Занятие по развитию речи в старшей группе
Муниципальное автономное дошкольное
образовательное учреждение
детский сад №17 «Шатлык»
муниципального района Мелеузовский район РБ
Конспект занятия
по развитию речи
в старшей группе
«Весёлая ярмарка»
Подготовила воспитатель высшей категории:
Зубайдуллина Т.В.
2016г.
Цель: создание эмоционального благополучия и положительного отношения к себе и другим людям; создание условий для возможности позитивной социализации ребенка, развитие инициативы и творческих способностей на основе сотрудничества со взрослыми и сверстниками. Выбирать действия в соответствии поставленной задачей и условиями её реализации.
Задачи:
1. Познавательные:
- Продолжать знакомство детей с традициями разных народов.
- Совершенствовать умение взаимодействовать друг с другом.
- Формировать умение образовывать слова прилагательные из существительных в роде и числе.
2. Развивающие:
- Развивать связную речь ребенка, его речевое творчество через практическую деятельность.
- Развивать наблюдательность.
- Развивать умение четко и громко произносить окончания слов.
3. Воспитательные:
- Воспитывать умение слушать воспитателя и свих сверстников.
Предварительная работа: беседа с детьми о ярмарке, рассматривание иллюстраций и фото.
Материал: костюм скомороха взрослый; костюмы для детей; бубен, украшенный лентами; магнитофон; столы; мостик; мяч; платки для украшения столов; карусель; корзины (14 штук).
- 1 стол-шерстяной шарф, льняное полотенце, деревянные ложки, глиняные игрушки, пуховые носки, бумажный цветок, бусы, железный ключ, деревянные прищепки.
- 2 стол-2 корзины, яблоко, помидор, огурец, капуста, репа, апельсин, лимон, лук, баклажан, картофель, свёкла, морковь.
- 3 стол-сыр, масло, творог, сосиска; лиса, волк, медведь, корова; пирог, хлеб, булочка, конфеты.
- 4стол-сундучок, схемы-загадки сказок.
- 5стол-маски: репка, дед, бабка, внучка, Жучка, кошка, мышка; мышка, лягушка, зайчик, лиса, волк, медведь.
Ход:
Воспитатель звонит в бубен и обращается к детям со словами:
Что я вижу! Что за диво!
Сколько радости вокруг!
Правда, дети, тут красиво?
Аж захватывает дух!
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие, пожалуйте на весёлую ярмарку! С давних пор у русского народа был обычай устраивать весёлые ярмарки, на которые съезжались люди из разных деревень и городов. А вы знаете, ребята, что такое «ярмарка»?
(ответы детей)
Воспитатель: Правильно, ярмарка-это место, где никому не тесно, куда отовсюду со всех городов свой товар привозят, продают, меняют, и, если понравится, покупают и везут домой.
Воспитатель: Подходите, да смотрите, какие здесь товары собраны!
Посмотрите! Эти вещи нынче в гости к нам пришли!
Чтоб поведать нам секреты древней чудной красоты!
Чтоб ввести нас в мир народов, мир преданий и добра!
Чтоб сказать, что есть повсюду чудо-люди-мастера!
Воспитатель: Ребята, давайте поглядим, что же у нас тут есть на ярмарке? Вот и первый прилавок…
Ребенок: эй, честные господа,
Скорей пожалуйте сюда.
Как у нас ли, тары-бары,
Всяки разные товары.
Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите.
Воспитатель: Сколько здесь товара! Назовите правильно, какой товар!
- это шарф из шерсти- шерстяной шарф,
- это полотенце изо льна-льняное полотенце,
- варежки из пуха-пуховые варежки,
- ложка из дерева-деревянная ложка,
- барышня из глины-глиняная барышня,
- носки из шерсти-шерстяные носки,
- цветок из бумаги-бумажный цветок,
- бусы из стекла-стеклянные бусы,
- ключ из железа-железный ключ,
- прищепка из дерева-деревянная прищепка.
Воспитатель: Правильно! Ай да, молодцы!
Воспитатель: А теперь пойдем к следующему прилавку.
Ребенок: эй, честные господа,
Скорей пожалуйте сюда.
Как у нас ли, тары-бары,
Всяки разные товары.
Подходите, подходите.
Посмотрите, посмотрите.
Воспитатель: Что же здесь продают?
Дети: овощи и фрукты.
Воспитатель: Правильно. Мы сейчас с вами поможем рассортировать все овощи и фрукты по корзинкам, и назовём овощ и фрукт ласково.
Дети подходят и называют каждый предмет ласково:
Яблоко-яблочко,
Помидор-помидорчик,
Огурец-огурчик,
Капуста-капустка,
Репа-репка,
Апельсин-апельсинчик,
Лимон-лимончик,
Лук-лучок,
Баклажан-баклажанчик,
Картофель-картошечка…
Воспитатель: Ай да, молодцы. А ну, пойдём дальше по ярмарке гулять! Чего здесь только нет: и матрёшки, и бусы разные, угощения всякие! Чтобы попасть к следующему прилавку, нам необходимо перейти мостик. А мостик не простой. Нужно пройти по нему и сказать слово, обратное по смыслу.
Высокий-низкий,
Злой-добрый,
Веселый-грустный,
Старый-новый,
Сидеть-стоять,
Белый-черный,
Девочка-мальчик,
Холодно-жарко.
День-ночь,
Худой-толстый.
Одевать-раздевать,
Добро-зло…
Воспитатель: молодцы. вот мы и подошли к следующему прилавку. Ой, что-то здесь не так.
Ребенок: Кто-то весь товар перепутал. Помогите найти лишнее.
Дети ищут и называют лишний товар, и почему он лишний.
- Сыр, масло, творог, сосиска…
- лиса, волк, заяц, корова…
- пирог, хлеб, булочка, сыр...
Воспитатель: молодцы. На ярмарке не только продают и покупают, но и играют, поют песни, танцуют. А ещё, обязательно катаются на каруселях. И я вас приглашаю покататься на карусели.
Карусели, карусели
Закружили, завертели -
Мимо дома, мимо ели,
Мимо мамы на аллее
Быстро-быстро нас вертели
И кружили карусели. (проговаривают медленно и тихо, быстро и громко).
Воспитатель: как весело и быстро мы с вами покатались. Посмотрите, ребята, на следующем прилавке стоит какой-то сундучок.
Ребенок: кто волшебные слова правильно скажет, тот и откроет сундучок.
Воспитатель: Что же в нём лежит? Вам интересно узнать?
Дети: да.
Воспитатель: чтобы открыть сундучок, необходимо сказать правильно волшебные слова «Чок-чок-чок, открывайся сундучок».
Дети говорят и открывают сундучок. В нём лежат схемы-загадки сказок («Маша и медведь», «Заюшкина избушка», «Гуси-лебеди», «Три медведя»).
Воспитатель: молодцы, отгадали загадки.
А сейчас вы разделитесь
В две команды становитесь
Будем сказки вспоминать
Будем в сказки мы играть.
1.- Сказку Репку вспоминайте.
И героям помогайте
Репку надо нам достать
Кто за кем. где должен встать.
2.-Эта сказка Теремок
Он не низок не высок
И жильцов своих всех ждёт
Кто за кем сюда идёт
Воспитатель: Вам надо последовательно встать. как сказочные герои в сказке. (дети встают друг за другом)
Воспитатель: ну а как же мы можем уйти с ярмарки и ничего не купить. Такого не бывает. Берите, ребята, корзинки и покупайте, кто что хочет.
(с помощью считалки выбирают продавца).
Дети подходят и продавцу говорят, что хотят приобрести:
-Хочу купить одну грушу;
-хочу купить две ложки;
-хочу купить свеклу и т.д.
Воспитатель: молодцы. Понравилось вам на ярмарке? С каким настроением вы отсюда уйдете?
Дети: весёлые, радостные, задорные, добрые.
Звучит веселая музыка.
7