СКИДКА 40% НА ДЕЙСТВИТЕЛЬНО ИНТЕРЕСНЫЕ И ПОЛЕЗНЫЕ ВЕБИНАРЫ И КУРСЫ ОТ УРОК.РФ – АКЦИЯ ДЕЙСТВУЕТ ДО 31 ДЕКАБРЯ 2019
12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
Материал опубликовал
Смолева Надежда Юрьевна74
После окончания филологического факультета КГПИ работаю в школе и об этом не жалею. Школа - это моя жизнь, дом и семья.
Россия, Коми респ., Прилузский район, c. Чёрныш

МБОУ «СОШ» с.Чёрныш

Конспект урока литературы

по теме «Тема служения людям»

( По рассказу «А.И.Куприна «Чудесный доктор»)


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Подготовила:

Смолева Н.Ю., учитель русского языка и литературы

Тема урока: «Тема служения людям» (По рассказу «А.И.Куприна «Чудесный доктор»)

Учитель: Смолева Надежда Юрьевна

Место работы: МБОУ «СОШ» с. Чёрныш, Прилузский район, Республика Коми

Должность: учитель русского языка и литературы

Предмет: литература

Класс: 6 класс

Базовый учебник: Литература 6 класс. Учебник для общеобразоват. Организация с прил. на электр. носителе. 5 класс. В 2-х частях. Ч. 2/ В.П.Полухина, В.Я.Коровина, В.П.Журавлев, В.И.Коровин/ ; под ред. В.Я.Коровиной. - 4-е изд. -М.: Просвещение,  2015.

Педагогические цели урока: создать условия для ознакомления с личностью ученого Н.И.Пирогова, отслеживания судьбы героев, определения проблемы гуманного отношения к личности, закрепления знаний о рождественском рассказе как о жанре и его особеностях; способствовать формированию представления об А.И.Куприне как о талантливом русском писателе.

Планируемые результаты обучения:

Предметные:

познавательная сфера: владеть знаниями о творчестве А.И.Куприна, о своеобразии его мастерства; выявлять в тексте художественно значимые изобразительно-выразительные средства языка; владеть навыками анализа художественного произведения; уметь различать образ рассказчика и автора в произведении; иметь представление о личности Н.И.Пирогова – ученого, врача, педагога и отзывчивого человека, о рождественском рассказе как о жанре и его особенностях;

Личностные: осознавать личностный смысл учения; проявлять готовность к саморазвитию;

Регулятивные: овладевать способностями понимать учебные задачи урока, оценивать свои достижения на уроке;

Коммуникативные: владеть различными видами пересказа, навыками выразительного чтения, чтения по ролям; составлять устные рассказы; давать ответы на вопросы, используя цитирование;

Познавательные: ориентироваться в справочной литературе; отвечать на вопросы учителя; сравнивать и делать выводы; находить нужную информацию в учебнике, в ресурсах Интернета.

Тип урока: урок комплексного применения знаний и умений

Оборудование:

мультимедийный  проектор и экран,

презентация к уроку,

карточки с заданиями для самостоятельной работы,

карточки «Продолжи предложение»

Технологическая карта урока русского языка в 6 классе

по теме «Тема служения людям» (По рассказу А.И.Куприна «Чудесный доктор»)

Этап урока

Формы и методы работы

Деятельность учителя

Деятельность

учащихся

1. Организационный этап.

Цель этапа: включение учащихся в деятельность.

Длительность этапа - 1 мин.

Использование приветствия позволит создать в классе благоприятный морально-психологический настрой на предстоящую совместную деятельность.

Создает эмоциональный настрой. Приветствует учащихся. Создаёт эмоциональный

- Доброе утро! Я рада видеть вас на уроке и желаю вам новых открытий на уроке.

Учащиеся приветствуют учителя.

 

II. Постановка целей и задач.

Прием «Мозговой штурм»

Создаёт проблемную ситуацию.

- На прошлом уроке мы говорили о том, какая мысль дорога автору в рассказе «Чудесный доктор», какие реальные события легли в основу рассказа. Мы пришли к выводу о том, что такое милосердие, сострадание, сочувствие не имеют фамилии. Готовность прийти на помощь вырабатывается всей жизнью человека.

- Как вовремя понять и увидеть того, кому нужна помощь? «Что значат слова А.И. Куприна: «А главное – не падайте никогда духом»? Именно на эти вопросы мы постараемся ответить сегодня на уроке.

Учащиеся слушают, пишут число и тему урока.

III. Изучение нового материала.

Анализ рассказа.

Чтение по ролям фрагмента рассказа «Разговор с матерью».

Чтение фрагмента рассказа «Встреча Мерцалова с незнакомцем»

Словарная работа

Рассказ об Н.И.Пирогове. (индивидуальное домашнее задание учащегося) (5 мин.)

Беседа

Выразительное

чтение

Выразительное

чтение

Беседа

Выразительное

чтение

 

Словарная работа

бескорыстный

благодетель

Сообщение

(подготовленное

дома)

- Кто герои рассказа?

- В какой ситуации мы впервые встречаемся с братьями Гришей и Володей?

- Почему мальчикам было трудно оторваться от «этого очаровательного зрелища»?

- В каком ином мире живут эти мальчуганы?

- Найдите описание жилища детей и прочитайте.

- Какие слова помогают понять тяжёлое положение семьи?

- Как семья Мерцаловых оказалась в бедственной ситуации?

- Как члены семьи выходят из тяжёлого положения, как они относятся друг другу.

- Мы знаем, что мать просила сыновей передать письмо бывшему хозяину мужа. Мальчики возвратились домой.

- Какие события произошли дальше?

Опишите портрет отца мальчиков?

- Что предпринял Мерцалов, чтобы изменить ситуацию?

- Какой выход из ситуации вы могли бы предложить Мерцалову как отцу трех детей?

- Как мы знаем, помощь предлагает незнакомый человек.

- Какие перемены к лучшему стали происходить с Мерцаловым после слов: «Может быть, вместе придумаем что-нибудь для вас?»

- Каким человеком оказался незнакомец?

- Что значит быть бескорыстным человеком?

- Как автор передает свое отношение к незнакомцу, какими словами называет его?

-Как Мерцалов узнал настоящее имя чудесного доктора?

Учащиеся отвечают на вопросы

«Братья стояли у витрины гастрономического магазина, в 12-градусный мороз и хохотали…На самом деле они были голодными и несли письмо по поручению матери».

Во всем чувствуется чувствуется приближение Рождества: звуки польки, сияющие ёлки, визг, яркие витрины, нарядные дамы».

Выразительное чтение учащимся отрывка. (стр.6-7)

Учащиеся находят слова и выражения

Отвечают на вопросы, приводя примеры из текста.

Читают по ролям

 

Он был в летнем пальто, летней войлочной шляпе, без калош. Его руки взбухли и посинели от мороза, глаза провалились, щеки облипли вокруг десен, точно у мертвеца.

Обегал чуть ли не полгорода, чтобы найти несколько копеек на лекарство больной дочери.

Учащиеся предлагают разные варианты с точки зрения современного человека

Читают по ролям 2 ученика.

Учащиеся объясняют лексическое значение слова.

Читают определение слова из словаря С.И.Ожегова.

Старик, доктор, невидимый доктор, чудесный доктор, неожиданный благодетель, святой человек.

Учащиеся слушают рассказ одноклассника.

III. Самостоятельная работа в парах (См. Приложение к уроку.)

Работа в парах

 

Ребята, перед вами на партах карточки с заданиями. Прочитайте задание и ответьте на вопросы.

Отвечают на вопросы

IV. Итог урока. Рефлексия

Приём «Продолжи предложение»

Учитель читает слова эпиграф к уроку, высказывание А.И.Куприна,

Ребята, я предлагаю вам закончить урок вашим высказыванием. Оно перед вами:

(См. Приложение к уроку)

 

IV. Объчснение домашнего задания.

 

Написать сочинение-миниатюру (по выбору):

«Рецепт профессора Н.И.Пирогова»

«Рассказ заставил меня задуматься…»

2.Прочитать повесть А.С.Грина «Алые паруса».

 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Литература

Литература. 6 класс:система уроков по учебнику под редакцией В.Я.Коровиной/ авт.-сост. А.Н.Замышляева. – Волгоград: Учитель, 2014.

Вахненко Е. Н. «Каждый человек может быть добрым, сострадательным, интересным и красивым душой» //Литература в школе. 2009. №1.

Серия уроков по литературе. 5–7-е классы. Бондарчук Розалия Викторовнаучитель русского языка и литературы, Иванова Маргарита Валерьевнаучитель русского языка и литературы.


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Приложение к уроку

Карточка 1.


 

Как вы думаете, какова тематика рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»?

Расскажите об особенностях рождественского рассказа, используя записи из тетради с прошлого урока.


 


 

Карточка 2.

Как вы думаете, какова проблематика рассказа А.И.Куприна «Чудесный доктор»?

Какой нравственный урок дает нам, читателям, А.И.Куприн как автор?


 


 


 

Карточка 3.

Ребята, продолжите высказывание, которое вам нравится:

Быть «чудесным доктором» - это значит…

Чудо – это…

Милосердие я понимаю так…

Рассказ заставил меня задуматься…

Пример семьи Мерцаловых говорит о том, …

Профессор Пирогов выписал рецепт не только…


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 


 

Работы учащихся


 


 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (1)

Сафонова Елена Валерьевна, 30.03.18 в 12:27 0 Ответить Пожаловаться
Прекрасная разработка, но она, к сожалению, уже была опубликована здесь: https://infourok.ru/konspekt-uroka-literaturi-v-klasse-aikuprin-chudesniy-doktor-2656561.html
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.