12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Оксана93
Россия, Санкт-Петербург, Петергоф

План-конспект внеклассного мероприятия по обществознанию «Победима ли  коррупция?»

Пояснительная записка

Антикоррупционное мероприятие является целенаправлен­ным процессом обучения и воспитания в интересах личности, об­щества и государства, основанным на общеобразовательных про­граммах, разработанных в рамках государственных образова­тельных стандартов и реализуемых в образовательных учреж­дениях для решения задач формирования антикоррупционного мировоззрения, повышения уровня правосознания и правовой культуры обучающихся.

Принципы антикоррупционного мероприятия:

1. Преемственность.

2. Системность.

3. Комплексность.

4. Учёт возрастных особенностей.

5. Интегрированность в образовательный процесс.

6. Связь с компетентностным подходом в образовании:

  • способность к критическому восприятию действительности;
  • способность адекватно оценить ситуацию;
  • способность аргументировано отстоять эту позицию;
  • способность эффективно действовать в соответствии со свои­ми убеждениями;
  • способность брать на себя ответственность за свои действия.

7. Партнёрство. Реализация задач антикоррупционного образо­вания возможна при участии всех заинтересован­ных сторон: молодежных организаций, родительской общественнос­ти, социально-ответственных предпринимателей, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий.

8. Направленность на предупреждение любого проявления коррупционного поведения и мышления.

Актуальность

Долгое время общество уходило от обсуждения проблемы коррупции. Ныне тема открыта для обсуждения.

Проблемы образования тесно связаны с проблемами общественного развития. Важная роль в становлении личности отводится школе. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства, – важнейшая задача школы. Уровень образования населения, его правовой культуры – это не только престиж страны, но и вопрос национальной безопасности.

Отсутствие целенаправленной системы мер по противодействию этому негативному явлению приводит к укоренению этого страшного социального недуга. Особенность современной ситуации заключается в том, что коррупционное поведение не только сохраняется, но и перестает быть постыдным. К сожалению, в обществе бытует, а нередко и насаждается мнение, что бороться с коррупцией бессмысленно, а простой гражданин не имеет возможности противостоять ее проявлениям.

Следует отметить отсутствие в действующих образовательных стандартах таких понятий и вопросов, как «коррупция», «меры противодействия коррупции» и поэтому разработка системы заданий, проектирование и описание различных форм антикоррупционного просвещения школьников (беседы, классные часы, игры, дискуссии и т. п.) может стать инновационным направлением в методической деятельности педагога. Школа нуждается в педагогически обработанном материале, побуждающем учеников к формированию собственной системы ценностей.

На школьных уроках важно рассмотреть коррупцию как явление социально-историческое, социально-экономическое, правовое; осветить исторический аспект проблемы. Через выявление причин возникновения этого феномена и понимание вреда, причиняемого им всему обществу, необходимо целенаправленно формировать негативное отношение к коррупции (так же как к наркомании, алкоголизму и т. д.), развивать навыки антикоррупционного поведения.

Реализация задач антикоррупционного образования возможна при участии в данном процессе всех заинтересованных сторон: молодёжных организаций, родительской общественности, социальных партнеров, представителей властных структур и правоохранительных органов, представителей религиозных конфессий (принцип партнёрства).

Задачи мероприятия

  • дать общее представление о сущности коррупции, ее формах, особенностях проявления в различных сферах жизни общества, причинах и социально опасных и вредных последствиях этого явления;
  • научить распознавать проявления коррупции;
  • сформировать навыки адекватного анализа и личностной оценки данного социального явления с опорой на принцип историзма;
  • сформировать комплекс знаний о коррупциогенных ситуациях для формирования стандартов поведения в соответствии с правовыми и морально-этическими нормами;
  • простимулировать мотивацию антикоррупционного поведения;
  • сформировать нетерпимость к проявлениям коррупции;
  • воспитать у обучающих ценностные установки (уважение к демократическим ценностям; неравнодушие ко всему тому, что происходит рядом; честность; ответственность за действие, поступок; постоянное усовершенствование личной, социальной, познавательной и культурной компетентности и т.п.);

"Коррупция "есть корень, из которого

вытекает во все времена и при всяких

соблазнах презрение ко всем законам".

Томас Гоббс

Цели мероприятия:

  • воспитание ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у молодых людей гражданской позиции относительно коррупции;
  • изучение проблем противодействия коррупции и методов её предупреждения.
  • формирование убеждения о неотвратимости наказания за коррупционные правонарушения;
  • развитие творческой деятельности учащихся;
  • формирование активной гражданской позиции.

Учебно-методическое обеспечение:тестовые задания, словарь,раздаточный материал, содержащий статьи ФЗ "О противодействии коррупции".

Участники мероприятия: группы (команды) учащихся: лингвисты, социологи, юристы.

Вступительное слово учителя:

Одной из самых больших проблем современного мира стала коррупция. Она охватывает все сферы общественной жизни, все слои населения. Каждый человек хотя бы раз в жизни сталкивается с вымогательством, взяточничеством. Коррупция как огромный спрут охватывает весь мир. Неужели ей нельзя противостоять? А если можно, то, как и кто это должен сделать? Сегодня мы собрались на наше мероприятие для того, чтобы попытаться разобраться с проблемами коррумпированности современного общества и выработать свои предложения по противодействию коррупции. Молодёжь 21 века не желает жить в коррумпированном обществе.

Согласно ООН 9 декабря является международным днем борьбы с коррупцией. Коррупции могут и должны противодействовать государство, бизнес, СМИ, международные и иностранные организации. Но важно понимать, что противостояние коррупции - дело всего общества, каждого из нас.

1. Вопрос: Многие сравнивают коррупцию с болезнью. У каждой болезни есть свои симптомы, которые нужно лечить. Каковы же симптомы коррупции?

Задание: В течение 3-х минут написать на листе причины коррупции.

Причины коррупции:

- Низкая заработная плата государственных служащих.

- Незнание законов.

- Желание легкой наживы.

- Частая сменяемость лиц на различных должностях.

- Нестабильность в стране.

- Коррупция как привычка.

- Низкий уровень жизни населения.

- Слабая развитость государственных институтов.

- Безработица.

- Неразвитость институтов гражданского общества.

2. Лингвисты (знакомят с понятием «коррупция»)

Коррупция (лат."corrumpire", "портить", "подкупать") - это использование служебного положения в личных целях.

Коррупционная деятельность считается одним из основных видов теневой экономики.

Чаще всего под коррупцией подразумевают получение взяток, незаконных денежных доходов, государственными бюрократами, которые вымогают их у граждан ради личного обогащения. Однако в более общем смысле слова участниками коррупционных отношений могут быть не только государственные чиновники, но и, например, менеджеры фирм; взятки могут давать не деньгами, а в иной форме; инициаторами коррупционных отношений часто выступают не госчиновники, а предприниматели. Поскольку формы злоупотреблений служебным положением очень многообразны, по разным критериям выделяют различные виды коррупции.

Общие тенденции эволюции коррупционных отношений в 20 в. - это постепенное умножение их форм, переход от эпизодической и низовой коррупции к систематической верхушечной и международной.

Рассмотрим основные виды и формы коррупции:

Кто злоупотребляет служебным положением

  • Государственная (коррупция госчиновников)
  • Коммерческая (коррупция менеджеров фирм)
  • Политическая (коррупция политических деятелей)

Кто является взяткодателем

  • Индивидуальная взятка (со стороны гражданина)
  • Предпринимательская взятка (со стороны легальной фирмы)
  • Криминальный подкуп (со стороны криминальных предпринимателей - например, наркомафии)

Форма выгоды, получаемой взяткополучателем от коррупции

  • Денежные взятки
  • Обмен услугами (патронаж, непотизм)

Цели коррупции с точки зрения взяткодателя

  • Ускоряющая взятка (чтобы получивший взятку быстрее делал то, что должен по долгу службы)
  • Тормозящая взятка (чтобы получивший взятку нарушил свои служебные обязанности)
  • Взятка "за доброе отношение" (чтобы получивший взятку не делал надуманных придирок к взяткодателю)

Уровень распространения коррупционных отношений

  • Низовая коррупция (в низшем и в среднем эшелонах власти)
  • Верхушечная коррупция (у высших чиновников и политиков)
  • Международная коррупция (в сфере мирохозяйственных отношений)

Степень регулярности коррупционных связей

  • Эпизодическая коррупция
  • Систематическая (институциональная) коррупция
  • Клептократия (коррупция как неотъемлемый компонент властных отношений)

Вывод:Коррупция является оборотной стороной деятельности любого централизованного государства, которое претендует на широкий учет и контроль.

3.  Ребусы

Учитель сообщает дополнительную информацию о видах и формах коррупции:

В зависимости от сферы деятельности коррупция проявляется в следующих формах:

Коррупция в сфере государственного управления касается стоящих у власти государственных служащих (чиновников),  которые распоряжаются государственными ресурсами и принимают решения не в интересах государства и общества, а исходя из корыстных убеждений.

Парламентская коррупция выражается в покупке голосов избирателей вовремя выборов.

Деловая коррупция возникает при взаимодействии власти и бизнеса. Например, в случае хозяйственного спора стороны могут стремиться заручиться поддержкой судьи с целью вынесения решения в свою пользу.

Коррупция на предприятиях выражается в том, что сотрудник коммерческой или общественной организации распоряжается не принадлежащими ему ресурсами и за счет этого незаконно обогащается.

Бытовая коррупция порождается взаимодействием рядовых граждан и чиновников. В нее входят различные подарки от граждан и услуги должностному лицу и членам его семьи. 

В жизни часто нарушают наши права, нам приходится отстаивать права, а нарушенные восстанавливать. Группам необходимо восстановить слова в течении определенного времени.

Задание: Разгадать ребусы в течение 3 минут, дать объяснения понятиям.

Команда Лингвистов: тажШан, циярупКор

Шантаж - угроза разоблачения, разглашения сведений, которые объект шантажа хотел бы сохранить в тайне, с целью добиться какой-либо выгоды.

Коррупция - сращивание государственных структур со структурами преступного мира в сфере экономики, а также продажность и подкуп политических и общественных деятелей, государственных чиновников.

Команда Социологов: ротиякраБю, каВтзя

Бюрократия - высший чиновничий аппарат, администрация; система управления, основанная на формализме, административной волоките.

Взятка - плата или подарок должностному лицу за незаконные действия в пользу дающего.

Команда Юристов: ствотельгамоВы, кетРэ

Вымогательство - не обусловленное правом, не предусмотренное законом требование передачи денег, имущественных ценностей, сопровождаемое разного рода угрозами, обманом со стороны вымогателей.

Рэкет - незаконное, производимое путем угроз, шантажа вымогательство денег от предпринимателей со стороны преступных элементов, рэкетиров.

4. Коррупция в России и в современном мире (доклад социологов)

В мире самыми коррумпированными структурами признаны парламенты и партии, полицейские службы и суды. По данным всех обзоров ООН, удельный вес взяточничества в 1970-1990гг. не превышал 1% в структуре 10-12 видов преступлений, отслеживаемых международным сообществом. За 1986-1990гг. оно увеличилось в мире на 8%. 

Согласно данным доклада "Барометр коррупции", авторитетной международной организации "Транспэренси Интернэшнл" не менее одного человека из десяти за текущий год давали взятки для того, чтобы получить какую-либо услугу. В Африке к выплате денег для получения той или иной услуги прибегали 42% опрошенных, в Азии - 22%, передает "Интерфакс". Наиболее неблагополучными с точки зрения коррупции из исследованных оказались Албания, сербский край Косово, Македония, Нигерия, Пакистан, Румыния и Филиппины. Наиболее пессимистично в отношении коррупции настроены жители Филиппин и Индии, где 79% населения полагают, что ситуация с коррупцией еще более ухудшится. "Этот документ ("Барометр коррупции") ясно указывает на то, что очень часто люди должны тратить зарабатываемые тяжелым трудом деньги на получение услуг, которые должны быть бесплатными", - сообщила, представляя доклад, председатель TI УгеттЛябей. 

Россию принято считать одним из лидеров в мире по коррупции. Последнее время СМИ стали очень много писать и говорить о коррупции в России. То идет борьба с «оборотнями в погонах», то какого-нибудь мэра или губернатора привлекут к ответственности за взяточничество. В Интернет были созданы несколько сайтов, посвященных борьбе с коррупцией: например, сайт «Взяткам Нет», сайт Межрегионального общественного движения Против коррупции, сайт Коррупция в России и в мире. Создано специальное ведомство, а программы по борьбе с коррупцией придумываются практически в каждом министерстве.

Международная организация TransparencyInternational (TI) оценила коррупцию в России: больше всего ее правоохранительных органах, в образовании и здравоохранении. Здесь уровень "существенно возрастает" и ситуация становится катастрофической, заявила глава российского отделения TI Елена Панфилова. 

"Наши исследования в этом году показывают, что больше всего население России волнует рост уровня коррупции в сфере образования и здравоохранения. Ситуация там похожа на катастрофу", - заявила Панфилова, представляя доклад "Барометр мировой коррупции". Вслед за ними следуют судебная система и жилищно-коммунальное хозяйство. 

Еще одной важной проблемой, по ее мнению, является то, что граждане России считают, что в стране нет полностью некоррумпированных сфер. Кроме того, по словам Панфиловой, исследования, проведенные в России, показывают, что граждане по-прежнему не верят, "что ситуация с коррупцией в стране в ближайшие три года существенно изменится", более того, 44% опрошенных ожидают возрастания коррупции. 

По данным Молодёжного Союза Юристов РФ, средний размер взятки, которую российский предприниматель даёт чиновнику, составляет 71-72 тыс. рублей. Лидерами коррупции являются Московская, Нижегородская, Саратовская, Челябинская области, Москва, Санкт-Петербург. Наименее коррумпированы Республика Карелия, Ярославская, Тюменская, Архангельская и Омская области.

По данным независимого аналитического центра «Индем», общая сумма взяток за последние четыре года увеличилась примерно в десять раз. Следы коррупции ведут и в органы государственной власти. 

В России традиция взяточничества существует давно. Некоторые экономисты даже утверждают, что взятки являлись своеобразной смазкой, обеспечивавшей движение колес чрезмерно централизованной системы, которую пытались ввести цари и коммунистические правители в этой самой большой в мире стране. Безусловно, взяточники стали неотъемлемой частью советской экономики с ее вечным дефицитом.Однако похоже на то, что предложение и спрос на взятки стремительно взлетели вверх после инспирированной Кремлем кампании по развалу нефтяной группы «ЮКОС», во главе которой стоял Михаил Ходорковский. По оценкам «Индем», данная кампания усилила аппетиты чиновников-получателей взяток и опасения компаний-взяткодателей. Что касается рядовых граждан, они все больше платят за то, чтобы спасти своих сыновей от призыва в армию.

5. Задание: Рассмотрите ситуации и ответьте на вопросы, используя статьи ФЗ "O противодействии коррупции": о какой форме коррупции идет речь и каковы вредные последствия данного поступка.

Ситуации:

Команда Лингвистов:

При нарушении правил дорожного движения в нетрезвом виде, водитель заплатил сотруднику ГИБДД, который  вместо того, чтобы заполнить протокол, взял деньги и отпустил правонарушителя.

Команда Социологов:

Государственный служащий, отвечающий за распределение бесплатно предоставляемых медикаментов пациентам, часть медикаментов  отправлял в частные аптеки для их дальнейшей реализации по высоким ценам.

Команда Юристов:

Родственникам  больного гражданина Н. главврач недвусмысленно говорит, что ему требуется экстренная  операция, но в общей очереди операцию придется "ждать очень долго". 

6. Борьба с коррупцией (выступление юристов)

Первым, кто в нашей стране попытался законом ограничить действия любителей «запустить лапу» в государственную казну, стал Иван 3 (1462-1505гг.) Должное внимание борьбе с коррупцией уделял император Петр1 (1682-1725гг.) Так, после многолетнего следствия был обвинён в противозаконных действиях и повешен при всём честном народе сибирский губернатор Гагарин. А потом, через три года, четвертовали за взяточничество обер-фискала Нестерова, человека который изобличил Гагарина. Однако государственные мужи, даже под страхом столь мучительной казни, продолжали использовать своё служебное положение в целях личной наживы.

В 1845г было издано «Уложение о наказаниях уголовных и исправительных» где в статье 372 предусматривалось наказание за лихоимство (принятие чиновником подарков, лично или через посредников, без нарушения обязанностей по службе). В статьях 373-376предусматривалась ответственность за мздоимство, то есть «получение материального подарка для совершения противоправного обязанностям службы деяния»

Российское уголовное уложение 1903г (ст.682) предусматривало ответственность служащих, вступающих в запрещённые им по роду службы имущественные сделки. Но это не останавливало. На протяжении всего царствования Романовых коррупция оставалась немалой статьёй доходов мелких и крупных чиновников.

С распадом СССР коррупция перекочевала в новый демократический строй. Новые власти продолжили борьбу с этим явлением. Б.Н.Ельциным был подписан 4 апреля 1992г. Указ «О борьбе с коррупцией в системе государственной службы». Это дало толчок для серии Указов по борьбе с коррупцией. Не один из них не дал существенных результатов. Коррупция продолжает процветать. Руководство нашецстраныпродолжает политику борьбу с коррупцией. Так победима ли коррупция? Давайте мы попробуем ответить на этот вопрос и выработать свои способы борьбы с коррупцией.

(дискуссия и выработка предложений по борьбе с коррупцией)

1. Ужесточить законодательство

2. Сделать так, чтобы чиновнику было невыгодно брать взятки, а предпринимателю – невыгодно их давать.

3. Повышать уровень зарплат.

4. Улучшать контроль.

5. Воздействовать на психологию, менталитет людей. Воздействовать таким образом, чтобы чиновники не смогли больше находить оправданий себе, а предпринимателю противно было бы давать взятку.

6. Устроить пропаганду против коррупции, повышать информированность организаций и граждан.

 

Вывод: Коррупция – это то, что государству самому не искоренить. Нужна помощь общества. Только если общество в целом, и каждый отдельный человек поменяет свой менталитет, только тогда можно будет справиться с коррупцией.

7.Творческое задание

В России отношение к коррупции, закону нашло отражение во всевозможных пословицах и поговорках, фразах из известных кинофильмов. Ваша задача произнесённые слова перевернуть так, чтобы получилось крылатое выражение или знаменитое высказывание.

КомандаЛингвистов:

  • трудящийся имеет право стоять на свободе (Вор должен сидеть в тюрьме)
  • с чемоданом или с волей завязывают (От сумы и от тюрьмы не зарекайся)

Команда Социологов:

  • нога ногу чешет (Рука руку моет)
  • на тебя подарком не угодишь (С меня взятки гладки)

Команда Юристов:

  • чужая мафия тебя не ценит (Моя милиция меня бережёт)
  • владей одним долларом и не имей одного врага (Не имей сто рублей, а имей сто друзей)

8.Творческое задание

Учащимся предлагается написать синквейн по теме «Коррупция». 

9. Подведение итогов

Подготовить рекламу на тему «Молодежь против коррупции» (Изображение и представление рекламы на листах формата А3 в течение 5 минут)

Заключительное слово учителя:

Коррупция - препятствие к экономическому росту и развитию, ставит под угрозу любые преобразования. Коррупции может быть подвержен любой человек, обладающий какой-либо властью: чиновники, судьи, администраторы, депутаты, экзаменаторы, врачи и т.д. Всех их движет один стимул - получить экономическую прибыль. Но при этом они испытывают риск разоблачения и наказания. Как необходимо бороться с мошенничеством, подкупом, вымогательством, взятками в современном обществе?

Прежде всего, нужно начать с самого себя и требовать устранения коррупционных проявлений от окружающих. Эффективность борьбы зависит от взаимодействия всех ветвей власти, их ответственности за процесс оздоровления общества. Необходимо быстро реагировать на все виды проявлений коррупционных правонарушений, справедливо давать наказания. Тогда в глазах окружающих возрастет авторитет, вера и уважение к структурам власти, общество осознает потребность в борьбе с коррупцией.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.