Конспект урока труда (технологии) в 1 классе по теме «Швейные иглы и приспособления. Назначение. Правила обращения. Строчка прямого стежка»

16
12
Материал опубликован 18 July в группе

Цель: знакомство учащихся с историей швейной иголки, её назначением, с техникой безопасности при обращении с острыми предметами, формирование умения использовать иголку в качестве инструмента для выполнения строчки прямого стежка.

Целевые установки урока

Предметные

-познакомить с понятиями «игла — швейный инструмент», «швейные приспособления», «строчка», «стежок»;

-исследовать строение иглы, познакомить с видами ручных игл, их назначением, различиями конструкций;

-познакомить со швейными приспособлениями (булавки, напёрсток, пяльцы), правилами хранения игл и булавок, правилами безопасной работы ими;

-освоить приёмы отмеривания нитки для шитья, вдевания нитки в иглу;

-познакомить со строчкой прямого стежка и приёмами её выполнения;

-освоить умение организовывать индивидуальное рабочее место для работы с текстилем.

Метапредметные

Через вопросы, обсуждение и практическую исследовательскую деятельность учить первоклассников умениям:

-наблюдать и сравнивать иглы, булавки и другие приспособления по внешнему виду и назначению;

-открывать новое знание и практическое умение через исследование (конструкция игл разных видов) и пробные упражнения (отмеривание нитки для шитья, заправка нитки в иглу, приёмы выполнения строчки прямого стежка);

-делать выводы о наблюдаемых явлениях;

-выполнять строчку по размеченной основе;

-осуществлять контроль по точкам разметки.

Личностные

-осознавать необходимость уважительного отношения к культуре своего народа.



ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 9.31 Мб

Ход урока:

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.

Прозвенел звонок весёлый,

Все готовы? Всё готово?

Мы сейчас не отдыхаем,

Мы работать начинаем!

Девизом урока станут слова «Минута рабочего времени не иголка: потеряешь – не найдешь».

-Как понимаете данные слова?

Не будем тратить время зря - начинаем урок.

2. Актуализация знаний и выход на тему урока.

-Вспомните, с каким материалом вы познакомились на прошлом уроке?

-Как изготавливают ткани? Что вы запомнили?

-Люди каких профессий работают с тканями, нитками?

Сегодня вы познакомитесь с инструментом, без которого не обойтись при работе с тканью. Отгадайте про него загадку:

Птичка-невеличка,

Носик стальной,

Хвостик льняной. (Игла).

СЛАЙД 1.


k1752799302.JPG

-Определите тему сегодняшнего урока. Сформулируйте задачи.

Тема урока: «Швейные иглы и приспособления. Назначение. Правила обращения. Строчка прямого стежка». Вы познакомитесь с историей швейной иголки, её назначением, с техникой безопасности при обращении с острыми предметами, попробуете с помощью иголки выполнить строчку прямого стежка.

3. Изучение нового материала.

Начнем с истории. Игла — одно из первых изобретений человечества, точную дату появления которого учёным установить не удалось. Считается, что это случилось примерно тридцать тысяч лет назад. В те времена ещё не было тканей, люди изготавливали подобие одежды из шкур убитых во время охоты животных. Вместо нитей использовали лианы. Железо тогда не знали, поэтому иглы изготавливали из рыбьих и звериных костей.

СЛАЙД 2.


r1752799318.JPG

В 1850 году в Англии появился первый полноценный игольный станок. Теперь все изделия изготавливали с ушком.

-Рассмотрите иглу. Какая она?

СЛАЙД 3.


i1752799334.JPG

Верхняя часть иглы называется «ушко», в нее вдевается нитка. Нижняя часть острая и называется «острие».

-Рассмотрите иглы на 2 картинке. Чем они похожи и чем отличаются?

Каждая из данных игл имеет свое предназначение:

-швейная игла

-штопальная игла

-игла для вышивания

- игла для швейной машинки.

-Какие опасности таят иглы? (Острые, могут легко теряться, ими можно уколоться.)

 Все иглы имеют острый конец, так как прокалывают прошиваемую ткань. Для ручного шитья используют иглу с ушком на  противоположном от острия конце. Так удобнее шить вручную. Широкое ушко имеют штопальные иглы, маленькое — иглы для вышивания, среднее — иглы для шитья.

-Как аккуратно обращаться с иглами? (Не оставлять на столе, а хранить в игольнице; если игла упадёт, сразу же её найти и  убрать в игольницу; игольницу хранить в закрытом месте, например шкатулке, коробке для рукоделия; передавать иглу лучше  через игольницу, а не из рук в руки).

СЛАЙД 4.


o1752799350.JPG

-Что делать, если пропала иголка и вы не можете ее найти?

Пропавшую иголку можно найти с помощью магнита.

У иглы есть несколько помощников-приспособлений:

  1. Английская булавка.

СЛАЙД 5.


e1752799375.JPG
  1. Булавки (применяются для скалывания деталей кроя в процессе шитья).

СЛАЙД 6.


r1752799392.JPG
  1. Напёрсток (металлический колпачок, надеваемый на палец при шитье для предохранения от укола иголкой).
  2. Нитковдеватель (представляет собой "петельку" из очень тонкой стальной проволоки, закреплённой в плоской пластинке, используется для продевания нитки в игольное ушко).

СЛАЙД 7.


z1752799409.JPG
  1. Пяльцы.
  2. Игольница.

Ребята, правила работы с иглой мы проговорили, но надо еще вспомнить правила работы с ножницами.

• Работай хорошо отрегулированными и заточенными ножницами.

• Ножницы должны иметь тупые, скруглённые концы.

• Ножницы клади кольцами к себе.

• Следи за движением лезвий во время резания.

• Не оставляй ножницы раскрытыми.

• Передавай ножницы кольцами вперед.

• Не маши ножницами, не подноси их к лицу.

• Используй ножницы по назначению.

• После окончания работы положи ножницы в футляр.

• Храни ножницы всегда в определённом месте.

4. Практическая деятельность.

Переходим к тренировочному упражнению. Будем учиться работать иглой. Но сначала научимся отмерять нитку.

СЛАЙД 8.


x1752799427.JPG

Отмерьте длину нитки одним из способов.

-Почему нитка не должна быть очень короткой и слишком длинной. (Шить неудобно.)

Теперь будем учиться вдевать нитку в иголку. При заправке нитки в иголку можно вдевать нитку, можно насаживать иглу на нитку.

СЛАЙД 9.


v1752799444.JPG

Сейчас будем учиться выполнять шов «вперед иголку». Шов состоит из стежков. Стежки должны быть одинаковой длины и расстояние между ними должно быть одинаковым. При прошивании строчки прямого стежка игла делает два прокола одномоментно, т. е. «ныряет» в ткань и сразу же «выныривает». Строчка выполняется мелкими стежками на канве по счёту нитей или на другой размеченной плотной основе.

СЛАЙД 10.

​​​​​​​

e1752799465.JPG

https://ya.ru/video/preview/8125457859394619706

5. Подведение итогов урока.

-Что нового для себя вы сегодня узнали? Чему научились? Все ли получилось с первого раза?

-Ребята, почему так говорят: «Семь раз отмерь, один раз отрежь».

Истоки этой пословицы восходят к швейному делу: лучше потратить лишнее время на измерение деталей, чем испортить вещь.

Обучение швейному делу не любит торопливости, надо стежки выполнять не торопясь, проявляя терпение и аккуратность. Недаром говорят в народе: «Есть терпенье – будет и уменье». Наберитесь терпения, и в следующий раз у вас все получится!

Источники:

Лутцева Е. А. Л. Технология. Методическое пособие с поуроч ными разработками. 1 класс : пособие для учите лей общеобразоват. организаций / Е. А. Лутцева, Т. П. Зуева. — 2-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 204 с. — ISBN 978-5-09-034287-2.

https://infourok.ru/podborka-stihotvoreniy-dlya-organizacii-uroka-605533.html?ysclid=mcyji83jwt413971469

https://2karandasha.ru/zagadki-dlya-detey/na-bukvy-ot-a-do-ya/na-bukvu-i

https://vk.com/wall-222127289_1896

Картинки:

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fimg-fotki.yandex.ru%2Fget%2F9507%2F200418627.f4%2F0_152107_42d5f32e_orig.png&lr=20647&pos=13&rpt=simage&text=картинка%20на%20прозрачном%20фоне%20игла%20и%20нитки

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fblogger.googleusercontent.com%2Fimg%2Fb%2FR29vZ2xl%2FAVvXsEjcTW_aghHqxMUvcctvKDXIyKXcefeN3kmzLKSumcQ3Y_F6cLrBUJ_ktXnav5Ok4YYLuaYqgRjjPv8-GdjsiNsARpq84UwrXX8e2d5-JnZN1Y1bYYzGwY_cIaXsBGvQPLfj97nEqyC_zHdIsv-USyztRwVeRnpGZsw1lr_FrdPhA_aA-J0SKgo3tKibJ6A%2Fs1024%2Fpngwing.com%2520(3).png&lr=20647&p=6&pos=16&rpt=simage&text=одежда%20первобытных%20людей%20и%20игла

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fcf2.ppt-online.org%2Ffiles2%2Fslide%2Fe%2FebB0QI2ri1PnsXc8EuUWzOSGmkdHhgYvo6pfx57VlR%2Fslide-19.jpg&lr=20647&pos=14&rpt=simage&text=правила%20пользования%20иглами%20информация%20для%20детей

https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2Fcdn1.ozone.ru%2Fs3%2Fmultimedia-0%2F6033808968.jpg&lr=20647&pos=0&rpt=simage&source=serp&text=булавки%20фото

https://ya.ru/images/search?img_url=https%3A%2F%2F9.allegroimg.com%2Foriginal%2F03120d%2Fb1c9f15b417cbd86e7d230a50969%2FNaparstek-Krawiecki-Niklowany-Sredni-Rozmiar-Typ-klasyczny&lr=20647&pos=14&rpt=simage&source=serp&stype=image&text=наперсток%20фото

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fimg.shveysklad.ru%2Fimages%2Fproducts%2F1%2F2304%2F787220736%2F166036.&lr=20647&pos=4&rpt=simage&text=пяльцы%20фото

https://ya.ru/images/search?from=tabbar&img_url=https%3A%2F%2Fae01.alicdn.com%2Fkf%2FH26010f0f3da240b1a3cf34d4f8b536adz%2F1-DIY.jpg&lr=20647&p=2&pos=19&rpt=simage&text=игольница%20фото


Комментарии

Обязательно в копилку этот полезный, лаконичный и содержательный ресурс! ::smile53::

6
18 July

Наталья Федоровна, благодарю Вас за приятные комментарии!

5
18 July

Очень интересная и полезная работа,Светлана Валерьевна!

6
18 July

Марина Юрьевна! Очень рада, что работа понравилась Вам!

5
18 July

Шикарно!::smile1:: Спасибо за ваше мастерство!::smile31::::smile31::::smile31::

6
18 July

Наталия Алексеевна! Вам спасибо за высокую оценку моей работы!

5
18 July

Создаваемые Вами материалы в таком формате безусловно занимательны, эстетичны и полезны. Материал - нужный и востребованный.

6
18 July

Марьяна Олеговна, благодарю Вас за интерес к моим публикациям и их высокую оценку. Очень приятно!

4
18 July

Замечательная работа ::smile1::

5
18 July

Светлана Валерьевна, предлагаю вам создать методическую папку со всеми вашими замечательными уроками и издать целый методический комплекс по подготовке уроков по труду для 1 класса! Думаю можно в сборнике Педагогического сообщества "Урок"! Там сейчас формируют новый сборник. Многие конспекты уроков можно использовать не только в 1 классе, но и в школах для детей с ОВЗ, во внеурочной работе! Спасибо вам за проделанную интересную работу!

4
19 July

Спасибо, Елена Гаврииловна! Да, у меня есть желание создать сборник моих разработок. Когда-нибудь идеи найдут свое воплощение.

1
14 September