Тест в формате ЕГЭ по рассказу А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Предмет - литература.
Класс- 11
Тема «Рассказ А.И.Куприна «Гранатовый браслет»
Форма контроля-тест.
Инструкция. Ответом к заданиям 1—11 является слово, или словосочетание, или последовательность цифр. Записывайте ответы без пробелов, запятых и других дополнительных символов. На задание 12 дайте связный ответ в объёме 7—10 предложений. Выполняя задание 12, подберите для сопоставления два произведения разных авторов (в одном из примеров допустимо обращение к произведению того автора, которому принадлежит исходный текст); укажите названия произведений и фамилии авторов; обоснуйте Ваш выбор и сопоставьте произведения с предложенным текстом в заданном направлении анализа.
Прочитайте фрагмент произведения и выполните задание 1-3.
Она разрезала ножницами ленту и бросила в корзину вместе с бумагой, на которой был написан ее адрес. Под бумагой оказался небольшой ювелирный футляр красного плюша, видимо только что из магазина. Вера подняла крышечку, подбитую бледно-голубым шелком, и увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно сложенную красивым восьмиугольником записку. Она быстро развернула бумажку. Почерк показался ей знакомым, но, как настоящая женщина, она сейчас же отложила записку в сторону, чтобы посмотреть на браслет.
Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой-то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов-кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни.
«Точно кровь!» — подумала с неожиданной тревогой Вера.
Потом она вспомнила о письме и развернула его. Она прочитала следующие строки, написанные мелко, великолепно-каллиграфическим почерком:
«Ваше Сиятельство,
Глубокоуважаемая Княгиня
Вера Николаевна!
Почтительно поздравляя Вас с светлым и радостным днем Вашего Ангела, я осмеливаюсь препроводить Вам мое скромное верноподданническое подношение».
(А.И.Куприн)
1. Задание. Укажите род литературы, к которому относится произведение А.И.Куприна «Гранатовый браслет»/ Запишите ответ.___________________________
2. Задание. Укажите жанр этого произведения. Запишите ответ _____________________________
3. Задание. Какое средство выразительности используется в следующих строках: «Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо-красные живые огни.» Запишите ответ _ _________________________
4. Залание. Установите соответствие между тремя персонажами А.И.Куприна и соответствующими названиями произведений. К каждой позиции первого столбца подберите соответствующую позицию из второго столбца. Ответ запишите цифрами в таблице.
ПЕРСОНАЖИ | ПРОИЗВЕДЕНИЯ | ||||||
А) Анна Николаевна Фриессе | 1) «Олеся» | ||||||
Б) Мануйлиха | 2) «Куст сирени» | ||||||
В) Верочка Алмазова | 3) «Чудесный доктор» | ||||||
| 4) «Гранатовый браслет» | ||||||
| |
5. Задание. Какой художественный приём использован автором в следующей фразе: ««Точно кровь!» — подумала с неожиданной тревогой Вера.» Запишите ответ __________________________________________________________________________
6.В описании браслета автор использует противопоставление «низкопробный…с плохо отшлифованными гранатами, но посредине …пять прекрасных гранатов-кабошонов.» Как называется прием резкого противопоставления, используемый в художественном произведении?
Запишите ответ _____________________________________
7. Задание . Заполните пропуски в приведённом ниже тексте соответствующими терминами.
Описанный в данном отрывке браслет— важная _________________, несущая значительную смысловую и эмоциональную нагрузку. Необычность и загадочность этого подношения передают ___________________, например, странный (камешек), пять прекрасных гранатов-кабошонов, прелестные (огни)
8. Задание. Кому принадлежат слова: «Любовь бескорыстная, самоотверженная, не ждущая награды? Та, про которую сказано - "сильна, как смерть"? Понимаешь, такая любовь, для которой совершить любой подвиг, отдать жизнь, пойти на мучение - вовсе не труд, а одна радость»? Запишите ответ
_________________________________________
9. Задание Кому принадлежат слова: «Я бесконечно благодарен Вам только за то, что Вы существуете. Я проверял себя - это не болезнь, не маниакальная идея - это любовь, которою богу было угодно за что-то меня вознаградить»? Запишите ответ ____________________________________________________________________________--
10. Задание . Как называется одно из средств художественной характеристики героя, используемый в приведенном ниже отрывке? Запишите ответ
«Теперь он стал весь виден: очень бледный, с нежным девичьим лицом, с голубыми глазами и упрямым детским подбородком с ямочкой посредине; лет ему, должно быть, было около тридцати, тридцати пяти». __________________________________________________
11. Задание. Какие проблемы подняты в данном произведении? (Перечислить не менее 3-х)
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
12. В каких произведениях русской литературы звучит тема «безответной любви» и в чём эти произведения созвучны «Гранатовому браслету» А.И.Куприна? (Дайте связный ответ в объёме 7-10 предложений) ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Ответы:
1-эпос
2-рассказ
3-метафора
4- А-4, Б-1, В-2.
5-сравнение
6- антитеза
7-деталь, эпитеты
8- Яков Михайлович Аносов
9- Г. С. Желтков
10-портрет
11- истинной любви, чести, самопожертвования во имя любви, выбора и др.