Урок русского языка в 5 классе на тему «Второстепенные члены предложения. Дополнение»
Тема: «Второстепенные члены предложения. Дополнение»
(урок русского языка в 5 классе школы I-II вида)
Цели:
1. Дать учащимся представление о дополнении, о способах его выражения.
2. Развивать умение находить в предложении дополнения, определять, чем они выражены; вырабатывать навык разграничения подлежащего и дополнения в винительном падеже.
3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.
4. Развивать речь и остаточный слух учащихся, корректировать их произношение.
Ход урока.
I. Оргмомент.
Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой на работу, позитивная установка.
[- Какое сегодня число?]*
[- Какой сейчас урок?]
[- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?]
Объявление задач урока.
II. Актуализация знаний.
[- Какие члены предложения являются его грамматической основой? ]
(подлежащее и сказуемое)
[- Как подчеркивается подлежащее?]
[- Как подчеркивается сказуемое?]
[- На какие вопросы отвечает подлежащее?]
[- На какие вопросы отвечает сказуемое?]
[- Назови второстепенные члены предложения.]
[- Как подчеркивается определение?]
[- Как подчеркивается дополнение?]
[- Как подчеркивается обстоятельство?]
*[ ] – предложения произносятся учителем за экраном для слабослышащих учащихся, без экрана – для глухих.
III. Объяснение нового материала.
Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с второстепенным членом предложения - дополнением, выясним, какими частями речи оно может быть выражено.
Подготовка к восприятию нового материала (наблюдение над предложением). На доске написано предложение: Вера играет на скрипке.
Давайте прочитаем правило на странице 83.
[ - Что обозначает дополнение?]
[- На какие вопросы оно отвечает?]
[- Чем может быть выражено дополнение?]
[- Как подчеркивается дополнение?]
Запишем в тетрадь схему.
Косвенные падежи |
вопросы |
Родительный |
Кого? Чего? |
Дательный |
Кому? Чему? |
Винительный |
Кого? Что? |
Творительный |
Кем? Чем? |
Предложный |
О ком? О чем? |
Давайте вместе рассмотрим предложения.
чем?
Я пишу ручкой.
кому? что?
Вася подарил мне книгу.
[- Назови подлежащее и сказуемое.]
[- От какого слова задаем вопрос к второстепенному члену?]
[ - Какой вопрос задаем?]
- Какой частью речи, в каком падеже выражено дополнение?
Вместе с учащимися подчеркиваем все члены предложения, озвучивая все действия.
Папа купил торт. (обратить внимание на разграничение дополнения в в.п. и подлежащего.)
Иногда разграничить подлежащее и дополнение в винительном падеже возможно только, исходя из значения предложения и порядка слов в нем.
Например.
Облако закрыло солнце.(Прямой порядок слов; значение предложения: облако может закрыть солнце, а не наоборот.)
IV. Закрепление.
Упр. 152(д/м).
Самостоятельно упр.151(д/м).
+ индивидуальная работа с учащимися за экраном:
[-Назови грамматическую основу предложения.]
[-Назови дополнение.]
-Охарактеризуй подлежащее (сказуемое, дополнение) по схеме:
Характеристика члена предложения
… - главный (второстепенный) член предложения подлежащее (сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство).
Отвечает на вопрос…
Подчёркиваем …
Подлежащее (сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство) выражено…
Упр.154(д/м).
Упр.182, 184
V. Подведение итогов.
[- Какую тему мы изучали сегодня на уроке?]
[- Что обозначает дополнение?]
[- На какие вопросы отвечает дополнение?]
[- Как оно подчеркивается?]
[- Чем может быть выражено дополнение?]
Д/з упр.180, правило стр.83.