Конспект урока литературы в 6 классе по теме «А.И.Куприн «Чудесный доктор»»
МБОУ «СОШ» с.Чёрныш
Конспект урока литературы
по теме «Тема служения людям»
( По рассказу «А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
Подготовила:
Смолева Н.Ю., учитель русского языка и литературы
Тема урока: «Тема служения людям» (По рассказу «А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
Учитель: Смолева Надежда Юрьевна
Место работы: МБОУ «СОШ» с. Чёрныш, Прилузский район, Республика Коми
Должность: учитель русского языка и литературы
Предмет: литература
Класс: 6 класс
Базовый учебник: Литература 6 класс. Учебник для общеобразоват. Организация с прил. на электр. носителе. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2/ В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин/ ; под ред. В.Я.Коровиной. - 4-е изд. -М.: Просвещение, 2015.
Педагогические цели урока: создать условия для ознакомления с личностью ученого Н.И.Пирогова, отслеживания судьбы героев, определения проблемы гуманного отношения к личности, закрепления знаний о рождественском рассказе как о жанре и его особеностях; способствовать формированию представления об А.И.Куприне как о талантливом русском писателе.
Планируемые результаты обучения:
Предметные:
познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве А.И.Куприна, о своеобразии его мастерства; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; владеть навыками анализа художественного произведения; уметь различать образ рассказчика и автора в произведении; иметь представление о личности Н.И.Пирогова – ученого, врача, педагога и отзывчивого человека, о рождественском рассказе как о жанре и его особенностях;
Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию;
Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;
Коммуникативные: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения, чтения по ролям; составлять устные рассказы; давать ответы на вопросы, используя цитирование;
Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в ресурсах Интернета.
Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений
Оборудование:
мультимедийный проектор и экран,
презентация к уроку,
карточки с заданиями для самостоятельной работы,
карточки «Продолжи предложение»
Технологическая карта урока русского языка в 6 классе
по теме «Тема служения людям» (По рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)
Формы и методы работы |
Деятельность учителя |
Деятельность учащихся |
|
1. Организационный этап. Цель этапа: включение учащихся в деятельность. Длительность этапа - 1 мин. |
Использование приветствия позволит создать в классе благоприятный морально-психологический настрой на предстоящую совместную деятельность. |
Создает эмоциональный настрой. Приветствует учащихся. Создаёт эмоциональный - Доброе утро! Я рада видеть вас на уроке и желаю вам новых открытий на уроке. |
Учащиеся приветствуют учителя.
|
II. Постановка целей и задач. |
Прием «Мозговой штурм» |
Создаёт проблемную ситуацию. - На прошлом уроке мы говорили о том, какая мысль дорога автору в рассказе «Чудесный доктор», какие реальные события легли в основу рассказа. Мы пришли к выводу о том, что такое милосердие, сострадание, сочувствие не имеют фамилии. Готовность прийти на помощь вырабатывается всей жизнью человека. - Как вовремя понять и увидеть того, кому нужна помощь? «Что значат слова А.И. Куприна: «А главное – не падайте никогда духом»? Именно на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке. |
Учащиеся слушают, пишут число и тему урока. |
III. Изучение нового материала. Анализ рассказа. Чтение по ролям фрагмента рассказа «Разговор с матерью». Чтение фрагмента рассказа «Встреча Мерцалова с незнакомцем» Словарная работа Рассказ об Н.И.Пирогове. (индивидуальное домашнее задание учащегося) (5 мин.) |
Беседа Выразительное чтение Выразительное чтение Беседа Выразительное чтение
Словарная работа бескорыстный благодетель Сообщение (подготовленное дома) |
- Кто герои рассказа? - В какой ситуации мы впервые встречаемся с братьями Гришей и Володей? - Почему мальчикам было трудно оторваться от «этого очаровательного зрелища»? - В каком ином мире живут эти мальчуганы? - Найдите описание жилища детей и прочитайте. - Какие слова помогают понять тяжёлое положение семьи? - Как семья Мерцаловых оказалась в бедственной ситуации? - Как члены семьи выходят из тяжёлого положения, как они относятся друг другу. - Мы знаем, что мать просила сыновей передать письмо бывшему хозяину мужа. Мальчики возвратились домой. - Какие события произошли дальше? Опишите портрет отца мальчиков? - Что предпринял Мерцалов, чтобы изменить ситуацию? - Какой выход из ситуации вы могли бы предложить Мерцалову как отцу трех детей? - Как мы знаем, помощь предлагает незнакомый человек. - Какие перемены к лучшему стали происходить с Мерцаловым после слов: «Может быть, вместе придумаем что-нибудь для вас?» - Каким человеком оказался незнакомец? - Что значит быть бескорыстным человеком? - Как автор передает свое отношение к незнакомцу, какими словами называет его? -Как Мерцалов узнал настоящее имя чудесного доктора? |
Учащиеся отвечают на вопросы «Братья стояли у витрины гастрономического магазина, в 12-градусный мороз и хохотали…На самом деле они были голодными и несли письмо по поручению матери». Во всем чувствуется чувствуется приближение Рождества: звуки польки, сияющие ёлки, визг, яркие витрины, нарядные дамы». Выразительное чтение учащимся отрывка. (стр.6-7) Учащиеся находят слова и выражения Отвечают на вопросы, приводя примеры из текста. Читают по ролям
Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе, без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца. Обегал чуть ли не полгорода, чтобы найти несколько копеек на лекарство больной дочери. Учащиеся предлагают разные варианты с точки зрения современного человека Читают по ролям 2 ученика. Учащиеся объясняют лексическое значение слова. Читают определение слова из словаря С.И.Ожегова. Старик, доктор, невидимый доктор, чудесный доктор, неожиданный благодетель, святой человек. Учащиеся слушают рассказ одноклассника. |
III. Самостоятельная работа в парах (См. Приложение к уроку.) |
Работа в парах
|
Ребята, перед вами на партах карточки с заданиями. Прочитайте задание и ответьте на вопросы. |
Отвечают на вопросы |
IV. Итог урока. Рефлексия |
Приём «Продолжи предложение» |
Учитель читает слова эпиграф к уроку, высказывание А.И.Куприна, Ребята, я предлагаю вам закончить урок вашим высказыванием. Оно перед вами: (См. Приложение к уроку) |
|
IV. Объчснение домашнего задания. |
Написать сочинение-миниатюру (по выбору): «Рецепт профессора Н.И.Пирогова» «Рассказ заставил меня задуматься…» 2.Прочитать повесть А.С.Грина «Алые паруса». |
Литература
Литература. 6 класс:система уроков по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной/ авт.-сост. А.Н.Замышляева. – Волгоград: Учитель, 2014.
Вахненко Е. Н. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой» //Литература в школе. 2009. №1.
Серия уроков по литературе. 5–7-е классы. Бондарчук Розалия Викторовна, учитель русского языка и литературы, Иванова Маргарита Валерьевна, учитель русского языка и литературы.
Приложение к уроку
Карточка 1.
Как вы думаете, какова тематика рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»?
Расскажите об особенностях рождественского рассказа, используя записи из тетради с прошлого урока.
Карточка 2.
Как вы думаете, какова проблематика рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»?
Какой нравственный урок дает нам, читателям, А.И.Куприн как автор?
Карточка 3.
Ребята, продолжите высказывание, которое вам нравится:
Быть «чудесным доктором» - это значит…
Чудо – это…
Милосердие я понимаю так…
Рассказ заставил меня задуматься…
Пример семьи Мерцаловых говорит о том, …
Профессор Пирогов выписал рецепт не только…
Работы учащихся
Сафонова Елена Валерьевна