Конспект урока по теме «Взаимодействие общества и природы» (8 класс)
Пояснительная записка к презентации
Гюльнара Ингильевна Шаряфетдинова
учитель истории и обществознания высшей категории
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №43»
Ново-Савиновского района г.Казани
Конспект урока по теме
«Взаимодействие общества и природы.» 8 класс
Цели: дать учащимся представление о взаимосвязи человека, общества и природы.
Задачи:
- познакомить с определениями «глобальная проблема», «экологический бумеранг», «зеленая революция», «экология не знает границ».
- формировать умение анализировать разные источники информации, получать знания с их помощью.
- объяснить взаимосвязь человека, общества и природы.
- формировать собственное мнение и уметь аргументировать его.
- формировать активную экологическую позицию школьников по защите природы, собственную экологическую культуру.
Форма урока: изучение нового материала
Методы: работа в группах, опережающее задание, опрос, анализ документов и видеоматериалов, «шесть шляп»
Материалы и оборудование:
- мультимедийная установка
- учебник «Обществознание» - А.И.Кравченко. 8 класс
- презентация «Взаимодействие общества и природы»
- мультфильм «500 000 лет вместе»
- видеофрагмент выступления В.В.Путина на 70 сессии Ассамблеи ООН (сентябрь 2015 г.)
- документ ООН. Генеральная ассамблея 70 сессия. (пункты 15 и 16 повестки дня)
«Преобразование нашего мира. Повестка дня в области устойчивого развития на период до 2030 года.»
(слайд 11)
- Конституция РФ (1993 г.)
- результаты опроса
Межпредметные связи – история, география, биология
План урока
1. Проблемный вопрос
2. Этапы развития человечества и взаимодействие общества и природы.
3. Как защитить природу?
Ход урока
1. Учебная мотивация:
Просмотр мультфильма «500 000 лет вместе»
(слайд 2)
Задание №1.
Вопрос: Как вы думаете, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как бы вы назвали тему урока? (Дети высказывают свои предложения.)
2. Объявление темы урока.
(слайд 1)
3. Вопрос:
- Какие этапы развития общества вам известны?
- Как менялось отношение человека к природе?
- Как происходило взаимодействие природы и человека? Каков результат такого взаимодействия? (ответ учащихся)
4. Знакомство с понятием современности и глобальные проблемы.
(слайд 3,4)
(записи в тетрадь)
Отрицательное влияние человека на природу привело к экологическим проблемам. Какие экологические проблемы вам уже известны? (ответ учащихся)
5. Работа в группах.
Задание №2. Объясните, какой смысл заложен в понятия
1 группа – экологический бумеранг
2 группа – экология не знает границ
3 группа – зеленая революция
4 группа – что объединяет понятия «экономика» и «экология»?
(слайд 5)
Задание №3. Работа с документом (Конституция РФ)
Знакомимся и обсуждаем:
1 группа – статья 36
2 группа – статья 42
3 группа – статья 58
4 группа – обобщают и делают вывод
(слайд 6,7)
Задание №4. Перечислите международные организации, занимающиеся защитой природы
(слайд 8-10)
Задание №5. Работаем в группах.
(слайд 19)
Ребята выбирают шляпы по группам (белая,черная,желтая,зеленая; красной и фиолетовой могут воспользоваться все). Изучаем документ ООН «70 сессия Генеральной Ассамблеи» используя метод «шесть шляп»
Определить возможность реализации данного проекта
Белая шляпа – информация
Красная – эмоции (возмущение,радость)
Желтая – позитивная (преимущества, выгода)
Черная – критическая оценка данной ситуации (недостатки, угрозы)
Зеленая – творческая, креативная (разные варианты)
Фиолетовая – вывод
(слайд 12)
Приложение №1.(слайд 18)
Просмотр видеофрагмента выступления В.В.Путина в сентябре 2015 года на 70 сессии Генеральной Ассамблеи ООН
(слайд 13)
Вопрос:
- Как Президент помогает решать экологические проблемы? (применять природозаменяющие технологии)
- К кому обращается Президент нашей страны? Относится ли это обращение к тебе? Ощущаешь ли ты себя частью окружающего мира?
- Каково наше отношение к природе?
Накануне урока мы провели небольшой опрос. Предлагаю вам познакомиться с его результатами.
(слайд 13)
А теперь представьте, что произойдет с природой, если все выберут из этого опроса следующие варианты ответов: а – 3, б – 1, в – 3, г – 1 или г – 3
(слайд 14-18)
Приложение №2
Задание №6. Работаем в группах. Выделить наиболее значимое качество человека, необходимое для разрешения глобальных проблем современности:
- любопытство
- равнодушие
- невежество
- начитанность
- мужество
- безделие
- умение слушать других
- малодушие
- благоразумие
- трудолюбие
- безответственность
- желание принести пользу
- умение предвидеть последствия
- лень
- глубокие знания.
(слайд 20)
Задание №7. Вы получили опережающее задание: подготовить знаки-эмблемы «Как защитить природу». Мы готовы увидеть и услышать вашу презентацию. ( учащиеся рассказывают и показывают свои работы)
(слайд 21-37)
Задание №8. Какой из афоризмов вы бы выбрали эпиграфом к уроку и почему? (работа по группам)
● В каждом человеке «Природа всходит либо злаками, либо сорной травою; пусть же он своевременно поливает первое и истребляет второе» Ф.Бэкон
● «Все прекрасное на Земле - от Солнца, и все хорошее – от человека» М.М.Пришвин
● «Мудрость не скажет того, что противно природе» Ювенал
(слайд 38)
Домашнее задание: Всем известны сказки о джиннах, выпущенных из бутылок, которые были найдены на дне моря. Как правило, эти джинны оказывались добрыми стариками, вроде Хоттабыча, которые из благодарности совершали множество благодеяний для своих спасителей. Попытайтесь сочинить небольшой рассказ о радиоактивном или химическом джинне, вырвавшемся на свободу из контейнера.
Учитель: Закончить урок мне хочется строчками из стихотворения С.Острового.
В жизни по-разному можно жить:
В горе можно и в радости.
Вовремя есть, и вовремя пить,
Вовремя делать гадости.
А можно так:
На рассвете встать
И, помышляя о чуде,
Рукой обожженной солнце достать
И подарить его людям.
(слайд 39)
Кто готов «дарить солнце людям?»