12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Михалёва Наталия Сергеевна673
"Для учителя, может быть, самое важное - не принимать себя всерьез, понимать, что он может научить совсем немногому" В.Распутин
Россия, Тульская обл., Ефремов

Второстепенные члены предложения. Дополнение.

1.Повторение изученного.

Открыли тетради, записали число, классная работа. Пропустив 2 чистых строчки, выполняем первое задание по повторению.

Цифровой диктант

Ребята, повторим изученное на предыдущих уроках в форме цифрового диктанта: читаю вам утверждения. Если вы согласны ставите 1, если не согласны – 0.

А) Подлежащее и сказуемое – составляют грамматическую основу предложения.

Б) Синтаксис изучает словосочетание и предложение.

В) Сказуемое – это часть слова без окончания.

Г) Предложения, имеющие, кроме главных членов, хотя бы один второстепенный, называются распространёнными.

Д) По цели высказывания предложения делятся на восклицательные и невосклицательные.

Е) Предложения по цели высказывания бывают побудительные, вопросительные, повествовательные.

Ё) Предложения с одном главным членом называются двусоставными.

Ж) По интонации предложения бывают восклицательные и невосклицательные.

- Проверим работу.

Напомню, что нахождение главных и вчп понадобится и при выполнении ВПР, и при сдаче ГИА .

- Вставьте пропущенные буквы. Обозначьте грамматическую основу предложения.

1. Вышли брат…я (на)широкий отцовский двор, нат…нули свои тугие луки и выстр…лили.

2. Покл…нились ц…ревичи отцу и пошли.

3.Заг..ревал Иван-царевич неутешно.

4. Рассказал Иван-царевич ст…ричку своё горе.

5. Иван-царевич побл…годарил.

- Проверим выполненное задание по цепочке. Поднимите руку, у кого нет ошибок? Молодцы. А кто допустил ошибки, в следующий раз постарайтесь.

Из какого произведения взЯты эти примеры? (Царевна-лягушка)

2.Мотивация к учебной деятельности

- Посмотрите внимательно на 5-е предложение. Чем оно отличается от остальных? (нераспространенное)

- А что можно добавить в предложение? (второстепенные члены предложения) Ну, добавьте какое-нибудь слово, чтобы предложение получилось распространенным? А как называется такой член предложения? (дополнение)

- Так, значит, о чем мы сегодня с вами будем говорить на уроке? (о дополнении)

- А какой член предложения – дополнение? (второстепенный)

- Сформулируйте тему урока. Второстепенные члены предложения. Дополнение.

Запишите тему на пропущенной строчке .

- Исходя из темы урока, давайте все вместе определим цели нашего урока.

1) Научиться находить дополнение в предложении;

2) Определять его синтаксическую функцию;

3) Научиться различать дополнение и подлежащее.

3. Первичное закрепление.

- Ребята, с дополнением вы уже знакомились в начальных классах. Что вы помните о нем.

- А какие это вопросы косвенных падежей?

- Давайте сверим наши формулировки с учебником

4. Применение нового знания.

- Мало знать определение дополнения, важно уметь находить его в предложении.

1. Найди грамматическую основу.

2. Найди слово, от которого зависит ВЧП

3. На какой вопрос отвечает?

4. Какой частью речи выражен?

- Используя составленный алгоритм, найдите в предложении дополнение. Докажите свое мнение. Произведите синтаксический разбор предложения.

Тонкая паутина зацепилась за дерево.

5. Закрепление изученного материала.

1) Запишите предложения, вставив пропущенные буквы, выделив грамматическую основу и второстепенные члены предложения. Упр.182

1. Октябрь покрыва..т лесные дороги жёлтым ковром.
2. Сойка разгреба..т листья, ищ..т упавший орех.
3. Зима выжива..т перелётных птиц.
4. Бобры готов..т корм.
5. Охотник расскаж..т о пустынных полях.


- Кто справился с заданием без ошибок. Молодцы.


6. Проблемное задание.

Дано предложение Грядку рыло свиное рыло. Сколько в этом предложении слов? К каким частям речи они принадлежат? Ответ обоснуйте.

- Где же здесь подлежащее, а где дополнение?

- Давайте разберемся с таким предложением.

Солнце заслоняет облако.

- Вдумайтесь в смысл предложения. Может ли солнце заслонить облако?

8. Самостоятельная работа. Готовимся к ЕГЭ. Умение отличать подлежащее и дополнение понадобится вам на ЕГЭ.

1. Какие слова являются грамматической основой в одном из предложений?

1) Село украшает сад.

2) Альбом взял мальчик.

3) Алёшино лицо покрывали веснушки.

4) Кирпичи носили каменщики.

9. Рефлексия.

Продолжите фразу:

• В предложении есть главные и .....члены предложения

• Второстепенные члены предложения – это ...., ....., ...... .

• Дополнение – это ...... член предложения, который отвечает на ...... и обозначает ....

• Дополнение обычно выражается .......


- Молодцы, ребята. Сегодня вы на уроке работали очень хорошо.





















Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.