Конспект урока труда (технологии) в 1 классе по теме «Природа и творчество. Природные материалы. Сбор листьев и способы их засушивания»

Цель: знакомство с понятием «материалы», формирование общих представлений о природных материалах, их происхождении и видах.
Задачи:
• Образовательные: повторить сведения о видах природных материалов;
• Развивающие: развивать любознательность, наблюдательность и познавательный интерес к миру природы; развивать творческое мышление, пространственное воображение, фантазию;
• Воспитательные: воспитывать бережное отношение к природе, усидчивость, аккуратность, трудолюбие, навыки взаимопомощи, художественный вкус.
Предметные результаты:
- Показать ученикам возможности использования природного материала своего края в творчестве мастеров и своём творчестве.
Метапредметные результаты:
Через вопросы, обсуждение и практическую деятельность учить первоклассников умениям:
- слушать, понимать и выполнять предлагаемое задание;
- наблюдать и отбирать природные материалы;
- называть известные природные материалы;
- сравнивать и классифицировать собранные природные материалы по их видам (листья, ветки, камни и др.);
- объяснять свой выбор предметов окружающего мира;
- делать выводы о наблюдаемых явлениях.
Личностные результаты:
-Обращать внимание детей на необходимость бережного отношения к природе, окружающему материальному пространству.
ПРЕЗЕНТАЦИЯPPTX / 6.92 Мб
Ход урока:
- Организационный момент. Эмоциональный настрой на урок.
(Проверка готовности к уроку).
Сегодняшний урок труда я начну словами писателя М. М. Пришвина: «Мы хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Мало того, чтобы сокровища эти охранять — их надо открывать и показывать».
-Как вы понимаете данные слова?
Природа очень разнообразна и богата, а мы с вами должны научиться разумно пользоваться природными богатствами, не нанося вред матушке-природе. А как это можно сделать, вы узнаете на сегодняшнем уроке.
2. Актуализация знаний и выход на тему урока.
-Ребята, посмотрите на экран. Подумайте, что объединяет представленные работы и попробуйте назвать тему сегодняшнего урока труда.
СЛАЙДЫ 1-4.
Тема урока «Природа и творчество. Природные материалы. Сбор листьев и способы их засушивания».
-Рассмотрите еще раз работы. Из какого природного материала они выполнены?
-Листья, семена, шишки, желуди и веточки - это материал, из которого изготовлены эти поделки.
-К какому миру относится этот материал, рукотворному или природному? Докажите свою точку зрения (Это природный мир. В создании листьев, семян и веточек человек не принимал участие, их создала природа).
- Усвоение новых знаний.
Мир природных материалов велик. Все природные материалы можно разделить на те, которые необходимо заготавливать летом, и те, которые доступны только осенью.
Летом и весной можно заготавливать цветы, листья, траву, бересту и многое другое. А вот осенью собирают орехи, желуди, семена многих растений, солому и другие материалы. Некоторые материалы, как мох, шишки, хвоя и ракушки, доступны в любое время года.
Существуют различные виды природных материалов:
СЛАЙД 5.
- Материалы растительного происхождения: листья, цветы, плоды, ветки, корни, кора и другие.
СЛАЙД 6.
- Материалы минерального происхождения: камни, песок, ракушки и другие.
СЛАЙД 7.
- Материалы животного происхождения: яичная скорлупа, кожа, мех, пух, перья.
Многие из них художники-мастера используют в своих работах. Но важно знать, как правильно подготовить природный материал к работе.
Начнем с листьев. Для того чтобы сохранить красоту осенних листьев существует два способа из засушивания:
-Листья можно вкладывать между страницами газеты или старого журнала, и обязательно сушить под прессом.
-Сушку утюгом можно выполнять только со взрослыми. Для качественной просушки надо включить утюг и начинать гладить листья ещё холодным утюгом. По мере его нагревания листья будут медленно высыхать.
Природа - настоящая волшебница! Она создала разнообразный мир листьев! Как много разных форм она им придумала!
СЛАЙД 8.
-Рассмотрите листья. Каким деревьям они принадлежат?
-Какие из данных деревьев можно встретить в нашей местности?
-Какие геометрические фигуры они вам напоминают?
Приглашаю вас на физминутку в лес. Будем «собирать листочки» с разных деревьев.
Ветер по лесу летал,
Ветер листики считал:
Вот дубовый,
Вот кленовый
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой,
Вот последний лист с осинки,
Ветер бросил на тропинку.
Помимо листьев можно заготовить и другие природные материалы:
- Семена-крылатки. Заготавливать надо, когда они почти совсем созрели, но ещё не утратили зеленую окраску. Хранить семена следует в картонной коробке отдельно от других материалов. При чрезмерном высыхании делаются хрупкими и ломкими.
- Шишки. При созревании и высыхании чешуйки растопыриваются. Собирать шишки надо до того, как они раскроются. Если раскрывшиеся высохшие шишки положить в воду и оставить до тех пор, пока чешуйки плотно прижмутся одна к другой, то шишка закроется.
- Практическая работа.
Приступим к практической работе. Выполним задание на рабочем листе.
СЛАЙД 9.
РАБОЧИЙ ЛИСТDOCX / 748.08 Кб
Определите, с какого дерева каждая ветка, и соедини линией. Проверьте работу в парах.
Пофантазируйте, какие поделки можно сделать, используя данные веточки.
- Подведение итогов урока.
Окружающая нас природа щедра и богата. Но мы с вами, пользуясь ее богатствами, должны беречь ее, заботится о ней.
- А что значит - беречь природу?
-К какому миру относятся изделия, изготовленные из природных материалов?
Попробуйте засушить осенние листья дома совместно с родителями. Соберите так же семена-крылатки и нераскрывшиеся шишки. А еще можно подготовить семена растений: тыквы, арбуза, подсолнечника. Данный природный материал надо будет принести на следующее занятие.
ИСТОЧНИКИ:
https://infourok.ru/urok-truda-podelki-iz-prirodnogo-materiala-1317511.html
Картинки
Кияйкина Наталья Федоровна
Сорокина Светлана Валерьевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Ивлиева Наталия Алексеевна
Сорокина Светлана Валерьевна