Урок внеклассного чтения по повести В. К. Железникова «Чучело» в 7 классе

7
0
Материал опубликован 11 November 2015 в группе
Урок внеклассного чтения по повести В. К. Железникова «Чучело»

«Они же чудики, а мы обыкновенные…»

7 класс

Вид урока:

  • эвристическая беседа, модифицированная приемами образовательной технологии РКМЧП (Развитие критического мышления через чтение и письмо)

Цель:

  • определить сущность понятия героя-чудика у В. Железникова

Задачи:

  • развивать умение критически мыслить
  • способствовать формированию нравственной позиции учащихся
  • способствовать развитию внимания к художественной детали
  • продолжить работу по развитию диалогической речи учащихся

Оборудование:

  • видеофильм Р.Быкова «Чучело»
  • репродукция иконы с изображением святого Николая Чудотворца

Ход урока

  • Фаза вызова.

Вступительное слово учителя.

Сегодня мы продолжаем разговор о повести В.К. Железникова «Чучело», книги, которая будоражит мысль и чувства, которая никого не оставляет равнодушным, заставляет сопереживать.

В финале повести один из героев произносит слова: «Они же чудики, а мы обыкновенные…»

Запись темы урока. Постановка цели.

Кто же такие «они»? (Ленка Бессольцева, ее дедушка).

А «мы»? (одноклассники)

Какое слово в этой цитате несет основную смысловую и эмоциональную нагрузку? («чудики»)

Попытаемся выяснить, кто же такие «чудики»? Чем чудики отличаются от других?

Подберем однокоренные слова к этому слову. (Чудесный, чудак, чудеса, чудище, чудотворец, чудной). Запись учителем на доску по мере называния.

А теперь синонимы. (Необычный, странный, отличающийся от других, неординарный, поразительный, не от мира сего). Те, кого обыватели называют «дурочками».

Именно такими не от мира сего, непохожими на них кажутся обыкновенным людям Ленка и ее дедушка. Уже при первом своем появлении в городке жителям они предстают чудаками.

Почему? (Ленка «не уставала удивляться странностям жизни: грачи улетали, чтобы обязательно вернуться, паром вытаскивали из воды, чтобы весной опустить на реку; деревья опадали, чтобы снова обрасти молодыми и крепкими листьями. Вот такая у нее была славная и интересная жизнь».

А дед тратит все сбережения, свою пенсию на картины древнего предка, крепостного художника, а сам, Заплаточник, ходит в старом, поношенном пальто).

И мы чувствуем уже с самого начала, что в этих героях есть какое-то чудо, искра Божья.

Попробуем разглядеть: какое это чудо?

  • Фаза реализации.

Беседа с учащимися.

Использование в беседе приема «Толстые и тонкие вопросы»

От чьего лица ведется повествование? (от лица автора и самой Ленки).

Почему автор «заставляет» героиню переживать эту трагедию, заново мучиться, рассказывать? (Бессольцева словно второй раз переживает ту же жизнь, переосмысляет все. Высший суд – внутри человека! Она в новом свете увидит и себя, и Димку Сомова.)

Мы постепенно знакомимся с участниками событий, отзвук которых, «как колокольный звон, долго еще носился над городом, отзываясь по-разному в жизни тех людей, которые были в них замешаны…»

Одни из главных участников этих событий – шестиклассники, ваши ровесники. Мы познакомились с ребятами на прошлом уроке. Железников говорит о каждом из них: о том, каковы их жизненные принципы, как они держат себя, говорят, как выглядят, даже как смеются.

Л. Толстой говорил: «Улыбка скажет о человеке все. Добр или зол, умен или нет, красив ли – все покажет».

В. Железников внимательно следит за улыбками своих героев.

Индивидуальное задание. Ученица выбрала из текста повести описания улыбок разных героев. Угадайте, чья:

«коротко засмеялась, как кнутом щелкнула» (Миронова)

«зашелся мелким смехом от собственного остроумия» (Рыжий)

«странная многозначительная и таинственная улыбка» (Шмакова)

«противно хохотнул» (Валька)

«коротко засмеялась, будто колокольчик, звякнул и упал в траву» (Ленка Бессольцева)

«жалкая улыбочка ползла по губам» (Димка Сомов)

А еще Ленка, сравнивая Димку со скульптурой «Уснувший мальчик», отмечает, что у уснувшего мальчика улыбка испуганная, а у Сомова – надменная.

Именно смех, язвительный, злой, нехороший, настораживает нас в сцене встречи Ленки одноклассниками.

Как они ведут себя? («выкаблучиваясь каждый на свой лад», пытаясь перещеголять друг друга в бесцеремонности и наглости; они смеются над ней. И слово за слово, невзначай появляется прозвище Чучело.)

Обратите внимание на доску, где записаны значения слова «чучело»:

Фигура животного из набитой чем-нибудь шкуры его.

Пугало для птиц в виде куклы наподобие человека.

О грязном, небрежно одетом и т. п. человеке.

В каком значении используется это слово? Какое страшное, мертвое, бездуховное, безнравственное прозвище!

А Ленка как ведет себя? (тоже начала смеяться). Почему? (она доверчивая, открытая; думала, что они просто веселые люди; как новенькая хотела понравиться).

В чем она начала подыгрывать им и за что потом будет винить себя? (Ленка поддалась, поддакнула им, отступила: предала дедушку, смеялась над Рыжим… И в этом начало ее трагедии).

С этого момента конфликт развивается по нарастающей. Очень часто на вопрос взрослых: «Что у вас тут происходит?» - ребята отвечают: «Мы играем».

Использование приема «Ассоциации». С чем ассоциируется у вас слово «игра»? (детство, веселье, радость. Ассоциируется с чем-то светлым, хорошим, беззаботным).

А какое определение можно подобрать к этому слову в повести Железникова? (жестокие, страшные, недетские). Согласитесь, несочетаемые слова. И в этот момент герои перестают быть «обыкновенными детьми». Как называет их автор теперь? («стая»).

Каковы правила их игр? (сильный подавляет слабого).

Каковы же эти страшные игры? (игра-бойкот, игра-травля, игра-сожжение чучела). Эти страницы в повести самые напряженные, драматичные…

За что они гоняют, как зайца, Ленку Бессольцеву? (за предательство, но и за то, что она не такая, как все, не похожая на них).

Чем же она не похожа на них? (своим внешним видом: одноклассники видят у нее только «маскировочный халат», «улыбку до ушей». И лишь дедушка сумел увидеть то, как преображалось ее лицо, каким открытым оно становилось, когда она улыбалась: «на лице ее жила ни на что не похожая, одной ей данная улыбка…» А сам автор, описывая внешность героини, подмечает ангельскую деталь в ее облике: на спине у нее «торчали, как крылышки, лопатки», а взбегая вверх по улице, она «словно делала разбег, чтобы взлететь в небо»).

Железников отмечает еще одну выразительную деталь в ее портрете. Какую? (глаза).

Индивидуальное задание. Ученица выбрала из текста повести описания глаз Лены. Послушаем.

«большие, печальные»

«вдохновенные»

«восторженные»

«глаза, которые то затухали, как облитые водой горящие угли, то вновь пламенно и неожиданно вспыхивали»

Какие эпитеты, необычные сравнения использует автор для описания глаз героини, зеркала души человека!

С кем сравнивает Ленку Николай Николаевич? (С Машкой) В чем сходство? (Такое же лицо милое, лик святой, жертвенница, святая душа, такая же светлая (не случайно дает автор такое имя своей героине, в переводе с греческого обозначающее «светлая, ясная»), человек с искрой Божьей в душе).

Почему Димка Сомов сравнивается со скульптурным изображением, а Лена Бессольцева - с портретом? (камень холодный, бездушный, а портрет сделан красками, что-то живое чувствуется в картине).

Особенно ярко эта оппозиция «холодность- теплота» проявляется во взаимоотношениях Ленки Бессольцевой и Димки Сомова.

Как по отношению к Ленке поступает Сомов? (как предатель, подлый и малодушный человек). Что такое «малодушие»? (отсутствие твердости духа, мужества, решительности). Что страшнее: жестокость Железной Кнопки или подлость Димки Сомова? (подлость Сомова, она скрытная, исподтишка).

Был ли миг, когда Сомов мог еще спасти в себе человека? («Димка стоял около чучела, низко опустив голову. Я замерла – ждала в последний раз! Ну, думала, он сейчас оглянется и скажет: «Ребята, Ленка ни в чем не виновата…Все я!») И Ленка ждала, надеялась, ибо обладала удивительной способностью даже «в падшем человеке разглядеть мгновение величия».

Но именно он поджигает чучело…

Каким Сомов показался тогда Бессольцевой? («маленьким безголовым поджигателем». Какая выразительная деталь!)

С уроков истории вы знаете, что сожжение на костре пришло из древности, но особенно ярко запылали костры во времена инквизиции. Жгли тех, кто мыслил по-другому:

Немногих, поникавших в суть вещей

И раскрывавших всем души скрижали,

Сжигали на кострах и распинали,

Как всем известно, с самых ранних дней.

И. Гете

Посмотрим на этот драматический эпизод сожжения чучела глазами режиссера Ролана Быкова: как он передает реакцию всех присутствующих.

Просмотр кинофрагмента «Сожжение чучела» (6 минут).

Что изменилось в Ленке после сожжения чучела? (она ушла с костра совсем другим человеком, обновленным, прошедшим через страдание; она почувствовала силу, решимость. Но даже тогда она ничего не рассказала ребятам…)

Полная этой решимости, Лена, остриженная, приходит на день рождения к Сомову. (Глава XII). Почему Железная Кнопка тогда признала ее, за что зауважала Бессольцеву? (она признала в ней силу. Сила столкнулась с силой!)

Какая же это сила? (сила духа, сила распахнутого сердца, доброты и всепрощения).

Что почувствовали одноклассники Лены в день ее отъезда? («неловкость»). Какое значение имеет это слово в данном контексте? (стыдливость, совестливость). Но в этом им еще трудно признаться перед другими и даже перед собой.

Поэтому они и не поняли поступка Николя Николаевича: как можно подарить городу дом, да еще с бесценными картинами? «И весь класс ахнул. ‹…› И то, что теперь дом Бессольцевых принадлежит городу, произвело на них ошеломляющее впечатление. Они с восторгом и с большим удивлением смотрели на Ленку, как на человека, имеющего отношение к чему-то им непонятному, но чудесному».

И даже в имени и отчестве дедушки ощущается какая-то связь русского человека с чудом, творимым святым любимым в народе Николаем Чудотворцем, на которого надеялись тысячи лет, которого почитают и ныне. Учитель обращает внимание на репродукцию иконы с изображением Николая Чудотворца.

«И тоска, такая отчаянная тоска по человеческой чистоте, по бескорыстной храбрости и благородству все сильнее и сильнее захватывала их сердца и требовала выхода. Потому что терпеть больше не было сил», - эти заключительные строчки повести вселяют веру в то, что ребята станут более чуткими и терпимыми по отношению к людям, которые отличаются от других, странных и непохожих на них – чудиков.

  • Фаза рефлексии.

Итоги урока.

Кто же такие чудики? Какими качествами наделяет их Железников?

Использование приема «Незаконченное предложение» (Чудики - это люди, обладающие удивительно искренней душой, чуткие, живущие для других, с невероятной самоотдачей, предельной преданностью и открытостью).

Сам писатель признавался: «В жизни я люблю людей со странностями… Таких людей с незапамятных времен в народе окрестили чудаками. Они живут как бы впереди других, принимая на себя и свои, и чужие беды. Им порою бывает мучительно больно, они страдают, их унижают, но они истинно живут, потому что перед ними открыты настоящие ценности мира».

На уроках литературы мы уже встречались с героями, которые не похожи на других (вспомним хотя бы гадкого утенка из сказки Х.К. Андерсена), а впереди, в старших классах, у нас встреча с писателем В. Шукшиным и целой галереей его персонажей с чудинкой, обладающих удивительно непосредственной, как у детей, душой, которая мучается вопросами вселенского масштаба…

  • Оценивание работы учащихся.

    Домашнее задание.

Использование приема «Сочинение от первого лица». Письмо от имени любого одноклассника Ленке Бессольцевой. Последние слова повести «Чучело, прости нас!» - первые слова письма.

Диалог продолжается!

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.