. Удалось ли вам это? Теперь возьмите намоченные семена фасоли. Чем отличается семенная кожура намоченных семян от кожуры сухих? Попробуйте снять семенную кожуру с намоченного семени фасоли. Насколько легко вы это сделали?

Сделайте вывод о функциях семенной кожуры. Какие осо­бенности семенной кожуры вы обнаружили и каково значение этих особенностей?

(Учитель делает вывод.)

Несмотря на внешние различия, семена всех растений имеют сходство во внутреннем строении, которое объясняется функ­циями семян. Внутри семени под кожурой находится зародыш нового растения. У одних растений зародыш крупный и его лег­ко можно увидеть, сняв семенную кожуру, например у фасоли, гороха, дыни, яблока. Если снять семенную кожуру с семян этих растений, мы увидим, что семя распалось на две половинки. Это две семядоли — будущие первые листья нового растения. Растения, семена которых имеют по две семядоли, называют двудольными.

Теперь рассмотрим внутреннее строение семени фасоли.

Практическая работа 7. СТРОЕНИЕ СЕМЯН ДВУДОЛЬНЫХ РАСТЕНИЙ

Цели: показать особенности строения семян двудольных ра­стений; продолжить формирование навыка выполнения биоло­гического рисунка.

Оборудование: размоченные семена фасоли (по одному на каж­дого ученика или на парту), лупы, пинцеты, препаровальные иглы, скальпели (по одному на каждого ученика или на парту).

Ход работы

Возьмите размоченное семя фасоли. Аккуратно снимите семенную кожуру. Вы видите зародыш, состоящий из двух семя­долей — первых зародышевых листьев. Сколько семядолей вы ви­дите? Семядоли у семени фасоли такие массивные, потому что в них находится запас питательных веществ для будущего расте­ния. Найдите зародышевый корешок и зародышевый стебелек. Рас­смотрите их с помощью лупы.

Аккуратно раздвиньте семядоли. Найдите почечку, которая находится на верхушке зародышевого стебелька. Найдите зача­точные листья на почечке.

Зарисуйте зародыш и обозначьте его части.

Сделайте вывод о том, что зародыш обладает теми же веге­тативными органами, что и взрослое растение, а также о принад­лежности фасоли к двудольным растениям, докажите это.

(Учитель делает вывод.)

Но не все двудольные растения имеют такое же строение. На­пример, семена перца или помидора имеют особую запасающую ткань — эндосперм (от греч. слов «эндо» — внутри и «сперма» — семя). Он занимает большую часть семени и окружает тонкие семядоли. В семенах перца, томата, баклажана, липы, моркови, фиалки, мака, сирени эндосперм занимает большую часть семени, поэтому семядоли у этих растений такие крупные. У подсолнеч­ника, тыквы, дыни, дуба, гороха, фасоли запасные вещества на­ ходятся прямо в семядолях, а эндосперм практически отсутствует. Семядоли у них крупные, мясистые, а поэтому хорошо заметны.

Мы познакомились с растениями, семя которых содержит две семядоли, но есть и такие, семена которых имеют одну семядолю. Такие растения называют однодольными. К однодольным растениям относятся: рожь, пшеница, кукуруза, лук, ирис, ландыш, частуха.

Рассмотрим строение семени однодольного растения на при­мере семени пшеницы.

Творческое задание. Вспомнить, в каких сказках встречается упоминание о семенах. Какие это семена — однодольные или дву­дольные?

Задания для учеников, интересующихся биологией.

Подготовить небольшой доклад о различных способах рас­пространения семян, привести примеры, зарисовать наиболее интересные семена.

Подготовить сообщения по темам: «Прорастание семян по­сле воздействия низких температур», «Прорастание семян после воздействия высоких температур (пожаров)», «Прорастание семян после прохождения через пищеварительную систему животных и птиц».

 

Семя. Строение семени

 

 

 

 

 

Строение семян двудольных Видеоурок

 

 

 

 


 

Распространение плодов и семян


 

 

 

 

Ресурсы:

И.Н. Пономарёва, О.А. Корнило­ва, В.С. Кучменко Биология : 6 класс : учебник для учащихся общеобразо­вательных учреждений

Серебрякова Т.И., Еленевский А. Г., Гуленкова М. А. и др. Биология. Растения, Бактерии, Грибы, Лишайники. Пробный учебник 6—7 классов средней школы

Н.В. Преображенская Рабочая тетрадь по биологии к учебнику В В. Пасечника «Биология 6 класс. Бактерии, грибы, растения»

В.В. Пасечника. Пособие для учителей общеобразовательных учреждений Уроки биологии. 5—6 классы

Калинина А.А. Поурочные разработки по биологии 6класс

Вахрушев А.А., Родыгина О.А., Ловягин С.Н. Проверочные и контрольные работы к

учебник «Биология», 6-й класс

Биоуроки http://biouroki.ru/material/lab/2.html

Сайт YouTubehttps://www.youtube.com /

Хостинг презентаций

http://ppt4web.ru/nachalnaja-shkola/prezentacija-k-uroku-okruzhajushhego-mira-vo-klasse-chto-takoe-ehkonomika.html

Опубликовано в группе «Учебный фильм - окружающий мир, естествознание, краеведение»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.