Урок русского языка в 8 классе «Второстепенные члены предложения»
Урок русского языка в 8 классе .
Тема урока: Повторение по теме «Второстепенные члены предложения».
Цели урока:
Образовательная: повторить сведения о второстепенных членах предложения, закрепить умение различать второстепенные члены предложения; проверить качество знаний, умений и навыков, полученных при изучении темы «Второстепенные члены предложения».
Развивающая: развивать логическое мышление и память; орфографическую и пунктуационную зоркость; устную и письменную речь; внимание.
Воспитательная: воспитывать уважительное отношение к родному языку.
Тип урока: урок обобщения и систематизации знаний.
Оборудование урока: мультимедийная установка, презентация, карточки с заданиями.
Ход урока:
Организационный момент.
Слайд 1.
Эпиграфом к нашему уроку будут слова известного лингвиста Измаила Ивановича Срезневского «Работа над родным языком в человеке не прекращается никогда».
-Как вы понимаете смысл этого высказывания?
Человек постоянно совершенствует свою речь, обменивается информацией при помощи языка, пополняет свой словарный запас, выполняет сложную работу постоянно. И мы с вами тоже продолжим работу над родным языком.
Актуализация знаний.
- Какие главные и второстепенные члены вы знаете?
- Если есть в предложении второстепенный член, как называется это предложение?
- Какие второстепенные члены подчеркиваются волнистой чертой, пунктиром, пунктир с точкой?
- На какие вопросы отвечают дополнение, определение, обстоятельство?
-Что есть главные члены предложения, и может ли предложение существовать без них?
- Вы правильно ответили на все вопросы. А сейчас догадайтесь, о чем пойдет разговор на уроке.
_ Итак, тема урока…
Поставим цель: обобщить знания о второстепенных членах предложения;
закрепить умение различать второстепенные члены предложения.
Тренировочные задания.
Попрошу угадать вас название первого второстепенного члена предложения.
Вопросы косвенных падежей
Ты безошибочно знаешь уже.
Если знаешь их, без промедления
Тут же отыщутся и ……… дополнения.
. 1 задание. Найдите дополнение в этих предложениях.
Солнце ярко освещало берёзовую рощу.
Мы разговорились об интересных книгах.
- На какие группы делится дополнение?
- Какое дополнение в первом предложении?
Прямое дополнение
- Чем может быть выражено прямое дополнение?
Выражается
формой винительного падежа существительного без предлога,
формой родительного падежа, если обозначает часть предмета (налил чаю), если переходный глагол употребляется с отрицанием НЕ (не надел куртки)
- Какое дополнение во втором предложении?
Косвенное дополнение
- Какое дополнение называется косвенным?
Определить вид дополнения.
(Уч-ся поднимают правую руку - косвенное, левую руку – прямое, один из уч-ся аргументирует свой выбор)
1.Читаем книгу
2.Показать на карте
3.Сохраняют реки
4.Пряла пряжу
5.Обогнал троллейбус
6.Вопрос ему
7.Значение для здоровья
8.Просили ее
Прямое дополнение 1,3,4,5,8.
- Следующий второстепенный член предложения .
Чей? и Какой? - ответы просты
Лишь не хватает волнистой черты.
Признак предмета или явления
Обозначает ……. определение.
- Что такое определение?
Тропинка вилась в густой траве.
Определение- это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета, отвечает на вопросы какой? который? чей? И поясняет члены предложения, выраженные существительными.
Определения: Согласованные и несогласованные.
- Дайте определение согласованных определений? Несогласованных?
Слайд 10 Укажите предложение с согласованным определением
А. В нем рано проснулась страсть к рисованию.
Б. В коробке из-под ваксы лежало много пуговиц.
В. Он жил близ деревянной церкви.
Ответ: В.
Слайд 11 Укажите предложение с несогласованным определением
А. Кудрявый и краснощекий мальчик сидел в санях.
Б. Изба лесника находилась в лесу.
В. Мы остановились в маленькой деревне.
Ответ: Б.
А сейчас угадайте.
Это не обстоятельство
И не дополнение,
Похоже на определение,
Но это … приложение.
– Как называется особый вид определения? ( Приложение)
- Чем выражается приложение?
В городе-крепости мы осматривали выставку.
Приложение – это определение, выраженное существительным, согласованным с определяемым словом в падеже.
Приложения могут обозначать различные качества предмета, указывать на возраст, национальность, профессию и другие признаки.
- Укажите предложение с ошибкой в употреблении дефиса при приложении
А. На вечере выступили студенты- сирийцы.
Б. Ведь ты была б у нас царь птица!
В. В осиннике стоял огромный лось- великан.
Ответ: Б.
- Цифровой диктант.
1- согласованное определение
2 - несогласованное определение
3 - приложение
Газета «Комсомольская правда», солдат-пехотинец, разбитая ваза, изумлённый взгляд, Москва-река, платье в горошек, город Волгоград, яйца всмятку, носки из шерсти, карие глаза.
Ответ. 3, 3, 1, 1, 3, 2, 3, 2, 2, 1.
- На вопросы «Где? Когда?
Как? Откуда? И куда?»
Даст тебе ответ всегда…
Обстоятельство
- Что такое обстоятельство? Найдите в предложении обстоятельство.
Яркие цветы празднично украшали зал.
- Назовите виды обстоятельствам (по одному по цепочке без вопросов).
Лингвистический эксперимент.
-Ребята, мы с вами повторили весь теоретический материал о второстепенных членах предложения. Я вижу, что вы его усвоили.
А теперь давайте ответим на вопрос:
- Стоило ли изучать второстепенные члены предложения? Нужны ли они в речи, в жизни? Выскажите свои мнения.
Есть те, кто считает, что второстепенные члены предложения нужны, но есть и те, кто считает, что они не нужны. Мы видим, что мнения по данному вопросу разделились.
Чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент. Слайд 8,9.
Перед вами отрывок из стихотворения:
Утро.
Нивы печальные.
Вспомнишь былое,
Вспомнишь лица позабытые.
-Что напоминает этот текст? Кто автор стихотворения? (стихотворение «В дороге» И.С. Тургенева). И.С. Тургенев – это один из авторов литературных произведений, кто мастерски владел русским языком, виртуозно владел второстепенными членами предложения, создавая романтические образы.
-Какое впечатление производит этот текст? Почему? Чего в нем не хватает?
А теперь прочитаем отрывок из текста, который создал И.С. Тургенев. Слайд 11.
Утро туманное, утро седое,
Нивы печальные, снегом покрытые,
Нехотя вспомнишь и время былое,
Вспомнишь и лица, давно позабытые.
-Что изменилось? Какое впечатление производит этот текст? (возникает целостная картина)
-Каким мотивом пронизано четверостишие? (мотивом грусти)
-Какие средства выразительности использует для этого автор? (Подбор лексических средств, которые помогают передать грустные думы о былом : эпитеты «печальные, былое, т.е. то, что было давно, позабытое»-; состояние героя передается через цветовую гамму: «седое утро, утро туманное»; синтаксические средства: использование однотипных по структуре части предложения, содержащих перечисление, повтор, инверсия)
Давайте найдем в тексте второстепенные члены предложения?
Эксперимент убедил нас, что второстепенные члены предложения нужны в речи, они украшают её, при помощи них лучше можно передать настроение автора.
4. Подведение итогов урока.
Слово учителя:
- Подведём итоги, ребята. Второстепенные члены не только распространяют главные и второстепенные члены предложения. Они поясняют предмет, уточняют, какой он, расширяют, делают информацию более понятной, выразительной, интересной. Одним словом, делают нашу речь красивой, разнообразной и богатой.
5. Домашнее задание.
6. Рефлексия:( Слайд 24)
- Оцените свою деятельность на уроке. Что получилось? Над чем нужно поработать?
- Подумайте, что следует повторить перед контрольным диктантом?
- Полезна ли была информация урока?