Конспект занятие по развитию речи старшая группа. "Пингвиний пляж"
Пересказ рассказа «Пингвиний пляж» (по Г. Снегиреву)
Цель: Обучать детей навыкам связного последовательного пересказа.
Задачи:
Расширять представления о жизни животных других широт -пингвинах.
Учить детей мыслить логически, делать правильные умозаключения
Учить детей строить небольшие описательные рассказы
Развивать у детей речевую активность, наблюдательность.
Воспитывать интерес к природе.
Дети садятся на стульчики в полукруг (в середине на столе спрятан пингвин, тазик с водой и перья смазанные жиром).
Суровый мир Антарктиды позволяет выжить немногим животным, однако существуют такие его обитатели, которые спокойно приспобились невероятному холоду и жутким ветрам этого южного континента. Сейчас я загадаю загадку, а вы должны ее отгадать, слушайте внимательно.
В Антарктиде среди льдин
Ходит важный господин,
В черный он одет сюртук,
Крылья машут вместо рук.
Дети отгадывают загадку, и воспитатель достает игрушку пингвиненка.
Пингвиненок – Здравствуйте дети! Вы узнали меня?
Дети – Ты пингвиненок, здравствуй.
Пингвиненок – Я хочу рассказать вам, откуда я пришел. Ребята, вы хотите это услышать?
Дети – Да
Пингвиненок – Тогда слушайте.
Во время рассказа идет показ на экране пейзажи Антарктиды и пингвинов.
Самое большое скопление пингвинов находится в Антарктиде и на прилегающих к ним островах. В основном пингвины живут большими колониями. Мы, пингвины очень любопытные, на суше почти бесстрашны, от природы не испытываем страха перед людьми. Пингвины – это семейство нелетающих морских птиц. В семействе 18 видов. Самый большой из всех видов – императорский пингвин. Его рост достигает 120 сантиметров, а вес 50 килограмм. Гнездиться императорские пингвины по берегам Антарктиды на льду. В отличие от всех других пингвинов у императорского гнездовые дела приходиться на самое суровое время года – на антарктическую зиму. Яйца у императорских пингвинов крупные: 12 сантиметров в длину, 8-9 см в ширину и весом 500 грамм. Появление яйца самец и самка встречают громкими «ликующими» криками. Жизнь гнездовой колонии протекает не гладко. Полярная ночь, страшные холода, ураганный силы ветер заставляют иной раз птиц сбиваться в плотные кучи.
Воспитатель: - Пингвиненок, можно я прочитают ребятам про тебя стихотворение
Пингвиненок: - да, и я послушаю
У мамы у пингвинихи,
У папы у пингвина,
Ребенок появился
Забавный и смешной.
А так как все пингвины
Всю жизнь живут на льдине,
То домик пингвиненка
Тоже ледяной.
Он с детства закаляется
В морской воде купается
И пусть вода холодная
Ребенок очень ряд.
Он не боится стужи,
С детьми другими дружит
И вмести с ними ходит
В пингвинный детский сад.
Пингвиненок:- У пингвинов-императоров, также, как и у людей, есть няньки-воспитательницы. Им родители поручают своих малышей, пока уходят добывать пищу. Воспитательницы следят, чтобы пингвинята хорошо себя вели, не баловались, не дрались со сверстниками, не отходили в сторону – а то может подхватить свирепая птица поморник. Няньки строго выполняют наказ родителей. Если кто-то приближается к такому детскому саду, няньки беспокоятся, тревожно верещат, размахивают короткими крыльями-ластами и торопливо уводят своих воспитанников подальше. Пингвины очень хорошие пловцы и отменные ныряльщики. Императорские пингвины способны задерживаться под водой на 18 минут и нырять на глубину более полукилометра. Ребята, как вы думаете, почему пингвины не мерзнут и выходят из воды сухими? Не знаете? Сейчас мы проведет опыт. Возьмите перья. Они смазаны жиром. Опустите перья в таз с водой. Что происходит? Вода стекает с перьев, и перья остаются сухими. Перья пингвинов маленькие, плотные и гладкие, они покрыты слоем жира, поэтому не дают намокнуть теплому пуху, который греет пингвинов в холодной воде.
Пингвиненок: ребята выходите вместе со мной на физкультминутку.
На одной ноге постой-ка (стоит на одной ноге)
Будто бы пингвинчик стойкий (стоит на двух ногах)
А теперь ты проходи (ходит вокруг себя)
Да смотри не упади!
Крылья кверху поднимай (поднимает руки верх)
А затем опускай (опускают руки вниз)
Покачай головой (делают наклоны головой вперед-назад).
Ты пингвинчик удалой (хлопают в ладоши).
Дети переходят за столы. Воспитатель: Ребята, о пингвинах написано немало рассказов и загадок. Послушайте внимательно рассказ Геннадия Снегирева «Пингвиний пляж».
Беседа по содержанию рассказа
- Где живут пингвины?
-Почему это место назвали пляжем?
-Откуда прибежали пингвины?
-Как кричат пингвины?
-На чем танцевали пингвины?
-Как долго танцевали пингвины?
-Какое настроение создал рассказ?
-Какие пингвины в рассказе?
-Почему обычные для нас вещи были удивительными для пингвинов?
Ребята, а теперь давайте поиграем в игры с мячом.
Д/и «Один-много» Правила ее таковы: я кидаю вам мяч и говорю один камень. Вы ловите мяч, затем кидаете мне его и говорите много…камней.
Пингвин, льдина, фанера, вода, снег, и т.д.
Д/и «Скажи ласково»
Снег – снежок
Камень, рыба, вода, пингвин, фанера, и т.д.
Подведение итогов.