Конспект внеклассного мероприятия «По страницам рассказов Н.Носова»
Конспект внеклассного мероприятия «По страницам рассказов Н.Н.Носова»
Пояснительная записка
Формирование интереса к чтению у современных детей – сложная задача. Для формирования интереса к книгам необходимо использовать множество творческих заданий, наглядных фото и видеоматериалов. Внеклассные мероприятия по литературному чтению позволяют повысить мотивацию к чтению.
Конспект внеклассного мероприятия разработан для учащихся 3 классов с задержкой психического развития (вариант. 7.2).
Цель: формировать мотивацию к чтению через творческую деятельность.
Задачи:
- Закрепление знаний о биографии и произведениях Н. Носова.
- Развитие творческих навыков, выразительного чтения, актерского мастерства.
- Воспитание чувства ответственности, честности, дружелюбия на примере произведений Н. Носова.
Формирование УУД
Личностные: формирование положительного отношения к чтению книг.
Метапредметные: умение выделять необходимую информацию, осуществление анализа и синтеза, умение работать в группе.
Предметные: умение строить развернутый ответ, аргументировать свою точку зрения.
Предварительная работа:
- Чтение произведений Н.Носова «Фантазеры», «Мишкина каша», «Затейники», «Огурцы», «Живая шляпа», «Заплатка», «Автомобиль», «На горке».
- Подготовка инсценирования отрывков произведений (подготовленные учащиеся).
- Просмотренный мультфильм «Незнайка на луне».
Ход занятия
1. Организационный момент (5 минут)
Добрый день, ребята! Вот и начинаем мы путешествие, которое будет посвящено нашим друзьям – книгам. В нашей стране огромное количество людей, которые любили писать рассказы, повести, стихи. Сегодня мы отправимся в путешествие по страницам книг одного писателя.
- Посмотрите на выставку книг. Кто их автор? (Николай Носов)
-Сегодня мы отправимся перелистывать страницы книг этого писателя. В этом году будет 115 лет со дня рождения Н.Н. Носова. Его книги с удовольствием читают не только дети, но и взрослые. Этого человека можно назвать самым веселым писателем, потому что грустных произведений у него не было.
-Полистайте книги, которые есть на выставке, посмотрите, многие из рассказовв книгах вычитали или нет?
2. Основная часть (30-35 минут)
Демонстрация презентации про Н.Н. Носова
(Сопровождение слайдами)
Биография Н.Н. Носов
PPTX / 3.46 Мб
Николай Николаевич Носов родился 23 ноября 1908 года. Отец Николая Николаевича был актером. В раннем детстве Коля хотел пойти по стопам отца. В школе он увлекался музыкой. Немногим позднее его тягой стала химия. Он планировал поступать в политехнический университет, но так и не поступил. Николай Николаевич увлекся фотографией и кинематографом, поэтому поступил в художественный институт. В московском институте кинематографа он получил профессию режиссера.
Сочинять свои рассказы Н. Носов стал тогда, когда у него родился сын Петр. Любящий отец видел заинтересованность ребенка и решил писать для всех детей. В 1938 году опубликовали его рассказ «Затейники» в журнале «Мурзилка». После Великой Отечественной войны были написаны рассказы «Огурцы», «Живая шляпа», «Мишкина каша», «Фантазеры». Самый большой успех пришел вместе с публикацией рассказов о Незнайке. 26 июля 1976 года писатель скончался от инфаркта, он умер во сне.
За 67 лет своей жизни Н. Н. Носов оставил нам большое литературное наследие, которое не только веселит читателей, но и учит их доброте, дружбе и честности.
Страницу жизни Николая Николаевича мы перевернули. Теперь перевернем страницы его замечательных произведений.
Отгадав загадку, вы узнаете, какой герой будет нас сопровождать.
Все в цветочном городишке
Знают этого мальчишку
Коротышку и зазнайку
Беззаботного (Незнайку).
Выходит Незнайка (ученик 7 класса).
Незнайка: Здравствуйте, детишки! Девчонки и мальчишки! Я пришел к вам из Цветочного города.
Сегодня мы будем соревноваться! Три команды уже готовы. Объявите ваши названия.
Та команда, которая соберет больше всего голубых шляп, таких как у меня будет победителем!
Первый конкурс называется «Угадай рассказ».
От каждой команды по 2 ученика выступают со сценкой диалогом (см. приложение 1, 2, 3)
Учитель: Вот какие веселые рассказы сочинял Н.Носов!
Незнайка, ты ведь пришел не с пустыми руками! Скажи, а что у тебя в мешке?
Незнайка: Да я походил по рассказам Николая Носова и собрал некоторые интересные предметы. Кто из вас ответит, из каких рассказов эти предметы, получит шляпу для своей команды.
(Незнайка по очереди достает предмет из мешка: голубая шляпа, огурец, коньки, машинка, ведро, на котором написано «мороженое», игрушка котенка).
Незнайка: Вот какие вы молодцы! Сколько рассказов прочитали.
Учитель: Ребята, посмотрите, какие красивые конверты мне прислали по почте. Что же там?
Дети: карточки с именами героев и названиями рассказов.
Учитель: Соедините название рассказа с именами героев. Чья команда первая сделает задание и правильно, получит шляпу от нашего Незнайки! (см. приложение 4).
Незнайка: А сейчас викторина! За каждый правильный ответ вам достанется голубая шляпа, такая, как у меня.
В каком журнале напечатал свой первый рассказ Н.Носов? («Мурзилка»)
Как звали котёнка в рассказе «Живая шляпа»? (Васька)
Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняют небылицы? («Фантазёры»)
Назовите предметы, которыми герои рассказа «Мишкина каша» поддевали воду из колодца. ( Ведро, чайник, кружка)
Что сначала утопил Мишка в колодце в рассказе «Мишкина каша»? ( Ведро)
Кто сидел под шляпой, напугавшей мальчиков? (Котёнок)
Герои какого произведения нарушали правила дорожного движения? («Автомобиль»)
Как называлась рыба, которую зажарил Мишка на сковороде в рассказе «Мишкина каша»? (пескарь)
На чём Стасик летал на Луну в рассказе «Фантазёры»? (На ракете)
Что нарвали на колхозном огороде Котька и Павлик? (Огурцы)
Из какого рассказа можно узнать рецепт приготовления каши? («Мишкина каша»)
Почему Федя Рыбкин не смог решить задачу? (Он смотрел телевизор)
Какие были штаны у Бобки из рассказа «Заплатка»? (солдатские)
Незнайка: Вы отлично справились! Задание на время. Найдите названия рассказов в филворде. Ставим таймер на 5 минут. (Спрятаны слова: автомобиль, фантазеры, затейники, огурцы, на горке, заплатка). (см. приложение 5)
По окончанию времени выдать столько шляп, сколько ребята нашли слов.
Незнайка: Как же я соскучился по своим друзьям! Ребята, а вы знаете моих друзей? Соберите картинку, назовите, по каким друзьям я особенно соскучился! (см. приложение 6)
Незнайка: Молодцы, ребята, каждая команда, каждый человек! Пора подсчитывать шляпы! Чья команда лучше всех? (подсчитывают шляпы и команде, набравшей большее их количество, вручаются памятные призы)
3. Заключительная часть ( 5 минут)
Незнайка: Сколько удовольствия я получил от нашего с вами общения, но пора и домой, на страницы своих рассказов. Друзьям обязательно расскажу, как хорошо вы знаете Рассказы Н.Носова и нас, героев его произведений! До встречи!
Учитель: До встречи, Незнайка!
Ребята, а закончить наше мероприятие хочется замечательным стихотворением!
Я советую, друзья:
«Книги чаще вы берите!
Не пожадничайте дня
И смешной рассказ прочтите.
Отдохнете от хлопот,
Вдоволь посмеетесь,
И подальше от забот,
В страну смеха унесетесь!
Список использованных источников
1. Носов Н.Н. Затейники [Текст]: книга для чтения детям и их родителям/Н.Н.Носов. -М.:СТРЕКОЗА,2009.
2. Носов Н.Н.Фантазёры [Текст]: книга для чтения детям и их родителям/Н.Н.Носов. -Ростов-на-Дону:Самовар,2002.
3. Носов Н.Н. Огурцы [Текст]: книга для чтения детям и их родителям/Н.Н.Носов-М.:СТРЕКОЗА-ПРЕСС, 2006.
Приложение 1
Мишутка: А я, когда был большой, всю реку мог переплыть, — говорит Мишутка.
Стасик: У! А я море мог переплыть!
Мишутка: Подумаешь — море! Я океан переплывал!
Стасик: А я раньше летать умел!
Мишутка: А ну, полети!
Стасик: Сейчас не могу: разучился.
Мишутка: А я один раз купался в море, и на меня напала акула. Я ее бац кулаком, а она меня цап за голову — и откусила.
Стасик: Врешь!
Мишутка: Нет, правда!
Стасик: Почему же ты не умер?
Мишутка: А зачем мне умирать? Я выплыл на берег и пошел домой.
Стасик: Без головы?
Мишутка: Конечно, без головы. Зачем мне голова?
Стасик: Как же ты шел без головы?
Мишутка: Так и шел. Будто без головы ходить нельзя.
Стасик: Почему же ты теперь с головой?
Мишутка: Другая выросла.
Приложение 2
Петя и Валя читают книгу «Три поросёнка». Играют. Сначала бегают по комнате, прыгают и кричат:
Петя и Валя: Нам не страшен серый волк!
Валя: Давай, Петя, сделаем себе домик, как у тех поросят, что в сказке.
(Берут одеяло и завешивают им парту, одело можно заменить скатертью).
Валя: Вот и хорошо, что у нас свой дом! Мы всегда будем здесь жить и никого к себе не пустим, а если серый волк придёт, мы его прогоним.
Петя: Жалко, что у нас в домике нет окон, очень темно!
Валя: Ничего. У поросят ведь домики бывают без окон.
Петя: А ты меня видишь?
Валя: Нет, а ты меня?
Петя: И я, нет. Я даже себя не вижу.
Петя кричит и выбегает из-под стола, а Валя за ним.
Приложение 3
Котька: Мама, я тебе огурцов принес!
Мама: Где ты их взял?
Котька: На огороде.
Мама: На каком огороде?
Котька: Там, у реки, на колхозном.
Мама: Кто ж тебе позволил?
Котька: Никто, я сам нарвал.
Мама: Значит, украл?
Котька: Нет, не украл, а так просто… Павлик брал, а мне нельзя, что ли? Ну, и я взял.
Начинает вынимать огурцы из карманов.
Приложение 4
Стасик и Мишутка Незнайка в солнечном городе
Котька и Павлик Заплатка
Пончик и Пилюлькин Федина задача
Бобка Затейники
Петя и Валя Огурцы
Федя Фантазеры
Приложение 5
А |
П |
А |
Ф |
И |
А |
Г |
О |
В |
И |
Т |
А |
Н |
Н |
О |
Р |
Т |
О |
М |
М |
Т |
А |
Г |
К |
А |
З |
О |
Е |
Р |
З |
У |
Е |
К |
А |
Б |
В |
О |
Ё |
Р |
И |
Т |
П |
И |
Л |
Ь |
Р |
Ц |
К |
А |
Л |
Л |
З |
А |
Ы |
Ы |
И |
М |
Н |
Е |
Т |
Т |
Е |
Й |
Н |
Приложение 6