Урок технологии в 5 классе «Древесина — природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы»

2
0
Материал опубликован 20 November 2017 в группе


 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Воробьёвицкая средняя общеобразовательная школа»

Вохомского муниципального района

Костромской области.


 

Методическая разработка урока технологии

в 5 классе по теме:

Древесина - природный конструкционный материал.

Пиломатериалы и древесные материалы.


 


 

 

Учитель: Дворецкая Тамара Николаевна.


 

Технологическая карта урока технологии в 5 классе.


 

Тема урока: Древесина - природный конструкционный материал. Пиломатериалы и древесные материалы.

Цель урока: Ознакомить учащихся с древесиной как конструкционным материалом, с видами пиломатериалов и древесных материалов; научить определять по внешнему виду образцов древесные породы; воспитывать бережное отношение к дереву и древесине.

Задачи урока:

1.     Создать благоприятные  условия  для «открытия» новых знаний;

2.     Учить планировать, контролировать, оценивать свои действия;

3.     Учить принимать решения в практических ситуациях и выполнять задание в соответствии с полученным заказом.

4.   Воспитывать бережное   отношение к дереву и древесине.


 

Инструменты и оборудование: таблицы: «Строение древеси­ны», «Пиломатериалы», «Изготовление шпона»; коллекция образцов древесных пород; комплект древесных пиломатериалов, шпона, фанеры, ДВП, ДСП; измерительные ли­нейки.

Оформление доски: тема урока; план беседы,  новые слова: древесина,  крона, ствол, луб, камбий, радиальный разрез, тангенциальный разрез, горбыль, торец, лущенный шпон; домашнее задание.

Планируемые результаты:

Личностные:

Стремление к совершенствованию своих знаний и умений по предмету «Технология».

Предметные результаты:

- понимание и определение понятий древесина, строение древесины, пиломатериалы, древесные материалы;

- уметь различать древесину;

- участвовать в индивидуальной и коллективной

творческой деятельности при выполнении практической работы.

Метапредметные результаты:

- планирование процесса познавательно-трудовой деятельности;

- планирование собственной деятельности, оценка качества и уровня усвоения;

- извлечение необходимой информации из беседы, рассказа, лекции;

- учебное сотрудничество (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в результат общей деятельности.


 


 


 


 


 

Этапы занятия

Время

(мин.)

Методы, приёмы, формы работы

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1

Организационный этап.

5 мин.

 

Приветствие учителя.

Контроль посещаемости

Готовность к уроку; наличие рабочей тетради, учебника, дневника, других необходимых принадлежностей.

2

Этап проверки домашнего задания

5 мин.

7 мин.

Устный опрос учащихся по карточкам

.

Тестирование.

Карточка 1

1. Прочитай вопрос и подготовь ответ на него:

-Что изучает дисциплина технология?

2. Для этого вспомни:

* значение термина технология;

*какие технологии использует человек.

3. Сделай вывод.

Проведение фронтального опроса по теме «Приёмы безопасной работы на верстаке».

Тест 1.

1. Как называется профессия рабочего, занятого ручной обработкой древесины?

1) столяр;

2) распиловщик;

З) токарь.

2. Чем оборудуется рабочее место для обработки древесины?

1) столярный верстак;

2) лакокрасочные материалы;

3) кресло;

4) заготовка.

3. Что не применяется для закрепления заготовок на верстаке?

1) боковой зажим;

2) клин;

3) лоток;

4) поворотные пальцы.

4. Для каких целей служит передний и задний зажим?

1) для закрепления заготовок;

2) для удобной фиксации чертежей и эскизов;

3) для закрепления инструмента.

5. В предмете «Технология» изучаются:

1) технология производства автомобилей;

2) технология создания медицинских инструментов;

3) технологии преобразования материалов, энергии, информации,

4) технологии создания самолётов и космических аппаратов.

Примерный ответ учащегося.

Технология это совокупность приёмов и способов получения, обработки или переработки сырья, материалов, полуфабрикатов, или изделий осуществляемых в процессе производства продукции. Технологией называют также определённую последовательность действий, обеспечивающих изготовление какой-либо продукции заданного качества. Каждый вид деятельности имеет свои технологии. Человек использует в своей жизни множество технологий. Например: технология общения, технология ухода за жильём, технологии обработки древесины и металла, технологии ремонтно-строительных работ, информационные технологии. Изучение предмета технологии позволит овладеть обработкой древесины и металла. Познакомит с элементами культуры дома и выполнением творческого проекта.

Работа с тестом «Приёмы безопасной работы на верстаке».

3

Подготовка учащихся к работе на этапе объяснения нового материала

3 мин.

Вводный инструктаж по правилам техники безопасности на уроке в школьной мастерской.

Беседа с классом

Древесина - один из важнейших и широко распространенный в природе материал. Лёгкость обработки и разнообразие пород позволили применять древесину для самых различных работ.

- Какие изделия из древесины вы знаете?

К каждому изделию из древесины предъявляются свои требования. Чтобы правильно определить, какую древесину необходимо использовать для изделия, нужно знать особенности каждой породы.

План.

1. Строение древесины.

2. Основные разрезы ствола.

3. Породы древесины и их текстура.

4. Виды пиломатериалов.

5. Основные виды древесных материалов.

 

 

Ответы на вопрос и беседа с учителем.

4

Этап усвоения новых знаний и способов действий

7мин.

5 мин.

5мин.

5 мин.

3мин.

Рассказ учителя.

Демонстрация комплекта древесных пиломатериалов

Изучение схемы лущения шпона

Изучение схемы склеивания фанеры.

Дерево состоит из ствола, корня, сучьев, листьев или хвои (рисунок в учебнике). Ствол дерева имеет более толстую (комлевую) часть у основания и более тонкую – вершинную. Сверху ствол покрыт корой. Кора является «одеждой» для дерева и состоит из наружного пробкового слоя и внутреннего - лубяного. Пробковый слой коры является отмершим. Лубяной слой служит проводником соков, питающих дерево. Основная внутренняя часть ствола дерева состоит из древесины. В свою очередь, древесина ствола состоит из множества слоёв, которые на разрезе видны как годичные кольца. По числу годичных колец определяют возраст дерева.

Рыхлый и мягкий центр дерева называют сердцевиной. От сердцевины к коре в виде светлых блестящих линий простираются сердцевинные лучи. Они имеют различную окраску и служат для проведения воды, воздуха и питательных веществ внутрь дерева. Сердцевинные лучи создают рисунок (текстуру) древесины.

Камбий – тонкий слой живых клеток, расположенный между корой и древесиной. Только из камбия происходит образование новых клеток.

Древесина как природный конструкционный пиломатериал получается из стволов деревьев при распиливании вдоль волокон. Пиление происходит на лесопильных рамах.

Виды пиломатериалов: брус, бруски, доски обрезные и необрезные, горбыль, пластина, четвертина.

Виды материалов: шпон, фанера, ДВП, ДСП

Шпон срезают острым ножом специального лущильного станка при вращении бревна. При этом бревно раскатывается в ленту шпона.

Листы шпона смазываются клеем и укладываются друг на друга так, чтобы направление волокон у них было перпендикулярно друг другу.

 

Работа с рисунками в учебнике и таблицей «Строение древесины».

Работа с учебником и с комплектом древесных материалов

Самостоятельная работа с текстом учебника.

5

Этап закрепления новых знаний и способов действий

10мин.

Беседа по закреплению новых знаний.

- На какие две группы пород делится вся древесина? (Лиственные и хвойные)

-Приведите пример лиственных пород. (Берёза, осина, дуб).

-Приведите примеры хвойных пород. (Сосна, ель, кедр, пихта).

-По каким признакам различают породы древесины? (Текстура, запах, твёрдость, цвет).

- Что называют текстурой древесины? (Рисунок на поверхности, образованный в результате перерезания годичных колец и волокон)

Как получают ДСП? (Путём прессования и склеивания древесины в виде стружки, опилок, древесной пыли).

Что можно изготовить из ДСП? (Мебель, двери, перегородки, стены и т.д.).

Как получают ДВП? (Прессованием из пропаренной и измельченной до отдельных волокон древесины).

Где применяется ДВП? (Для внутренней отделки помещений, производства мебели и дверей).

Учащиеся беседуют с учителем и отвечают на вопросы.

6

Этап применения знаний и способов действий

15мин.

Лабораторная работа

Цели работы:

1. Ознакомить учащихся с внешним видом наиболее распространённых пород древесины, образцов пиломатериалов, фанеры, ДСП, ДВП.

2.Научить школьников по внешнему виду образцов определять породу древесины и вид пиломатериала.

Текущий инструктаж по технике безопасности

Учитель раздаёт учащимся образцы различных пород древесины, комплекты пиломатериалов, образцы фанеры, листы ДВП и ДСП.

Порядок выполнения работы.

Задание 1.

Заполнить таблицу по результатам изучения образцов древесины (№ образца, текстура, порода, область применения).

Задание 2.

Заполнить таблицу по результатам изучения образцов пиломатериалов (№ образца, толщина/ширина образца, вид пиломатериала, область применения).

Выполнение лабораторной работы

7

Этап обобщения и систематизации знаний

7мин.

Контрольные вопросы и задания

1. Назовите хвойные и лиственные породы древесины.

2.Назовите достоинства и недостатки древесины.

3. Из какого материала изготовляют фанеру?

4. Выполните рисунок доски и укажите основные элементы пиломатериалов.

Ответы на вопросы и выполнение задания.

8

Этап контроля и самоконтроля знаний и способов действий

5мин.

Карточки с вопросами по закреплению полученных знаний

Вопросы:

1. Из каких частей состоит дерево?

2.Что показывают годичные кольца?

3.В сказках и рассказах русских писателей встречаем слова «береста» и «лыко». Что они означают? Какие изделия изготавливают из бересты и лыка?

4. Что такое шпон?

5.Какие недостатки имеют древесные материалы?

Самостоятельная работа по карточкам в парах.

1. Ствол, корень, ветки и листья.

2.Возраст дерева.

3. Береста - пробковый слой, кора дерева. Из неё изготавливают корзины, туески, короба. Лыко – лубяной слой, луб. Из лыка плетут мочалки, плетут лапти и т. д.

4.Тонкий листовой материал, полученный лущением.

5. Боятся сырости, под действием воды фанера расслаивается, а плиты разбухают, теряют прочность и рассыпаются.

9

Этап информирования учащихся о домашнем задании

3мин.

   

Учащиеся записывают домашнее задание в дневники.

Подготовить устный развёрнутый ответ на вопросы:

Строение древесины и её породы.

Основные виды пиломатериалов и древесных материалов.

10

Этап подведения итогов занятия

2мин.

 

Подведение итогов урока, выставление оценок в журнал и дневники.

 

11

Этап рефлексии

3мин.

Карточки разного цвета в форме листьев дерева.

Карточка красная - я всё понял, урок понравился.

Зелёная карточка – не запомнил некоторые новые слова и понятия, но урок понравился.

Синяя карточка – плохо понял объяснение учителя, урок не понравился.

Закрепление карточек- листочков на рисунке дерева.


 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации