12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ширинкина Марина Григорьевна24
Россия, Пермский край, Пермь
1

Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе на тему: «Да святится имя твое…» (по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)



Конспект урока внеклассного чтения в 8 классе на тему: «Да святится имя твое…»

(по повести А.И.Куприна «Гранатовый браслет»)

Слово учителя.

                                                                         Не бывает любви несчастной, 

                                                                             Может быть она долгой, трудной,

                                                                       Безответной и безрассудной,

                                                                            Может быть смертельно опасной

                                                                              Но несчастной любовь не бывает,

                                                                Даже если она убивает.

                                                                 Тот, кто этого не усвоит,

                                                                         И счастливой любви не стоит.

                                                                                                     Б. Заходер

Даже безответная любовь по словам Ф. И. Тютчева благодатна:

Душа, увы, не выстрадает счастья,

Но может выстрадать себя.

Цель: В чем же загадка любви по Куприну? В понимании, в доверии к голосу сердца? В вечности постоянства?

Все персонажи «Гранатового браслета» существовали. Куприн сам писал об этом в одном из своих писем: «Это – помнишь? – печальная история маленького телеграфного чиновника П. П. Жолтикова, который был так безнадежно, трогательно и самоотверженно влюблен в жену Любимова».

Сюжет повести был подсказан Куприну крупным государственным чиновником Д. Н. Любимовым.

Жена Любимова в течение многих лет получала поэтические послания от мелкого чиновника Петра Петровича Жолтикова и в первый день Пасхи он послал ей браслет: толстую позолоченную цепочку и на ней подвешено маленькое красивое эмалевое яичко со словами «Христос Воскрес».

Обращаемся к тексту.

В чем особенность характера героини рассказа? (В описании характера главной героини во 2 гл. мы обнаруживаем настойчивое звучание слова холодный. Холодная и высокомерная красота осенних цветов предшествует описанию холодного и гордого лица Веры Николаевны Шеиной).

Беседа с использованием текста.

- Лицо не всегда раскрывает душу человека. Чтобы понять, насколько Вера чутка к другим, надо поразмыслить над тем, как она воспринимает жизнь.

- Она в саду (найти в тексте).

Смена ненастья теплыми днями не вызывают у нее никаких мыслей и чувств, а ведь жизнь идет, лето сменяется осенью, молодость – старостью, но княгиня не способна почувствовать этот неумолимый ход времени.

- В 3 главе?

Картина осеннего великолепия и близость моря создают такое яркое впечатление, что даже сестра Анна не может удержаться от восклицания: «Как я благодарна богу за те чудеса, которые он для нас сделал».

По-иному воспринимает эти чудеса Вера: «Когда я в первый раз вижу море…, оно меня и волнует, и радует, и поражает… Но потом, когда привыкну к нему, оно начинает меня давить своей пустотой…Я скучаю, глядя на него, и уж стараюсь больше не смотреть. Надоедает».

- Почему? Как помогает понять характер героини ее отношение к природе?

Действительно, она привыкла, живя здесь. Обилие красок рождает в ее душе пресыщение, ослабляет зрение и слух, но так бывает не со всеми людьми, а только с теми, у кого ленивое сердце, они быстро устают удивляться.

Слово учителя.

Есть у Куприна одна заветная тема. Он прикасается к ней целомудренно, благоговейно и нервно. Да иначе к ней и нельзя прикасаться. Это тема любви.

Беседа.

- Из каких источников мы узнаем о любви Желткова? Как эти рассказы характеризуют и молодого человека, и того, кто о нем рассказывает?

Работаем в группах. Каждая группа анализирует эпизоды:

1.Письмо Вере (стр.126-127)

2.Рассказ князя Шеина (стр.130-131)

3.Исповедь Желткова (148-149)

4.Рассказ Веры (141-142)

Беседа.

- С какой целью посылался браслет? Ведь Желтков разрушил семейную реликвию.

- Что он значил для Желткова?

- Отличался ли этот подарок от остальных?

- Какова реакция окружающих на этот подарок?

- Верят ли они в возможность великой, всепоглощающей любви?

- Был ли предрешен трагический финал повести?

- Кто виноват в том, что любовь «бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды» прошла мимо княгини Веры, прошла любовь, о которой мечтает каждая женщина?



Музыка. Бетховен. 2 соната.

Зачитывается письмо.

- Что поразило вас? (Вера: «Как мне надоела эта история»).

Беседа.

- Как вы думаете, изменится ли она сама после пережитого?

- Начнет ли новую жизнь? Или выбитая на несколько часов из привычного существования, вновь вернется в свое царство покоя? («Нет, нет, - он меня простил теперь. Все хорошо». К ней вернулось состояние душевного уюта, ведь ленивое сердце так легко поддается уговорам, и оно успокоится прежде, чем высохнут слезы. А воспоминание о Желткове будет предано забвению, и гранатов браслет никогда не попадется ей на глаза).

- Какие детали помогают нам заглянуть в душу этой холодной красавицы?

- Можно ли говорить о духовном единении Желткова и Веры?

- Согласны ли вы со словами генерала Аносова, что «любовь должна быть трагедией, величайшей тайной в мире?»

Слово учителя.

Особую силу «Гранатовому браслету» придает то, что в нем любовь существует как нежданный подарок, - поэтический и озаряющий жизнь – среди обыденщины, среди трезвой реальности и устоявшегося быта.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.