Конспект занятия «Развитие речи в старшей группе»
Конспект занятия по развитию речи по лексической теме « Зима»
(старшая группа)
Задачи: Обобщить и систематизировать знания детей о зиме, уточнить признаки зимы, совершенствовать грамматический строй речи: образовывать существительные с уменьшительно-ласкательным суффиксом, выделять « родственные» ( однокоренные слова).Формировать навыки сотрудничества и доброжелательности. Формировать умение анализировать, сравнивать слова по смыслу и звучанию классифицировать их;
– Развивать зрительное восприятие, слуховое внимание, вербальную память, логическое мышление;
Материал для занятия:Снежинки, письмо, ватные диски, трубочки, 2 плаката ( зимний и летний), аудиозапись для дыхательных упражнений, блестки и трафареты
Ход занятия:
Входим в группу и здороваемся в гостями!
Ребята, кто знает, какое сейчас время года?
А как вы узнали?
Ответы детей (зима; на улице снег, холодно, деревья стоят голые, морозно).
- Посмотрите, какая большая снежинка залетела к нам в гости! Она не простая - волшебная! Давайте-ка ее рассмотрим. Какая она?
Ответы детей (большая, красивая, блестящая, серебристая).
Да это же письмо от Дедушки Мороза! вот только чтобы его прочитать надо произнести волшебные зимние слова
Ос ос ос к нам идет Дед Мороз
Са са са - верю в чудеса
Ус ус ус на нашей елке много бус
Ес ес ес -красивый хвойный лес
Ис ис ис - полетел снежочек вниз
Ас ас ас - не замерзнем мы сейчас
Су су су - снег для опыта несу
Теперь можно и открыть
Сейчас я вам его прочту:
«Здравствуйте, ребята! Я – Дед Мороз, прислал вам письмо-снежинку с просьбой о помощи. Вредная Баба Яга запутала мне дорожку в ваш сад, но сказала, если вы выполните различные важные задания, то она даст вам волшебные блестки - вы рассыпите их около сада и они помогут найти мне дорожку на ваш утренник.У меня для вас есть несколько заданий. Она спрятала задания в разных уголках вашей группы. Ищите снежинки подсказки»
Ну что, ребята, попробуем разгадать зимние загадки и задания? Поможем Дедушке Морозу?
Тогда читаю дальше:
«Первая игра – «Доскажи словечко», это интересные загадки, которые находятся там, где живут книжки.»
Как вы думаете, где Яга спрятала первое задание?
Баба Яга испортила строчки из стихотворений, давайте попробуем отгадать , и найти нужные слова:
Тихо-тихо, как во сне, падает на землю… снег
С неба всё скользят пушинки - серебристые… снежинки
На деревья, на лужок, опускается… снежок
Вот веселье для ребят - все сильнее… снегопад
Все бегут в перегонки, и хотят играть в… снежки
Словно в белый пуховик, нарядился… снеговик
Рядом – снежная фигурка, внучка дедушки… снегурка
На деревьях, посмотри, с красной грудкой… снегири
Словно в сказке, как во сне, землю всю украсил…снег
А кто догадался что общего в наших ответах? ( родственные слова)
Второе задание спрятано там- где живут мячики ( физкультурный уголок)
Задание называется " Назови ласково"
Ребята, я буду кидать вам мяч, называя слово, а вы мне будете его возвращать называя это слово ласково, например: зима – зимушка.
Сапоги - сапожки
Мороз - морозец
Снег - снежок
Лёд - ледок
Ветер - ветерок
Шапка - шапочка
Шарф - шарфик
Санки - саночки
Шуба - шубка
Снеговик - снеговичок
Льдина - льдинка
Справились? Читаем дальше-
Следующее задание ждёт вас там, где готовят вкусную еду».
Игра «Сдуй снежок».
На столе трубочки и диски
Молодцы справились, читаем дальше)
Следующее задание в уголке нашего города. А сейчас поиграем в игру « Составь словосочетание». Я говорю вам два отдельных слова, а вы мне словосочетание.
Зима и месяц – зимний месяц.
Холод и лед. – холодный лед.
Колючка и иголка – колючая иголка.
Сила и мороз – сильный мороз.
Лёд и дворец – ледяной дворец.
Снег и зима – снежная зима.
Зима и вечер – зимний вечер.
Серебро и сосулька – серебряная сосулька.
Игрушка и елка - елочная игрушка
Сосна и шишка - сосновая шишка
Читаем дальше След.задание в уголке рисования. У нас есть пустой зимний пейзаж и Дедушка Мороз очень хочет увидеть знаете ли вы чем можно заниматься зимой.Но Баба Яга снова повредничала и перепутала лето и зиму-давайте мы с вами картины оформим по сезонам. Приклеиваем и потом выслушиваем ответы.
Воспитатель. Сколько зимних месяцев?
Дети. Три месяца.
Воспитатель. Назовите их, пожалуйста.
Дети. Декабрь, январь, февраль.
Я ребята хочу вам предложить одну игру. Я читаю стихотворение, а вы ребята должны внимательно слушать и уловить наверное слово
1. В лесу родилась розочка
В лесу она росла
Зимой и летом стройная
Оранжевой была.
2. Маленькой елочке
Жарко зимой
Из лесу ёлочку
Взяли мы домой
3. Красный снег пушистый
В воздухе кружится
И на землю тихо
Падает ложится
4. Новый год мы очень ждали
Березу с мамой наряжали
Чтобы злючка Дед Мороз
Нам подарки не принес
Итог занятия: ответы на вопросы воспитателя: Что нового вы сегодня узнали? Легко вам было справится в заданиями? Что было интересного?