Конспект урока русского языка в 5 классе «Второстепенные члены предложения. Дополнение»
Второстепенные члены предложения. Дополнение.
Открыли тетради, записали число, классная работа. Пропустив 2 чистых строчки, выполняем первое задание по повторению.
Цифровой диктант
Ребята, повторим изученное на предыдущих уроках в форме цифрового диктанта: читаю вам утверждения. Если вы согласны ставите 1, если не согласны – 0.
А) Подлежащее и сказуемое – составляют грамматическую основу предложения.
Б) Синтаксис изучает словосочетание и предложение.
В) Сказуемое – это часть слова без окончания.
Г) Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.
Д) По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.
Е) Предложения по цели высказывания бывают побудительные, вопросительные, повествовательные.
Ё) Предложения с одном главным членом называются двусоставными.
Ж) По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.
- Проверим работу.
Напомню, что нахождение главных и вчп понадобится и при выполнении ВПР, и при сдаче ГИА .
- Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.
1. Вышли брат…я (на)широкий отцовский двор, нат…нули свои тугие луки и выстр…лили.
2. Покл…нились ц…ревичи отцу и пошли.
3.Заг..ревал Иван-царевич неутешно.
4. Рассказал Иван-царевич ст…ричку своё горе.
5. Иван-царевич побл…годарил.
- Проверим выполненное задание по цепочке. Поднимите руку, у кого нет ошибок? Молодцы. А кто допустил ошибки, в следующий раз постарайтесь.
Из какого произведения взЯты эти примеры? (Царевна-лягушка)
2.Мотивация к учебной деятельности
- Посмотрите внимательно на 5-е предложение. Чем оно отличается от остальных? (нераспространенное)
- А что можно добавить в предложение? (второстепенные члены предложения) Ну, добавьте какое-нибудь слово, чтобы предложение получилось распространенным? А как называется такой член предложения? (дополнение)
- Так, значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (о дополнении)
- А какой член предложения – дополнение? (второстепенный)
- Сформулируйте тему урока. Второстепенные члены предложения. Дополнение.
Запишите тему на пропущенной строчке .
- Исходя из темы урока, давайте все вместе определим цели нашего урока.
1) Научиться находить дополнение в предложении;
2) Определять его синтаксическую функцию;
3) Научиться различать дополнение и подлежащее.
3. Первичное закрепление.
- Ребята, с дополнением вы уже знакомились в начальных классах. Что вы помните о нем.
- А какие это вопросы косвенных падежей?
- Давайте сверим наши формулировки с учебником
4. Применение нового знания.
- Мало знать определение дополнения, важно уметь находить его в предложении.
1. Найди грамматическую основу.
2. Найди слово, от которого зависит ВЧП
3. На какой вопрос отвечает?
4. Какой частью речи выражен?
- Используя составленный алгоритм, найдите в предложении дополнение. Докажите свое мнение. Произведите синтаксический разбор предложения.
Тонкая паутина зацепилась за дерево.
5. Закрепление изученного материала.
1) Запишите предложения, вставив пропущенные буквы, выделив грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Упр.182
1. Октябрь покрыва..т лесные дороги жёлтым ковром.
2. Сойка разгреба..т листья, ищ..т упавший орех.
3. Зима выжива..т перелётных птиц.
4. Бобры готов..т корм.
5. Охотник расскаж..т о пустынных полях.
- Кто справился с заданием без ошибок. Молодцы.
6. Проблемное задание.
Дано предложение Грядку рыло свиное рыло. Сколько в этом предложении слов? К каким частям речи они принадлежат? Ответ обоснуйте.
- Где же здесь подлежащее, а где дополнение?
- Давайте разберемся с таким предложением.
Солнце заслоняет облако.
- Вдумайтесь в смысл предложения. Может ли солнце заслонить облако?
8. Самостоятельная работа. Готовимся к ЕГЭ. Умение отличать подлежащее и дополнение понадобится вам на ЕГЭ.
1. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений?
1) Село украшает сад.
2) Альбом взял мальчик.
3) Алёшино лицо покрывали веснушки.
4) Кирпичи носили каменщики.
9. Рефлексия.
Продолжите фразу:
• В предложении есть главные и .....члены предложения
• Второстепенные члены предложения – это ...., ....., ...... .
• Дополнение – это ...... член предложения, который отвечает на ...... и обозначает ....
• Дополнение обычно выражается .......
- Молодцы, ребята. Сегодня вы на уроке работали очень хорошо.