Конспект урока-викторины «Путешествие в страну Языкознания» (Русский язык, 6 класс)
ОГБОУ «Центр образования для детей с особыми образовательными
потребностями г. Смоленска»
Конспект урока-викторины
по русскому языку в 6 классе
«Путешествие в страну
Языкознания»
Подготовила: учитель русского языка и
литературы Кузьменок Татьяна Александровна
2021 г.
Цели и задачи.
Образовательная:
Обобщить знания обучающихся по русскому языку; в игровой форме проверить уровень сформированности практических навыков обучающихся.
Развивающие:
Развивать познавательный интерес обучающихся.
Формировать коммуникативные умения и навыки обучающихся.
Развивать эмоциональную сферу, мышление, словесно-логическую память, устойчивость внимания.
Воспитательная:
Воспитывать любовь и уважение к русскому языку.
Тип урока: обобщающе-повторительный
Оформление: на доске расположены названия станций, таблица для отметок жюри.
Станции:
Историческая.
Теоретическая.
Практическая.
Сообразительная.
Ход урока
Учитель. - Здравствуйте, ребята! Сегодня мы отправимся с вами в путешествие по стране Языкознания. Это путешествие поможет нам повторить всё, что мы изучили за год, и стать настоящими знатоками своего родного языка. В стране Языкознания все выражают свои мысли кратко, метко, точно. Жители Языкознания и говорят, и пишут грамотно, каждый день открывают для себя новое, разгадывают тайны языка. Попасть в эту страну можно только при условии: вы должны очень любить свой родной язык.
Ученик читает стихотворение А. Яшина наизусть:
Я люблю свой родной язык!
Он понятен для всех.
Он певуч.
Он, как русский народ, многолик,
Как держава наша, могуч…
Недвусмысленный и прямой,
Он подобен правде самой.
Учитель. - Итак, мы отправляемся в путешествие. Чтобы нам было удобнее путешествовать, давайте разобьёмся на группы. В течение нашего пути вы будете собирать звёздочки (которые даются за каждый правильный ответ). В конце пути мы посмотрим, кто набрал больше звёзд и может считаться почётным гражданином страны Языкознания.
1-я станция «Историческая». Большинство слов нашего языка появилось в далёком прошлом. Каждое слово пришло своим путём. Задание группам: объясните происхождение следующих слов. За правильный ответ один балл. Отвечает группа, которая первой поднимет руку.
АЗБУКА. Образовалось от сложения названий первых двух букв кириллицы «аз» и «буки».
ПЕШЕХОД. Образовалось от сложения основ слов: пеший и ходить.
ЗДРАВСТВУЙТЕ. Образовалось от слова здоровье. Приветствуя друг друга, люди желали крепкого здоровья.
ПОДОРОЖНИК. Образовалось от слова дорога, растение, которое растёт коло дороги.
БИОЛОГИЯ. Образовалось от латинского «био»- жизнь, живое и «логос»- наука; наука о живом.
Учитель. -Перед нами вторая станция «Теоретическая». Сейчас мы выясним, кто из вас обладает самыми глубокими знаниями в теории русского языка. За каждый правильный ответ 1 балл.
Сколько букв в русском алфавите?
Какие буквы русского алфавита не обозначают звука?
Какие буквы могут обозначать звук А?
Что такое морфема?
Какие морфемы входят в основу слова?
О какой части речи идёт речь в стихотворении? Дайте её определение.
Художницу нашу знает весь свет,
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
И на вопрос чей?
У каких частей речи нет окончаний?
Какое «общее название» имеют слова МХАТ, МГУ, ГАИ?
От чего зависит написание о-а в корне кас-кос?
Что такое фразеологизмы?
Учитель. - Молодцы, ребята! Но знание только одной теории слишком мало для того, чтобы стать почётным гражданином страны Языкознания. Нужно уметь применять свои знания на практике.
Перед нами следующая станция – «Практическая». Здесь вам предстоит выполнить несколько заданий, показав свои знания по различным разделам русского языка.
1-е задание. Сначала послушайте строки и ответьте на вопрос: о каком разделе русского языка идёт речь?
Слово делится на части,
Ах, какое это счастье!
Может каждый грамотей
Делать слово из частей.
Ответ: Речь идёт о морфемике и словообразовании.
Учитель. - Посмотрите на этот словарь (показывает). Сегодня я взяла его с полки, а оттуда выпала записка. Я вам её прочитаю: «Спасите! Помогите! SOS! Я главный хранитель слов, дядюшка Словарь. С давних пор я живу на книжной полке в кабинете русского языка, храню слова. Но вот недавно двоечник Петров Петя уронил меня на пол, и некоторые слова вывалились, разбежались и попрятались среди других слов. Умоляю, найдите эти слова! Высылаю вам их приметы».
Корень в слове «писать», суффикс в слове «книжка», окончание в слове «вода», приставка в слове «рассказывать».
Корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъехал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «ученики».
Корень как в слове «самостоятельный», соединительная гласная как в слове «лесоруб», корень как в слове «полётный», окончание как в слове «шаг».
2-е задание:
Учитель. - Ребята! Ваша помощь нужна ещё одному человеку. Один купец ехал на ярмарку и по пути на плохой дороге его товар выпал и перемешался. Давайте поможем купцу разложить товар по трём сундукам. В первый сундук надо положить предметы, которые обозначают существительные женского рода, во второй – мужского рода, в третий – существительные среднего рода. (Группам раздаются карточки с существительными, которые они раскладывают по трём коробкам).
Ж.р. | М.р. | С.р. |
Кольраби | Кенгуру | Знамя |
Аллея | Пони | Манго |
Яблоня | Кофе | Эскимо |
Салями | Шампунь | Кашне |
Леди | Какаду | Шасси |
Фамилия | Фламинго | Семя |
3-е задание : Отгадайте загадки, запишите ответы, ответьте, какая орфограмма в этих словах.
1)Он на вокзале есть всегда,
К нему приходят поезда.
(перрон)
2)Зимою шайбу клюшкой бей,
Иди скорей играть в …
(хоккей)
3)Таким, как я всегда бывайте:
Я точный, чистый и опрятный,
Иным же словом ……….
(аккуратный)
4-е задание: Прочитайте песенку Винни-Пуха, сочинённую Б.Заходером, и скажите, в употреблении слов какой части речи запутался Винни-Пух.
На днях, не знаю сам зачем,
Зашёл я в незнакомый дом,
Мне захотелось кое с кем
Поговорить о том, о сём
Я рассказал им, что, когда,
И почему, и от чего,
Сказал, откуда и куда,
И как, и где, и для чего.
Когда ж закончил я рассказ,
То кое-кто спросил: «И всё?
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни сё!»
Назовите все местоимения из этого стихотворения.
Учитель. - Мы отправляемся на последнюю станцию – «Сообразительную». Выяснить быстроту вашей реакции, навыки и умения помогут следующие задания. Только те, кто пройдут испытания на этой станции, смогут называться почётными гражданами страны Языкознания.
Фразеологическое лото: составить фразеологизмы из разрезных карточек и объяснить значение этих фразеологизмов:
Ни рыба | баклуши |
Бить | ни мясо |
Как снег | ниже травы |
Сломя | рукава |
Спустя | голову |
Смотреть | сквозь пальцы |
Тише воды | на голову |
Вытащите карточку, на которой записан фразеологизм, и передайте его с помощью мимики, жестов. Все остальные участники постараются отгадать этот фразеологизм. За каждый отгаданный фразеологизм группа получает 1 балл.
На карточках записаны фразеологизмы: Водить за нос, сесть в галошу, намылить шею, кот в мешке.
Учитель. - Наше путешествие подошло к концу (подведение итогов, объявление победителей). Но мы с вами ещё не раз вернёмся в страну Языкознания, ведь в ней осталось много интересного и неизведанного! Я желаю всем дальнейших успехов в путешествии по этой стране!
Ответы на вопросы и задания
1-я станция «Историческая»
Объясните происхождение следующих слов:
АЗБУКА. Образовалось от сложения названий первых двух букв кириллицы «аз» и «буки».
ПЕШЕХОД. Образовалось от сложения основ слов: пеший и ходить.
ЗДРАВСТВУЙТЕ. Образовалось от слова здоровье. Приветствуя друг друга, люди желали крепкого здоровья.
ПОДОРОЖНИК. Образовалось от слова дорога, растение, которое растёт коло дороги.
БИОЛОГИЯ. Образовалось от латинского «био»- жизнь, живое и «логос»- наука; наука о живом.
2-я станция «Теоретическая»
Сколько букв в русском алфавите? (33 буквы)
Какие буквы русского алфавита не обозначают звука? (Буквы ъ, ь)
Какие буквы могут обозначать звук А? (Буквы а, я, о)
Что такое морфема? (Морфема – это минимальная значимая часть слова)
Какие морфемы входят в основу слова? (Приставка, корень, суффикс)
О какой части речи идёт речь в стихотворении? Дайте её определение.
Художницу нашу знает весь свет,
Раскрасит художница всякий предмет,
Ответит всегда на вопросы такие:
Какой? Какая? Какое? Какие?
И на вопрос чей?
(Об имени прилагательном)
У каких частей речи нет окончаний? (у наречия, деепричастия, несклоняемых существительных, у служебных частей речи: предлогов, союзов, частиц)
Какое «общее название» имеют слова МХАТ, МГУ, ГАИ? (аббревиатуры)
От чего зависит написание о-а в корне кас-кос? (от суффикса а после корня: если после корня есть суффикс а, то пишем в корне а; если нет суффикса а, то в корне пишем о)
Что такое фразеологизмы? (Это устойчивые сочетания слов, близкие по лексическому значению одного слова. Например: бить баклуши - бездельничать)
3-я станция «Практическая»
1-е задание
Корень в слове «писать», суффикс в слове «книжка», окончание в слове «вода», приставка в слове «рассказывать». (Ответ: расписка)
Корень в слове «снежинка», приставка в слове «подъехал», суффикс в слове «лесник», окончание в слове «ученики» (Ответ: подснежники)
Корень как в слове «самостоятельный», соединительная гласная как в слове «лесоруб», корень как в слове «полётный», окончание как в слове «шаг» (Ответ: самолёт)
2-е задание. Распределить существительные в зависимости от принадлежности к роду
Ж.р. | М.р. | С.р. |
Кольраби | Кенгуру | Знамя |
Аллея | Пони | Манго |
Яблоня | Кофе | Эскимо |
Салями | Шампунь | Кашне |
Леди | Какаду | Шасси |
Фамилия | Фламинго | Семя |
3-е задание : Отгадайте загадки, запишите ответы, выделите орфограмму, над которой работали. Ответы: 1) перрон; 2) хоккей; 3) аккуратный. Орфограмма: правописание удвоенной согласной в корне.
4-е задание: Винни-Пух запутался в употреблении местоимений. Местоимения из стихотворения: сам, я, мне, кое с кем, о том, о сём, им, что, чего, кое-кто, всё, ты.
4 станция «Сообразительная»
Фразеологизмы из разрезных карточек:
Ни рыба ни мясо
Бить баклуши
Как снег на голову
Сломя голову
Спустя рукава
Смотреть сквозь пальцы
Тише воды ниже травы
Список использованной литературы
Рик Т.Г. Игры на уроках русского языка. 5 класс. – М.: ВАКО, 2014. – 128 с.
Внеклассная работа по русскому языку. 6 класс./Сост. Т.Н. Скороходова. – Волгоград: ИТД «Корифей», 2006. – 96 с.