Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Конспект занятия по развитию речи в старшей группе
Тема занятия: составление сюжетного рассказа по картине «Кошка с котятами»
Задачи:
актуализировать знания детей о кошке и котятах;
совершенствовать умения составлять небольшой сюжетный рассказ по картине: рассказывать о событиях, предшествовавших изображенным на картине, придумывать концовку;
совершенствовать умение отмечать и называть различие и сходство между кошкой и котятам их внешнего вида, поведения; подбирать точные слова для характеристики действий (активизация глаголов);
уточнить и закрепить правильное произношение звуков [с] и [з]; совершенствовать умение дифференцировать эти звуки на слух; произносить их протяжно и с разной силой голоса;
воспитывать гуманное отношение к животным.
Образовательные области: познавательное развитие, социально-коммуникативное.
Словарная работа: клички, мясорубка.
Предварительная работа: беседа об образе жизни и повадках домашних животных (кошки и котят), отгадывание загадок о кошке и котятах.
Индивидуальная работа: Милана Л. – закреплять умение четко произносить звук [с].
Оборудование и материалы:
- демонстрационный: картина «Кошка с котятами», игрушка котенок.
- раздаточный: наклейки
Методическое обеспечение:
Ход образовательной деятельности:
1.Вводная часть.
Приветствую детей, предлагаю им сесть на стулья.
- Ребята, сегодня мы будем рассматривать интересную картину.
А что именно на ней изображено, вы узнаете, когда отгадаете загадки.
У порога плачет,
Коготочки прячет.
Тихо в комнату войдёт,
Замурлычет, запоёт. (Кошка)
Он пушистый, он игривый,
Очень-очень шаловливый,
Часто любит хвост ловить,
Молоко парное пить. (Котенок)
2. Основная часть.
На стенде картина «Кошка с котятами». Обращаюсь к детям с вопросами.
Вопросы:
Как называется эта картина?
Если дети затрудняются ответить или отвечают неполно, даю точное название картины – «Кошка с котятами».
Расскажите о кошке. Какая она?
Посмотрите на котят. Что можно сказать о них?
Чем отличаются котята друг от друга?
Что делает каждый котенок?
Чем похожи все котята?
- Котята очень разные. Давайте дадим такие клички котятам, чтобы по ним можно было догадаться, какой это котенок.
Котенок... (называю кличку) играет. Котенок... (называю кличку) спит. А этот котенок... (называю кличку) лакает молоко.
- Как вы думаете, кто оставил корзинку с нитками? Что же здесь случилось?
Давайте придумаем рассказ по этой картине. Сначала расскажите, кто оставил здесь корзинку с нитками, а затем, что произошло потом.
Вызываю для совместного рассказывания двух детей и перелагает им договориться, кто начнет рассказывать, кто закончит. В случае затруднения начинаю рассказывать сама три первых предложения или же рассказываю полностью.
После того как расскажут две-три пары детей, спрашиваю, понравились ли им рассказы. Побуждаю аргументировать оценки.
Примерный вариант рассказа.
«Однажды бабушка поставила на лавку корзинку с нитками и ушла. На коврике лежала кошка. У нее было трое котят. Все котята е очень разные. Черный котенок спал около мамы, серый лакал молоко, а рыжий — самый озорной — прыгнул на лавку и опрокинул корзинку с нитками. Клубки покатились по полу, рыжий котенок стал играть с ними и все запутал. Кошка-мама смотрела на своих малышей и тихонько мурлыкала».
Провожу физкультминутку.
- К нам в гости пришел котенок. Догадайтесь, как его зовут?
- Котенок поиграет с вами. Как мы позовем к себе котенка? (Кис-кис)
- Какой звук слышится в конце? (Звук [c])
Говорю от лица котенка.
- Послушайте, какой звук я скажу. (Протяжно произношу: c-c-c)
- Какой звук я сказала?
- Скажите так же все вместе и по одному.
- Теперь послушайте другой звук. (Протяжно произношу: з-з-з)
- Какой звук я сказала?
- Скажите так же все вместе и по одному.
- Сейчас мы поиграем в игру «Комары и осы». Комары звенят — з-з-з, а осы ползают около банки с вареньем и поют свою песенку — с-с-с. Итак, комары звенят з-з-з, а осы поют с-с-с. Когда услышите песенку комара — звук [з], помашите крылышками, а когда услышите песенку осы — звук [с], покажите, как она ползает. (Перебираю пальцами, имитируя движения осы).
- Закройте глаза и послушайте, чья это песенка. (Сначала произношу звуки протяжно, потом в обычном темпе).
Дети выполняют действия в зависимости от услышанного звука.
Вы хорошо различаете звуки [з] и [с].
А теперь поиграем в игру «Эхо». Слушайте внимательно, какой звук и как я произнесу, тот, на кого я укажу, будет «эхо». Он должен повторить звук точно так же, как я.
Котенок предлагает детям встать в круг. После завершения игры, хвалю тех детей, которые правильно и четко повторили все звуки.
- А сейчас котенок хочет узнать, у кого из вас дома есть кошка или собака?
- Как их зовут?
- У людей есть имена. Что есть у животных? (Клички)
- Верно. Но имена есть не только у людей и животных. У каждой вещи тоже есть свое название.
- Посмотрите вокруг и скажите, что может двигаться?
- Что может звучать?
- На чем можно сидеть?
- На чем можно спать?
- На чем можно ездить?
Давайте поиграем в игру «Почему так называют». Послушайте слова: пылесос, скакалка, самолет, самокат, мясорубка.
- Что они обозначают?
- Из этих слов понятно, для чего они нужны.
- Сейчас я буду называть по одному предмету, а вы будете говорить, почему они так называются.
- Молодцы, ребята. Хорошо справились с заданиями, которые для вас приготовил котенок.
3. Заключительная часть.
- Как называется картина, которую мы рассматривали? («Кошка с котятами»)
- Котенку понравилось с вами играть, он хочет узнать, во что вам больше всего понравилось играть?
- Вы все большие молодцы. Давайте выделим тех детей, которые лучше пересказали рассказ.
Помогаю детям определить лучших детей и выдаю им наклейки.