Урок русского языка в 5 классе на тему «Второстепенные члены предложения. Дополнение»

0
0
Материал опубликован 17 February 2019

Тема: «Второстепенные члены предложения. Дополнение»

(урок русского языка в 5 классе школы I-II вида)

Цели:

1. Дать учащимся представление о дополнении, о способах его выражения.

2. Развивать умение находить в предложении дополнения, определять, чем они выражены; вырабатывать навык разграничения подлежащего и дополнения в винительном падеже.

3. Воспитывать аккуратность, самостоятельность.

4. Развивать речь и остаточный слух учащихся, корректировать их произношение.

Ход урока.

I. Оргмомент.

Приветствие. Проверка готовности учащихся к уроку. Настрой на работу, позитивная установка.

[- Какое сегодня число?]*

[- Какой сейчас урок?]

[- Над какой темой мы работали на прошлом уроке?]

Объявление задач урока.

II. Актуализация знаний.

[- Какие члены предложения являются его грамматической основой? ]

(подлежащее и сказуемое)

[- Как подчеркивается подлежащее?]

[- Как подчеркивается сказуемое?]

[- На какие вопросы отвечает подлежащее?]

[- На какие вопросы отвечает сказуемое?]

[- Назови второстепенные члены предложения.]

[- Как подчеркивается определение?]

[- Как подчеркивается дополнение?]

[- Как подчеркивается обстоятельство?]

*[ ] – предложения произносятся учителем за экраном для слабослышащих учащихся, без экрана – для глухих.

III. Объяснение нового материала.

Сегодня на уроке мы с вами познакомимся с второстепенным членом предложения - дополнением, выясним, какими частями речи оно может быть выражено.

Подготовка к восприятию нового материала (наблюдение над предложением). На доске написано предложение: Вера играет на скрипке.

Устный разбор предложения. 
- Назовите главные члены предложения. 
- Назовите второстепенные члены предложения.
- От какого слова они зависят?
Второстепенные члены предложения, отвечающие на вопросы косвенных падежей, называются дополнениями. Они относятся к сказуемому, вносят уточнения и дополнения в предложения. Подчеркиваются пунктирной линией.

Давайте прочитаем правило на странице 83.

[ - Что обозначает дополнение?]

[- На какие вопросы оно отвечает?]

[- Чем может быть выражено дополнение?]

[- Как подчеркивается дополнение?]

Запишем в тетрадь схему.

Косвенные падежи

вопросы

Родительный

Кого? Чего?

Дательный

Кому? Чему?

Винительный

Кого? Что?

Творительный

Кем? Чем?

Предложный

О ком? О чем?

 

Давайте вместе рассмотрим предложения.

              чем?

Я пишу ручкой.

                        кому? что?

Вася подарил мне книгу.

[- Назови подлежащее и сказуемое.]

[- От какого слова задаем вопрос к второстепенному члену?]

[ - Какой вопрос задаем?]

- Какой частью речи, в каком падеже выражено дополнение?

Вместе с учащимися подчеркиваем все члены предложения, озвучивая все действия.

Папа купил торт. (обратить внимание на разграничение дополнения в в.п. и подлежащего.)

Иногда разграничить подлежащее и дополнение в винительном падеже возможно только, исходя из значения предложения и порядка слов в нем. 

Например.

Облако закрыло солнце.(Прямой порядок слов; значение предложения: облако может закрыть солнце, а не наоборот.)

IV. Закрепление.

Упр. 152(д/м).

Самостоятельно упр.151(д/м).

+ индивидуальная работа с учащимися за экраном:

[-Назови грамматическую основу предложения.]

[-Назови дополнение.]

-Охарактеризуй подлежащее (сказуемое, дополнение) по схеме:

Характеристика члена предложения

… - главный (второстепенный) член предложения подлежащее (сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство).

Отвечает на вопрос…

Подчёркиваем …

Подлежащее (сказуемое, определение, дополнение, обстоятельство) выражено…

Упр.154(д/м).

Упр.182, 184

V. Подведение итогов.

[- Какую тему мы изучали сегодня на уроке?]

[- Что обозначает дополнение?]

[- На какие вопросы отвечает дополнение?]

[- Как оно подчеркивается?]

[- Чем может быть выражено дополнение?]

Д/з упр.180, правило стр.83.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации