Конспект урока русского языка «Второстепенный член предложения. Дополнение» (3 класс)

1
0
Материал опубликован 4 August 2017

Пояснительная записка к презентации

Приложение 9

 

Муниципальное общеобразовательное учреждение

« Средняя общеобразовательная школа с. Койгородок»
 

Второстепенный член предложения - дополнение

 


 

Работу выполнила Марфюк Н.В.,

учитель начальных классов,

МОУ «СОШ с.Койгородок».

с.Койгородок

 2016 год

 

Аннотация

Современное образование ставит своей целью воспитание ученика, который сможет в будущем успешно решать возникающие проблемы, не растеряется перед задачами, которые ставит сложная и динамичная деятельность. Я считаю, что этого можно добиться, обучая детей по системе общего развития Л.В. Занкова.

Приведённый пример урока русского языка показывает, что требования стандартов нового поколения по формированию универсальных учебных действий выполняются, это прослеживается в учебнике русского языка Н.В. Нечаевой. Процесс этот целенаправленный, систематический, методически разработанный, а, значит, гарантированно результативный.

Все задания урока позволяют решать поставленные задачи. На данном уроке предлагаются различные формы работ: индивидуальная, групповая, работа в парах, коллективная. Урок сопровождается презентацией «Второстепенный член предложения – дополнение».

Предмет - русский язык

Класс – 3

Программа « Система общего развития Л.В.Занкова»

Учебник русского языка - автор Н.В. Нечаева

Тема урока – Дополнение – второстепенный член предложения.

Тип урока – учебное исследование

 

Цель : научить детей находить второстепенный член - дополнение.


 

Задачи:

Создание условий для формирования исследовательской деятельности..

Создать условия для ознакомления обучающихся с понятием дополнение, его особенностями, применения полученных знаний.

Создать условия для доброжелательной совместной работы.

Развивать универсальные учебные действия (личностные, коммуникативные, познавательные и регулятивные).

Применяемые формы работы:

1.Работа в группах.

2.Самостоятельная индивидуальная работа.

3.Работа в парах.

4.Фронтальная работа.


 

Оборудование:

Компьютер, проектор, презентация, карточки для рефлексии деятельности, опорные схемы, памятки, маршрутные листы.

 
 


 

п/п

Этапы урока

время

I.

Организационный момент

2 мин.

II.

Актуализация пройденного материала. Работа в группах.

7 мин.

III.

Выделение проблемы, выдвижение гипотезы. Постановка целей и планирование учебных действий.

4 мин.

IV.

Работа над новым материалом. Сбор данных

( накопление фактов, наблюдений, доказательства)

1.Совместная поисковая деятельность.

2. Поисковая работа в парах.

3. Групповая поисковая деятельность.

23мин.

V.

Самостоятельная работа. Построение обобщения.

4 мин.

VI.

Итог урока. Проверка гипотезы.

3 мин.

VII.

Рефлексия.

2 мин.


I .Организационный момент

Задача: создание психологического комфорта и положительной мотивации

Деятельность учителя:

Деятельность обучающихся:

Формируемые учебные действия:

Учитель настраивает обучающихся на урок.

Организуется фронтальная беседа.

Вопрос:

-Что такое исследование?

- Для чего нужно исследование?

- Как называют людей, которые проводят исследования?

Учитель сообщает о форме проведения урока и особенностях оценивания занятия.

- Сегодня каждого из вас можно назвать исследователями.

На уроке работают 3 исследовательские группы.

- На уроке еще присутствуют эксперты.

Кто такой эксперт?

-Что могут оценить эксперты?

-Посмотрите на маршрутный лист.(см. Приложение №3, №4, №5)

От кого ещё вам нужно получить оценку?

-Что может оценить учитель?

- Кто ещё оценит вашу работу?

- Что такое оценка исследователя?

На данном этапе урока обучающиеся под руководством учителя приходят к выводу необходимости самооценки.

В ходе фронтальной беседы третьеклассники высказывают своё мнение о лексическом значении слова исследование. Обучающиеся используют при ответах примеры из своего жизненного опыта.

Пример ответа:

Это когда что-то исследуют, наблюдают,  углублённо изучают.

Для того, чтобы много знать, хорошо разбираться.

Желающие обращаются за помощью к словарю.( см. Приложение – слайд №1)

 

Дети знакомятся с распределением ролей, для организации учебного исследования.

Дети выясняют значение слова эксперт. Анализируют, с какой целью за работой наблюдают эксперты.

Пример ответов:

-Эксперт-это человек, который проводит эксперименты, наблюдает, оценивает.

Он оценивает нашу работу, устные ответы.( см. Приложение – слайд №3,№4,№5)

Обучающиеся знакомятся с критериями оценивания работы детей со стороны учителя, выясняют, что учитель может оценить их устные ответы.

Готовятся объективно оценить знания, полученные на уроке.

Делают выводы, что самооценка помогает учителю видеть проблему у обучающегося в усвоении материала.

Обучающиеся формулируют собственное мнение и позицию, проявляют интерес к новому – коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.

Учитывая возрастные особенности детей, используется метод поощрения за активную и аккуратную работу.

-Ваша итоговая оценка за урок будет складываться из трёх оценок.

Те дети, которые за урок получат все 3 отличные оценки, смогут носить звание «Настоящий исследователь».

   


 

II. Актуализация пройденного материала

Задача: актуализация знаний о частях речи, главных членах предложения, падежах

Учитель проводит подготовку к групповой работе, старается привлечь обучающихся с разным уровнем подготовки.

Беседа.

- О какой части речи мы с вами говорили на предыдущих уроках?

 

Учитель организует помощь по подготовке учащихся к групповой работе:

- Как надо работать в группе, чтобы работа удалась?

- Подберём существительные, которые нужны в работе любого исследователя.

 

Учитель сообщает задания:

- Настоящему исследователю ещё нужен хороший багаж знаний. Проверим, с каким багажом знаний вы пришли на урок.

Каждой группе пришли письма. В них много слов. Ваша задача, каждой группе отобрать только слова по своей теме.

- Проверим работу каждой группы.

Что объединяет эти задания?

Учитель словесно оценивает деятельность

групп.

-Молодцы!

Обучающиеся высказывают своё мнение, активно отвечают на вопросы.

Ответы детей по пройденному материалу. В беседе принимают участие ученики с разным уровнем подготовки, создается ситуация успеха.

Пример ответа:

-Мы говорили об имени существительном.

Дети вспоминают качества, которые необходимы при работе в группе.

Примерные ответы:

-Доброта, внимание, усердие, трудолюбие, кропотливость, аккуратность.

Обучающиеся открывают конверты и проводят отбор слов по своей теме.

1 группа: Отбирают слова по теме: « Имя существительное».

2 группа: Отбирает слова на тему: «Главные члены предложения»

3 группа: Отбирает слова на тему: «Падежи»

Обучающиеся свободно общаются, вспоминают правила.

Обучающиеся формируют собственное мнение и позицию – коммуникативные и личностные универсальные учебные действия.

Обучающиеся адекватно воспринимают оценку учителя – регулятивные универсальные учебные действия.


 


 

Ш. Выделение проблемы, выдвижение гипотезы. Постановка цели и планирование учебных действий.

Задача: создание проблемной ситуации и её решение;

планирование дальнейших учебных действий.

Учитель активизирует внимание детей:

-Исследователи, которые готовы со мной работать, посмотрите на меня.

Учитель организует беседу, с целью выделения объекта исследования

-Исследователю нужен объект, за которым он будет наблюдать. Объектом нашего исследования будет: Дополнение (см. Приложение – слайд №2)

- Прочитайте.

Это не только объект, но и тема нашего урока. Запишите её на маршрутных листах. (см. Приложение – слайд №3)

Организация работы для постановки цели

- Что можем сказать про это слово? Оно новое для нас?

- Поставим цель на урок.

Учитель организует работу по выдвижению гипотезы.

 - Слово не зря называется дополнение. Подумаем над его значением.

 -Что значит дополнять? Делать каким?

Организуется работа по составлению алгоритма проведения исследования:

 - Подумаем, когда работает исследователь, по какому маршруту он идет?

- Что он делает, изучая предмет.

 - Зачем, с какой целью? 

После составления детьми алгоритма работы, на доске появляется план:

1.Наблюдаю.

2,Анализирую.

3.Делаю выводы.

Обучающиеся сообщают о готовности.

Дети в ходе обсуждения выделяют объект исследования и выясняют, что объектом исследования будет дополнение. Знакомятся с темой урока и записывают тему на маршрутных листах.

Обучающиеся высказывают мнение о новом понятии в курсе русского языка, но сообщают примерное лексическое значение слова.

Примерные ответы:

- В русском языке такой темы не было. - ---- Слово «дополнение» мы используем в речи, когда что-то дополняем.

- Мы должны узнать, что такое дополнение в русском языке.

Исходя их наблюдений за словом, детьми делается предположение о роли дополнения. Примерные ответы детей:

- Раз тема нашего урока дополнение, то оно будет что-то дополнять.

 -Делать понятным, большим, целым.

Учитывая, что к 3 классу уроки с элементами исследования проводятся систематически, обучающиеся представляют примерные этапы работы исследователя по изучению.

Примерные ответы:

- Исследователь наблюдает за предметом или объектом, чтобы потом сделать выводы.

Обучающиеся самостоятельно выделяют алгоритм исследования:

1.Наблюдаю.2. Анализирую. 3.Делаю выводы. 

Обучающиеся учатся составлять алгоритм – познавательные, регулятивные универсальные учебные действия.


 

IV. Работа над новым материалом. Сбор данных ( накопление фактов, наблюдений, доказательства)

Задача: знакомство с понятием дополнение, его характеристика

1.Совместная поисковая деятельность.

 -У меня на доске, у вас на маршрутных листах записаны 2 предложения (использован материал из упр.293 стр.60; см. Приложение – слайд № 3)

Прочитаем их.

- Прочитайте задание.

- Понятно задание? Приступайте к работе.

( по окончании работы 1 уч-ся работает у доски, остальные проверяют)

 -Что общего в предложениях?

-Чем отличаются?

- Какова роль второстепенного члена?

- Какое слово он поясняет?

-Зададим вопрос.

- Соединим их стрелочкой. Над главным словом поставим крестик.

Учитель организует первичное наблюдение за новым второстепенным членом.

Что можем у этого слова определить?

-Определим (дети комментируют)

2. Исследовательская работа в парах

Учитель организует исследовательскую работу в парах с целью подтверждения первоначальных наблюдений.

- Продолжим наблюдения, как будем работать? Посмотрите на маршрутный лист.(см.Приложение слайд №4)

-Прочитайте задание, что вас просят сделать?

- Что значит дополнить?

На этапе проверки организуется грамматическая работа с целью предотвращения орфографических ошибок.

 - На какие слова стоит обратить внимание?

 

- Прочитайте предложения, которые получились, назовите основу.

Учитель организует работу по обобщению первоначальных исследований по теме «Дополнение»

- Зачем вы дополняли предложения? Может было не нужно. Прочитаем без добавленных слов.

-Что скажем про предложения?

- Какова роль вставленных слов?

-Значит, дополнение это… продолжите.

- Можем ли на этом остановиться, прекратить исследование?

 В ходе самостоятельного анализа проводится сравнительный анализ двух предложений:

Саша кидает.

Саша кидает мячик.

Дети в каждом предложении выделяют главные члены.

Приходят к выводу, что в предложениях одинаковая основа, второе предложение более полное, его дополнили второстепенным членом.

Примерные ответы:

- Второстепенный член дополняет, поясняет сказуемое.

Обучающиеся определяют связь второстепенного члена с главными. Ученик комментирует работу по выделению словосочетания, работает на маршрутном листе, остальные третьеклассники следуют за ним, работая на маршрутных листах.

Примерные ответы:

- Второстепенный член дополняет слово кидает.

Кидает что? мячик

В ходе совместного обсуждения дети делают выводы о принадлежности второстепенного члена к части речи – существительное, выясняют, что дополнение стоит в косвенном падеже.

 

Дети внимательно читают задание маршрутного листа.

В парах дополняют предложения второстепенными членами, выделяют в каждом предложении основу. Работая в паре, обучающиеся совещаются, контролируют правильность выполнения задания.

 

Дети проводят работу со сложным словом, выделяют «ошибкоопасные» места, уделяют внимание написанию предлогов со словами.

Примеры ответов:

Самолет- это сложное слово. В нем два корня. Соединительная гласная о.

С куклами- Предлоги со словами пишутся раздельно. Нужно не забыть написать предлог, чтобы связать слова в предложении.

Во время проверки работы пар, учащиеся доказывают правильность выполнения заданий, остальные пары контролируют правильность ответов, поясняют, если ответ дан не полный.

Обучающиеся пробуют прочитать предложения и выясняют, что без них, предложения были не понятными.

Обучающиеся высказывают мнения, приходят к выводу о значении дополнения в предложении.

 

Дети принимают решение продолжить исследование.

Примерные ответы:

-Мы не прошли весь маршрут исследователя, мы только пронаблюдали .

Нам ещё нужно анализировать.

Обучающиеся анализируют, строят рассуждение, выделяют главное, высказываются в устной форме – познавательные и коммуникативные универсальные учебные действия.

3. Групповая поисковая деятельность

Учитель организует групповую поисковую деятельность детей, предлагая ответить на вопросы и выполнить задания.

 Переходим ко 2 шагу работы – анализируем

Анализировать будем в группах (см. Приложение – слайд №4 )

Во время проверки работы в группах, учитель зачитывает вопросы, чтобы ответы послужили материалом для обобщения собранной информации по теме: Дополнение (см. Приложение слайд №5)

В результате ответов детей на доске появляется памятка – опора для составления характеристики дополнения.

После сбора всей информации, учитель предлагает сделать вывод о дополнении.

- Что обнаружили о дополнении во время анализа? Пользуйтесь опорой.

Учитель организует работу по выделению дополнения в предложениях.

- Что не умеем делать с дополнением?

Дополнение подчеркивается отрывистой линией.

В схеме – опоре появляется образец подчеркивания.

Учитель на доске показывает правильное выделение.

Организуется работа по составлению выводов.

- Проанализировали?

-Что осталось сделать?

- В качестве вывода составим памятку «Как найти дополнение». ( см. Приложение – слайд № 6) Вы уже это делали. Расскажите, с чего вы начинали? Что делали потом?

В результате ответов детей, появляется памятка

-Зачем мы составляли памятку?

 

Дети переходят ко второму этапу исследовательской работы.

На этапе работы в группах ответственные руководят работой. Дети двигаются по алгоритму, предложенному учителем:

1. Какими членами предложения являются дописанные слова?

2. Какова их роль?

3.Определите у дописанных слов часть речи.

4.Свяжите их с главными членами стрелочками с вопросами.

5.Определите у этих слов падежи.

На этапе проверки работы групп, каждая группа отвечает на вопрос, или объясняет к какому выводу пришли, понаблюдав за словами.

В ходе ответов на вопросы, выстраивается наглядная картина о дополнении. Дети в ходе обсуждения в группах приходят к выводам, что дополнение- это второстепенный член предложения, его роль дополнять предложение. Выяснили, что во всех предложениях, добавленные слова – существительные, они связаны с главными членами. Дети приводят примеры из предложений, читают словосочетания с вопросами.

В ходе обсуждения, дети подтверждают вывод о том, что все существительные, добавленные в предложения, стоят в косвенных падежах.

Обучающиеся озвучивают памятку- характеристику дополнению.

Примерные ответы:

-Дополнение - это, второстепенный член предложения, который дополняет главные члены. Это существительное, в косвенном падеже.

Дети, опираясь на умения выделять главные члены предложения, выясняют, что этого они с дополнением сделать не могут.

Опираясь на схему, выделяют во всех предложениях дополнения.

Обучающиеся вспоминают порядок своей работы над предложениями, самостоятельно рассказывают порядок нахождения дополнения.

Примерные ответы:

-Выделяли в предложении главные члены.

-Смотрели на второстепенные члены, искали существительные.

-Связывали с главными.

-Определяли падеж.

-Если падеж косвенный, подчеркивали.

Ответственные раздают индивидуальные памятки – помощницы: «Как найти дополнение».

Дети выясняют, для чего потребуется эта памятка.

Примерные ответы:

-Памятка нам нужна, чтобы правильно находить дополнения.

 


 

V. Самостоятельная работа. Построение обобщения

Задача: апробация полученных знаний на практике

Организуется работа по обобщению нового материала.

 - Посмотрим, как вы сможете найти в записанном под диктовку предложении дополнения, пользуясь памяткой.

Диктует предложение:

Учитель похвалил учеников за работу! (см. Приложение слайд №7)

Пользуясь памяткой, найдите дополнение

Дети записывают под диктовку предложение:

Учитель похвалил учеников за работу!

Пользуясь памяткой, продвигаются по всем этапам работы, самостоятельно находят дополнения.

В ходе самостоятельной работы каждый ученик проверил, насколько прочно он усвоил знания, полученные на уроке.

Развитие познавательных и регулятивных универсальных учебных действий.


 

VI. Итог урока. Проверка гипотезы

Задача: умение находить второстепенный член предложения- дополнение

На этапе обобщения организуется работа по проверке гипотезы и анализу результативности проделанной работы.

- Подойдет ли это предложение к нашему уроку: Учитель похвалил учеников за работу!

  -Почему?

 -Наша работа удалась.

  -Вспомним, что мы предполагали про дополнение?

- Что выяснили?

 (что такое дополнение, на какие вопросы отвечает, какой частью речи может быть выражено, как подчёркивается)

На этапе озвучивания домашнего задания (см. Приложение – слайд № 8,9,

10) учитель выясняет возможность его выполнения каждым учеником.

В ходе обобщающей беседы, дети анализируют свою работу, чтобы объективно оценить полученные знания.

Примерные ответы:

- Мы хорошо работали, научились находить дополнение.

Дети выяснили, что выдвинутая гипотеза нашла на уроке подтверждение.

Третьеклассники пришли к выводу, что проделанная работа, была значимой. Обучающиеся показали в ответах, что теперь могут давать характеристику дополнению, находить его в предложении.

Примерные ответы: 

-Дополнение - это, второстепенный член предложения, который дополняет главные члены. Это существительное, в косвенном падеже.

Дети внимательно читают задания, которое будут делать дома. Анализируют свои возможности. Выстраивают предполагаемую работу.

Обучающиеся обобщают полученные знания, сами формулируют правило - познавательные и регулятивные универсальные учебные действия.


 

 VII.Рефлексия

Задача: организация оценки деятельности обучающихся на уроке

Учитель организует оценивание детей, анализ деятельности обучающихся на уроке.

-Оцените свою работу

 -Обратимся к экспертам. Кого вы можете похвалить?

 Проанализируем работу. (см. Приложение – слайд № 11)

 

Наше общение завершается. Если вы чувствовали себя на уроке комфортно, и у вас всё получалось, то покажите солнышко. Если всё удавалось, но не сразу, - выберите солнышко с тучкой. Если трудных моментов было очень много, возьмите тучку.

Дети на маршрутных листах выставляют себе оценку, отражая степень понимания новой темы.

Выслушивают мнения экспертов по активности работы членов групп.

 Звание «Настоящий исследователь»

 

 

Дети работают с карточками для рефлексии деятельности.(тучка, солнышко, солнышко с тучкой)

Обучающиеся ориентированы на понимание причин успеха в учёбе, на интерес к новому учебному материалу, формулируют собственное мнение и позицию, используют устную и письменную речь для регуляции своего действия – коммуникативные, познавательные и личностные универсальные учебные действия.

Литература:

1.Нечаева Н.В.Русский язык. 2класс: Методическое пособие. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2009.

2.Нечаева Н.В., Яковлева С.Г. Русский язык: Учебник для 3 класса: В 2 частях. – 3-е изд,, испр. – Самара: Издательство «Учебная литература»: Издательский дом «Фёдоров», 2008.

3.www.zankov.ru:доступно

4. www.zankov.ru:актуально

5. www.zankov.ru:новые возможности

6.www. nsportal. ru.

7. festival. 1septeber. ru.


Презентация к уроку
PPT / 1.12 Мб

Предварительный просмотр презентации

Исследование – подвергнуть научному изучению, изучать чего-нибудь. Исследование – подвергнуть научному изучению, изучать чего-нибудь. Эксперт – специалист, дающий заключение при рассмотрении какого-нибудь вопроса. (С.И. Ожегов « Толковый словарь»)

Второстепенный член предложения – дополнение автор Н.В.Марфюк

Маршрутный лист исследователя Тема: __________________________ 1шаг: Наблюдение. Выдели в предложениях главные члены. Саша кидает. Саша кидает мячик.

2 шаг: Анализ. 2 шаг: Анализ. Дополни предложения. Выдели основу в каждом предложении. Проанализируйте дописанные слова, ответив на вопросы и выполнив задания. Началась перемена. Лена и Люда играют ( с чем?)… . Саша управляет ( чем?)… . Миша запускает ( что?)… . Мальчик читает ( что?)… . Слова для справок : куклы, машина, самолет, книга.

3 шаг : Вывод. 3 шаг : Вывод. Составь памятку « Как найти дополнение?»

Памятка : « Как найти дополнение?» Выдели в предложении главные члены. Найди среди второстепенных членов существительное. Укажи его связь с главным членом стрелочкой с вопросом. Определи у него падеж. Если падеж косвенный, то это дополнение. Подчеркни: _ _ _ _ _ .

Запиши предложение под диктовку учителя. Запиши предложение под диктовку учителя. Учитель похвалил учеников за работу! Найди дополнение, действуй по памятке. Оценка исследователя: Оценка эксперта: Оценка учителя:

Найди дополнение Алёшино лицо покрывали веснушки. Филька протянул хлеб лошади. Город украшает бульвар. Кудри берёз расчёсывает ветер. Кирпичи носили каменщики. Доклад мы поручили Пете.

Составьте предложения по данным схемам: ___________ --------- ------- . 2 ) ---------- _________ .

Мы с ребятами гуляли, в лесу увидали. Рассказал он нам о , сыграл лапкой на , девочкам он дал , предложил ещё . Проводил нас до овражка, и пошёл играть с .

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
в формате MS Powerpoint (.ppt / .pptx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации