12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталия166
Материал размещён в группе «Учителя начальных классов»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 16 пос. Красносельского муниципального образования Гулькевичский район имени И.П.Федорова

 

 

 

 

 

 

 

 

Воспитательное мероприятие в 4 классе,

отправленное на муниципальный этап

открытого зонального конкурса

методических материалов

« Растим патриотов»

 


 


 

t1675239187aa.gif

 

 

t1675239187ab.jpg

 

Подготовила и провела

учитель начальных классов

Дмитриева Наталия Анатольевна

 

 

 

 

 

 

 

2022- 2023 уч. год

Тема. «Хотят ли русские войны…».

 

Цель: помочь детям осознать личную сопричастность к делу сохранения мира; сформировать чувство личной ответственности.

Форма занятия: занятие - конференция

Задачи:

- способствовать развитию патриотических чувств – любви к Родине, чувства гордости за свою страну и свой народ, уважения к его великим свершениям и достойным страницам прошлого;

- способствовать воспитанию уважения к людям старшего поколения, желания узнать больше о событиях и героях войны;

- научить, в ходе консилиума, прийти к выводам и умозаключениям

Формируемые УУД:

Предметные:

- активизировать и расширять словарный запас.

Метапредметные:

- способствовать развитию познавательного интереса обучающихся;

- создать условия для развития всех типов восприятия.

Личностные:

- развивать нравственные личностные качества (любовь к Родине, чувство патриотизма и гордости за историческое прошлое своей страны);

- формировать навыки выступления перед аудиторией, уважение к собеседнику, умение вести дискуссию;

- совершенствовать навыки совместной деятельности.

Оборудование:

- мультимедийный проектор;

- оборудование для практической работы;

- презентация в PowerPoint;

- видеоролик «Хотят ли русские войны»

https://youtu.be/t5AIGMMF9w4 ,

- фонограмма песни «Хотят ли русские войны».


 


 

t1675239187ac.jpg
 

Ход занятия:

Вводная беседа.

Слайд 1. (видеоролик «Хотят ли русские войны»)

https://youtu.be/t5AIGMMF9w4

В видеоролике вы услышали песню «Хотят ли русские войны» на слова Евгения Евтушенко в исполнении группы « Земляне» В этой песне нам говорят такие слова: «И понять Вы все должны: Хотят ли русские войны?»

Эти слова и будут темой нашего классного часа. Мы сегодня как знатоки нашего времени проведём конференцию по данной теме.

- Ребята, а что такое конференция?

Слайд 2. Конфере́нция (от лат. confercio «собирать в одно место») — собрание, совещание групп лиц, отдельных лиц, организации для обсуждения определённых тем.

 

2. Актуализация полученных ранее знаний.

 

- А что сейчас происходит в мире? Что мы узнаём из новостей?

- Как представляют нашу страну западные государства?

Да, ребята, для многих стран мира наш народ является агрессором. Тем государством, которое само совершает военное нападение. Так ли это?

Ваши одноклассники подготовили небольшие сообщения об основных эпизодах истории, когда русские люди шли воевать.


 

3. Выступления участников конференции


 

Сообщение 1. Монгольское нашествие на Русь Слайд 3.

В 13 веке на Русские земли пришли монгольские завоеватели во главе с Батыем. После проигрыша битвы на Калке в 1223 году, земли Руси стали открытыми для монголов. Сперва монголы захватили северо-восточные земли Киевской Руси, а потом пали южные княжества, в том числе и Киевское. Эти события произошли в период с 1237 по 1240 год. Фактически большая часть Руси попала под монгольское иго. Итоги нашествия были очень тяжелыми. Это описано даже в древнерусской литературе. Прежде всего нашествие татаро-монголов привело к почти полному уничтожению городов – из 75 существовавших на тот момент полностью разрушено было 45, то есть, больше половины. Население сильно сократилось, особенно прослойка ремесленников, что замедлило развитие Руси.

Сообщение 2. Невская битва Слайд 4.

В 1240 году Киевская Русь представляла из себя государство, раздробленное на княжества, каждое из которых стремилось стать главенствующим. В те годы центральные и южные княжества страдали от монголо-татарского ига, а на северное, Новгородское, обрушилась иная беда. Ливонский орден вступил в союз со шведами Папой Римским, дабы изжить «неверных» с земель Новгородского княжества. Шведской войско, в состав которой помимо шведов входили финны, норвежцы и представители католической церкви, возглавлял Ульф Фаси. Ижорские земли, куда вторглась шведская армия, отправили весть о вторжении своим союзникам, в Новгород. Князь новгородский, Александр Ярославович, собрал наспех войско и, не обратившись за помощью к Владимирскому княжеству, выступил со своей небольшой дружиной на встречу врагу. По пути к князю присоединились ладожские ополченцы. Армия Александра Ярославовича состояла в основном из конницы, что обеспечило мобильность армии. Шведы к такому абсолютно не были готовы. Утром 15 июля 1240 года Александр Ярославович приказал лучникам обстрелять лагерь шведов огненными стрелами. Шведы начали паниковать, в их рядах была сумятица. Князь Александр, воспользовавшись неразберихой во вражеской армии, приказал своему войску атаковать. Русские ударили по шведам и обратили их в бегство: остатки шведской армии сели на корабли и отступили. После этой победы Александра Ярославовича прозвали Невским. Шведы оказались разрозненны с тевтонцами, что повлияло на их последующее вторжение.

 

Сообщение 3. Ледовое побоище Слайд 5.

Ледовое побоище – это битва, которая произошла в 13 веке между русским князем Александром и его дружиной с войском немецких и шведских рыцарей. Александр тогда был князем в Новгороде. В 1242 году для Новгорода вновь возникла внешняя угроза с запада. Тевтонский орден, который объединял монахов-воинов из шведских и немецких земель, стал готовить захват приграничных с Новгородом территорий. Их войско славилось своей непобедимостью. Рыцари были закованы в тяжелые латы и доспехи, которые защищали их в бою. У них был особый строй войска, который тогда считался практически непобедимым. На флангах конные рыцари шли сплошным строем, а между ними двигались пешие воины с более легким вооружением. Этот способ построения называли “свиньей”.5 апреля 1242 года состоялось Ледовое побоище, или, как его еще называют, битва на Чудском озере. Александр решил применить военную хитрость. Он планировал дать бой на льду озера. Русская дружина была вооружена и защищена значительно легче, чем тевтонские рыцари. Русские воины были одеты в металлические кольчуги, которые весили намного меньше, чем доспехи рыцарей. Александр расположил основную дружину на льду озера, вынуждая рыцарей выйти на уже достаточно хрупкий лед. На берегу озера в засаде находились конные воины Александра. Когда началась битва, лед треснул под одетыми в доспехи рыцарями. Они стали тонуть, не имея возможности выбраться из воды. Русские воины находившиеся в засаде не давали рыцарям выбраться на твердую землю. Так Александру удалось победить Тевтонское войско. После этого угроза с запада Северо-западную Русь не беспокоила.


 

Сообщение 3. Куликовская битва Слайд 6.

Дмитрий Донской и Куликовская битва – это одна из самых героических страниц истории России. В 1380 году с окончанием битвы начинается постепенное освобождение русских земель от монголо-татарского ига, которое длилось уже более 150 лет. Когда московский князь Дмитрий отказался выплачивать дань, Мамай, военный предводитель монгольского войска, направил своих воинов на битву. В начале сентября русские войска подошли к Дону. На Куликовом поле между Доном и его притоком, рекой Непрядвой, 8 сентября 1380 года разгорелось сражение. Перед битвой состоялся поединок двух богатырей — монаха-ратника Пересвета и ордынского воина Челубея. Оба всадника насмерть пронзили друг друга копьями. Но если Челубей сразу пал замертво, то Пересвет, будучи смертельно раненым, сумел доехать до расположения русских войск и только после этого испустил дух. Это было сочтено добрым предзнаменованием. После поединка Пересвета и Челубея началась жестокая битва. Князь Дмитрий Иванович сражался наравне со всеми. В ожесточённом бою часть русских воинов не выдержала натиска ордынской конницы и отступила к Непрядве. Мамай, наблюдавший за битвой с высокого холма, уже торжествовал победу и ждал, когда его воины зайдут к русским в тыл и окончательно разгромят их. В этот момент из небольшой рощи у берега Дона ударил по врагу засадный полк русской конницы. Неожиданная атака обратила противника в беспорядочное бегство. Русские захватили лагерь ордынцев, из которого едва успел бежать Мамай. Весть о победе разнеслась по всей Руси. В память о ней московский князь Дмитрий получил прозвище «Донской».

Сообщение 4. Полтавская битва Слайд 7.

Полтавская битва – крупнейшее генеральное сражение Северной войны между русскими войсками под командованием Петра 1 и шведской армией Карла 12.

Шведский король, окрыленный победами, планировал завершить войну до конца 1708 г. Он двинулся походом на Россию, стремясь покорить ее территории. Русский император Петр I прекрасно понимал, что если шведы проникнут вглубь государства, их вряд ли удастся одолеть. Войско Карла 12 подошло к Полтаве и начало ее осаждать в марте 1709 г. Русские отряды делали все возможное, чтобы не дать шведам взять крепость.

При этом полтавский гарнизон состоял всего из 2 200 воинов. Тем не менее, солдатам удалось героически сдерживать десятки нападений со стороны неприятеля и убить около 6 000 шведов. Полтавский отряд понимал, что в скором времени им на помощь придут дополнительные полки во главе с Петром 1. Стоит отметить, что император пытался найти союзников, он понимал всю мощь шведской армии. Однако все отказались его поддерживать. В результате была собрана единая русская армия, к которой присоединилась часть запорожских казаков под командованием гетмана Скоропадского. Безоговорочная победа русских войск привела к тому, что шведская пехота прекратила свое существование наряду с боевой техникой. 

После этих событий было ещё очень много войн:

Русско-турецкая война 1735 г.

Русско-турецкая война 1787 г.

Отечественная война 1812 г

Русско-японская война 1904 г.

Первая мировая война 1914 г.

 

Сообщение 5. Великая Отечественная война Слайд 8.

Великая Отечественная война началась 22 июня 1941 года – в день, когда на территорию СССР вторглись немецко-фашистские захватчики, а также их союзники. Она длилась четыре года и стала заключительным этапом Второй Мировой войны. Всего в ней приняли участие около 34 000 000 советских солдат, более половины из которых, погибло. Главной причиной начала Великой Отечественной войны стало желание Адольфа Гитлера привести Германию к мировому господству, захватив другие страны и установив расово чистое государство. Поэтому 1 сентября 1939 года Гитлер вторгся в Польшу, затем в Чехословакию, положив начало Второй мировой войне и завоевывая все новые и новые территории. Успехи и победы нацисткой Германии заставили Гитлера нарушить заключенный 23 августа 1939 года между Германией и СССР договор о ненападении. Им была разработана специальная операция под названием "Барбаросса", которая подразумевала захват Советского Союза в короткие сроки. Так началась Великая Отечественная война. Да, наша страна одержала победу в этой страшной войне! Но сколько людей погибло за то, что бы мы сейчас жили на свете и радовались каждому дню. С тех пор весь мир отмечает 9 мая как День Победы!

4. Подведение итогов конференции

- Какой же вывод мы с вами, ребята, можем сделать из всех выступлений?

Молодцы! В своей истории Россия лишь защищала свои территории от врага, но не нападала на другие страны. Наоборот, наша страна одной из первых приходила и приходит на помощь другим в их тяжёлые времена.

- Ребята, а как вы думаете, какая птица является символом мира?

Правильно, голубь. А кто знает, почему эту птицу называют символом мира?

В древности голубь был символом мира и плодородия. В Библейской легенде именно он появился с оливковой ветвью в клюве над Ноевым ковчегом, Слайд 9. что свидетельствовала о том, что вода сошла с поверхности земли, - то был знак наступления мира и обновления жизни…

Слайд 10. А сейчас, ребята, на каждом трафарете голубя, который лежит у вас на партах, вы напишите своё пожелание мира для всех людей нашей большой планеты. Пусть наши голуби всему миру расскажут о том, что дети России не хотят войны.

(дети пишут пожелания)

- Прочитайте свои пожелания всему классу.

(дети зачитывают свои пожелания, написанные на голубях)

Да, самое главное – жить под мирным небом!

Хотим под мирным небом жить!

По - разному зовутся дети, -
Нас очень много на планете...
Есть Вани, Гансы, Джоны, -
Детей повсюду миллионы!

Пусть всюду светлый детский сад
Встречает радостно ребят,
Пусть всем, везде хватает школ,
Чтоб каждый утром в школу шел!

Хотим под мирным небом жить,
И радоваться, и дружить,
Хотим, чтоб всюду на планете
Войны совсем не знали дети

 

А теперь приглашаю всех выйти со своими голубями. Давайте сделаем фото, пусть все видят, что мы с вами желаем всем мира.

Мир в каждом доме, в каждой стране!

Мир – это жизнь на планете!

Мир – это солнце на нашей Земле!

Мир – нужен взрослым и детям!

Давайте возьмемся все за руки и скажем:

«Мы не хотим войны. Мы – за мир!» (дети повторяют)


 

Звучит песня «Хотят ли русские войны»


 


 


 


 


 


 

Интернет источники:

 http://infoogle.ru/nevskaya_bitva.html

https://istoriyakratko.ru/pravlenie-ryurikovichey/voyny/tataro-mongolskoe-igo-kratko.html

https://obrazovaka.ru/question/informaciya-o-ledovom-poboishhe-4-klass-kratko-73068

https://obrazovaka.ru/istoriya/mongolo-tatarskoe-nashestvie-na-rus-kratko.html

https://youtu.be/t5AIGMMF9w4

https://www.yaklass.ru/p/okruzhayushchij-mir/4-klass/rossiiskaia-istoriia-728425/kak-rus-borolas-s-nashestviiami-6456365/re-50c36dd6-d8b5-4ef5-8e9c-b1678212ac8c


 


 

t1675239187ad.jpg
 

 

Опубликовано в группе «Учителя начальных классов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.