Конспект занятия по развитию речи в старшей группе К.Ушинского «Ласточка»
Конспект занятия по развитию речи.
Цели: пересказ рассказа К.Д.Ушинского «Ласточка»
Задачи:
Обучающие
- познакомить детей с новым художественным произведением К.У. Ушинского «Ласточка»;
- формировать навык связного последовательного пересказа
- учить правильно отвечать на вопросы по содержанию рассказа.
Развивающие
- развивать связную речь, умение пересказывать небольшой рассказ;
- расширение словарного запаса словом – ил;
Воспитывающие
- воспитывать внимание и усидчивость;
- воспитывать любовь к природе.
-воспитывать гуманное отношение к птицам и их гнездам
Предварительная работа: чтение произведений о весне, перелетных птицах;
рассматривание иллюстраций о весне.
Организационный момент.
В: - Ребята, кто сможет отгадать загадку?
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою.
Волшебной палочкой взмахнет-
В лесу подснежник расцветет.
-Как вы думаете, о каком времени года говорится в загадке? (Весна)
- Какой сейчас месяц весны? (Март)
Ребята, а зиму с весной не перепутаете? Давайте, проверим.
- Зима ушла, а весна … (пришла).
-Зима холодная, а весна … (теплая).
- Зимой солнце морозит, а весной (греет).
- Зимой сугробы высокие, а весной (низкие).
- Зимой надевают шубы, а весной (куртки).
Ребята, хорошо ли вы знаете приметы весны?
- Что весной бежит, журчит? (ручей).
-Что весной капает, звенит? (капель).
-Что весной греет, светит, припекает? (солнце).
-Да, пришла весна, за окном месяц март, но зима не отступает еще. То подморозит, то снег пойдет, то ветер подует.
-Ребята, весной в природе появились новые яркие цвета. Какие?
Листья, трава – зеленые.
Небо - голубое, синее.
Солнце - ярко-желтое.
Много первых цветов тоже различных цветов.
Молодцы. А теперь поиграем в игру «Назови ласково».
Солнце-солнышко
лист –листочек
сосулька-сосулечка
дерево-деревце
капля-капелька
туча-тучка
ручей-ручеек
птица-птичка
цветок-цветочек
гнездо-гнездышко
дождь-дождик
снег-снежок
Куст-кустик
зонт-зонтик
сапог-сапожок
-Посмотрите на картинку, что это за птица? (Скворец)
- скворец это перелетная птица, то есть он улетает в жаркие страны осенью. А весной возвращается.
А кто делает домик для скворца? (Человек)
А как называется этот домик? (Скворечник)
А птицы которые сами строят себе домики как они называются? (Гнезда).
Где птицы строят себе гнезда? (на деревьях).
А из чего делает гнездо ласточка мы узнаем, прочитав рассказ Константина Ушинского.
Посмотрите на его портрет.
Ребята, в рассказе встретиться незнакомое слово –ИЛ.
Это вязкая масса на дне реки или озера.
Чтение рассказа К.Ушинского «Ласточка».
Из чего ласточки делают свои гнезда?
О ком этот рассказ?
Что однажды хотел сделать мальчик?
зачем он хотел это сделать ?
Он плохо хотел поступить?
Кто его остановил?
Давайте перескажем рассказ по очереди.
Дети по очереди пересказывают.
Гимнастика для глаз.
Солнышко с тучками в прятки играло (посмотреть вправо-влево)
Солнышко тучки-летучки считало (посмотреть вниз-вверх)
Серые тучки, чёрные тучки,
Лёгких- две штучки, тяжёлых-три штучки (попеременно закрывать глаза)
Тучки попрятались, тучек не стало, (закрыть глаза ладонями)
Солнце на небе во всю засияло.(поморгать глазами)
А теперь давайте поиграем. Выходите на середину группы.
Игра на развитие речи «Какой? Какая? Какое?»
-Давайте встанем в круг, я буду бросать каждому мячик и задавать вопрос:
-весна какая? (теплая, солнечная, яркая, долгожданная)
-солнышко какое? (теплое, желтое, радостное)
-небо какое? (голубое, пасмурное, яркое, солнечное, облачное)
- деревья какие? (молодые, цветущие, зеленые)
- одежда весной какая?
- погода весной какая?
- травка весной какая?
- цветы весной какие?
- настроение весной какое?
Весной солнце что?? (Греет)
Весной птицы (прилетают)
Весной ручьи (бегут) ( Вьют гнезда)
Весной сосульки (тают)
Весной на деревьях почки(набухают)
весной лед на реке(таит)
Весной травка(зеленеет)
весной первые цветы (расцветают)
весной дни стали(длиннее)
А теперь давайте вспомним наш рассказ про ласточку.
Ребята, только представьте, что ласточка, вернувшись домой, не обнаружит свой домик!
Каково ей?
Значит мы должны помнить всегда, что разорять птичьи гнезда нельзя!