Конспект занятия дополнительной программы «Действия всадника при езде на лошади рысью»

2
0
Материал опубликован 21 September 2019


Муниципальное казенное учреждение дополнительного образования


«Детский оздоровительно-экологический центр»









Конспект занятия


« Действия всадника при езде на лошади рысью»


(дополнительная общеразвивающая программа «Пересвет»,

2-й год обучения)




Разработала:

О.Ю. Улякина,

педагог дополнительного

образования












г. Новомосковск

2019 г.

Тема занятия: « действия всадника при езде на лошади рысью»


Цель занятия:


Освоение приемов езды на лошади рысью.


Задачи занятия:


Образовательные:


    Изучение особенности и технических приемов движения на лошади рысью.

    Формирование представления о правильной езде на лошади

рысью.


Развивающие:


    Формирование у ребенка стремления преодолевать трудности.

    Развитие навыков контроля и самоконтроля.

    Продолжение работы по укреплению и сохранению физического здоровья учащихся.


Воспитательные:


    Воспитание у детей любви к природе и к животным.

    Развитие осознанной потребности систематически осуществлять заботу о собственном

здоровье.

Оборудование: Лошадь. Корда. Бич. Раздаточный материал.


План занятия:


1. Организационный момент - 3 мин.

2. Повторение пройденного материала - 8 мин.

3. Изучение нового материала - 20 мин.

4. Закрепление изученного материала - 8 мин.

5. Рефлексия и подведение итогов занятия - 4 мин.

6. Домашнее задание - 2 мин.

Ход занятия: 1. Организационный момент.


    Присутствие (проверка списочного состава.)

    Внешний вид учащийся.

    Подготовка детей к занятию.

    Мотивация обучающихся к осуществлению образовательной деятельности.

    Знакомство учащихся с темой и целью занятия.

2. Повторение пройденного материала.


А. Повторение ранее пройденного раздела осваиваемой программы. Проверка приобретенных знаний с помощью раздаточного материала «Действие всадника при неповиновении лошади. Ошибки при езде на лошади шагом».


Б. Повторение правил обращения с лошадью и правил безопасности:


    Обучающиеся обязаны неукоснительно выполнять все указания педагога.

    Для езды верхом рекомендуется использовать обувь, свободно входящую в стремя и имеющую небольшой каблук. Не рекомендуется ездить в обуви без каблука, с рифленой подошвой или с толстой подметкой - в случае падения нога может застрять в стремени.

    Садясь на лошадь, не берите с собой ценные вещи или кладите их в хорошо застегивающиеся карман.

    Ведите лошадь в манеж или обратно с подтянутыми стременами. Болтающееся стремя может за что-нибудь зацепиться и лошадь, испугавшись, собьет Вас с ног.

    Перед тем, как сесть на лошадь, проверьте подпруги и, в случае необходимости, подтяните их (так, чтобы под них с трудом проходило два пальца).

    Оседланной лошади с подтянутыми подпругами не давайте опускать голову - это чревато повреждением сосудов.

    Управляйте лошадью спокойно и мягко, не дергайте лошадь поводьями.

    Чтобы предупредить нежелательные для вас действия лошади при виде ил приближении трактора, собаки, незнакомого предмета, необычных звуках и т.п. наберите повод покороче, успокойте лошадь голосом, отвлеките каким-нибудь требованием.

    Если ваша лошадь заартачилась, начала рваться в сторону, не тяните за повод, лошадь сильнее вас и с легкостью утащит вас за собой; одерните повод и успокойте лошадь, а затем поощрите ее послушание голосом, поглаживанием.

    Если лошадь понесла, откиньтесь назад и энергично наберите повод, действия руками поочередно; далее останавливайте её в движении по кругу (на вольту), постепенно сокращая её радиус.

3. Изучение нового материала.


А. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ


А 1 Освоение рыси на лошади.
Всадники должны сосредоточиться на выработке ровной сбалансированной рыси на лошади, с достаточным импульсом плавно менять аллюры в любое время.

Рысь является самым недооцененным аллюром лошади, т.к. ей учатся в самом начале карьеры всадника. Как только всадники научатся держаться в седле, они сосредотачиваются на тех аллюрах, которые считают более сложными, например кентер или карьер, и забывают о том, что ровная сбалансированная рысь может укрепить каждый аспект верховой езды.
«Работа рысью хороша и для лошади, и для всадника», - говорит конный тренер Энди МакКена из Хьюстона, Техас. – «Это отличная тренировка сердечно-сосудистой системы, а также лучший показатель того, насколько эффективно всадник контактирует со своей лошадью.»

Прерывистую неравномерную рысь легко выделить даже на переполненной арене шоу, а на площадке для выездки она еще заметнее. Всадников, которые пренебрегают рысью, вряд ли хорошо оценивают на соревнованиях; вдобавок, они чаще сталкиваются с проблемами в других аллюрах.

А 2. Переход на рысь
Резкие переходы являются распространенной проблемой при движении лошади рысью. Если животное не готово сменить аллюр, или всадник понукает его на это силой, то переход будет выглядеть небрежным и поспешным. 
К счастью, эту проблему легко решить. При переходе на рысь всадник должен:

 Собрать поводья и повысить контакт со ртом лошади.
 Сделать полуодержку, чтобы подготовить лошадь к переходу.
 Плотно прижать оба шенкеля к лошади.
 При необходимости добавить минимальный контакт пяткой.

МакКенна советует всадникам представить себе «подъем лошади в рысь», а не вталкивание ее туда. Лошадь должна двигаться сзади вперед, извлекая свой импульс из задних конечностей, а не втаскивать себя в рысь спереди.

Иногда легче всего тренировать переходы на езде учебной рысью. Облегчения на рыси дают неопытному всаднику много поводов для размышлений (например, таких как правильная диагональ), а освоение учебной рыси означает в первую очередь приведение лошади «в форму» (подготовленность лошади). К тому же, езда рысью способствует лучшему контакту между лошадью и седалищем всадника.

А 3. Посадка на лошади во время рыси.
Когда у всадника появляются проблемы с посадкой на рыси, он теряет уверенность. В этом играют роль несколько факторов, включая посадку в седле и силу.
Проблемы с посадкой на рыси имеют циклический характер. Когда всадник теряет уверенность в своей способности удержаться в седле, невзирая на темп или скорость рыси, он становится менее пластичным и более зажатым в седле. Это еще больше ухудшает качество рыси, и он теряет еще больше уверенности.
Некоторыми лошадьми управлять труднее, чем другими, но усидеть можно даже на самых резких и неудобных. Нужно научиться двигаться вместе с лошадью, а не бороться с ней, и именно здесь большинство всадников сталкиваются с трудностями.

А 4. Анатомия рыси.
Рысь – это двухтактный аллюр, в котором противоположные пары копыт ударяют землю одновременно. В то время как передняя левая и задняя правая ноги опускаются – передняя правая и задняя левая поднимаются. 
И это очень важно знать, т.к. во время посадки на рыси всадник должен рассчитывать этот двухтактный ритм. Он должен ожидать следующего движения, чтобы подготовить свое тело для него и отрегулировать свою посадку в седле. 
Большинство всадников не ощущают того, что рысь технически имеет четыре удара: два описанных выше плюс два момента подвисания, когда лошадь меняет диагональные копыта. Существует доля секунды между каждым ударом вниз, во время которой все копыта лошади находятся в воздухе (это и есть момент подвисания).
В моменты подвисания позиция всадника в седле должна стать немного более напряженной, что позволит держать его положение в седле и сохранить контакт с боками лошади. Затем, когда копыта лошади опустились, он должен слегка расслабиться, устраивая свою посадку в седле. 
Бедра должны чуть-чуть выступать вперед во время каждого момента подвисания, и всадник должен ощущать все три седалищные кости. Если одна из седалищных костей потеряет контакт с седлом, могут начаться подпрыгивания.

А 5. Приспосабливание к лошади.
Начинающие всадники не будут беспокоиться за своих лошадей во время обучения учебной рыси. Тем не менее, становясь опытнее, они придут к осознанию того, что когда лошадь движется правильно – управлять ею на рыси гораздо легче.
Если лошадь принимает вес всадника на свою спину и раскрепощает задние конечности, ее рысь становится более плавной. Всадник начинает чувствовать, как будто он плывет, а не сотрясается вверх и вниз, и в это время всаднику легче сохранить контакт.
Всадники должны работать над тем, чтобы привести свою лошадь в форму и развить ее верхнюю линию (мышцы спины и шеи). Это повысит уверенность и устойчивость всадников на рыси.


Гимнастические упражнения на лошади: а, б - наклоны вперед и назад, в - повороты туловища, г - доставание носка противоположной рукой, д - прогибание поясницы рукой, е - отведение локтя назад, ж - кругообразное движение ступней, з - качание голеней (шенкелей).


А 6. Учебная рысь.
Рысь — аллюр в два темпа, то есть лошадь ставит в один темп две ноги по диагонали и на второй темп толчком вперед и вверх перепрыгивает на две ноги по другой диагонали (если первый темп — левая передняя и правая задняя, то есть левая диагональ, то второй темп — правая передняя и левая задняя, то есть правая диагональ). В момент перехода с диагонали на диагональ получается прыжок, благодаря которому лошадь подкидывает всадника, сидящего на ее спине. Эти толчки создают трудность в обучении верховой езде, которую начинающему всаднику приходится преодолевать в течение многих дней, пока он не научится легко и непринужденно воспринимать толчки лошади на учебной рыси. 

Чтобы укрепить посадку всадника, применяют учебную рысь со стременами и без стремян. На учебной рыси всадник сохраняет отвесное положение корпуса и уравновешивается, поддерживая это равновесие внутренней стороной ног. 

Этот аллюр самый трудный потому, что лошадь, идущая рысью, делает непрерывный ряд толчков, во время которых начинающий спортсмен теряет равновесие и чувствует себя очень неуверенно, а иногда даже падает. Но именно поэтому езда учебной рысью без стремян совершенно необходима при обучении езде верхом, и ей надо отводить самое большое место, так как это — основное средство, укрепляющее посадку и развивающее равновесие всадника на лошади. 
Сидеть на лошади при учебной рыси надо спокойно, непринужденно, сохраняя правильную посадку, не двигая руками, плечами или ногами. Для того чтобы лошадь с шага перешла на рысь, надо усилить действие шенкелей частыми толчками до тех пор, пока она этого не сделает. 

Горячей лошади иногда достаточно только освободить повод — и она уже переходит на рысь, более спокойной лошади надо дать толчок шенкелями, а ленивой лошади надо дать несколько быстрых и резких толчков подряд. Всадник должен чувствовать, какого посыла требует его лошадь, и работать шенкелями столько, сколько это необходимо. 
Начинающему всаднику не надо ездить на учебной рыси слишком долго, особенно в первые занятия. Лучше повторить езду учебной рысью четыре-пять раз по одному или по два круга манежа или площадки, на которой вы занимаетесь. Постепенно, по мере успеваемости, длину реприза можно увеличивать, но не более 10 мин.

Учебной рысью надо ездить со стременами и без стремян и обязательно в одну и в другую сторону манежа или площадки. Не держитесь пятками за лошадь, помните, что ступня всегда должна быть параллельна земле, а носок естественно развернут. Очень важно добиться на учебной рыси сохранения правильного положения посадки. Во время езды учебной рысью без стремян полезно проделывать гимнастические упражнения, способствующие развитию равновесия и непринужденности у всадника. На рисунке 1 показан ряд упражнений, которые надо проделывать сначала на шаге, а потом, когда всадник освоится с рысью, — на рыси.

На поворотах при движении рысью поступают так же, как и на шаге, следя за тем, чтобы лошадь шла в одном и том же темпе и уж ни в коем случае не останавливалась или не переходила на шаг. Кроме учебной рыси, существует так называемая строевая, или облегченная, рысь. Она заключается в том, что всадник, привставая на стременах, подает корпус вперед и вверх, пропуская в это время один толчок. Опустившись в седло, всадник сейчас же поднимается снова и т. д. Эти опускания и приподнимания должны производиться ритмично, в соответствии с ритмом движения лошади.

Равновесие при этой рыси устанавливается уже не по седалищу, как при учебной рыси, а по ступне, через колено. Корпус слегка подается вперед. Упор на стремя увеличивается. Не надо подниматься высоко от седла, а делать это лишь на столько, чтобы пропустить темп. Строевая рысь может быть обычной и прибавленной. Прибавленная рысь — это очень быстрый аллюр, она может достигать скорости свободного галопа. Во время движения рысью руки не должны болтаться, а локти не должны отходить от туловища. Подколенный угол во время привставания будет увеличиваться, а в то время, когда всадник будет опускаться в седло, — уменьшаться, но колено должно плотно лежать на крыле седла в одном и том же месте. Шенкеля всегда должны ощущать бока лошади и, если надо, посылать ее в тот момент, когда всадник опускается в седло. Особенно надо следить за тем, чтобы ступня была параллельна земле и чтобы при привставании на стременах шенкель не уходил вперед, а сохранял правильное положение у боков лошади. 


Б. ПРАКТИЧЕСКАЯ ЧАСТЬ


Б 1. Выход с учащимся на манеж, демонстрация педагогом приемов движения рысью.


Б 2. Отработка учащимися элементов упражнений с целью приобретения навыков движения на лошади рысью.

4. Закрепление изученного материала.


    Сколько подтипов есть у рыси?

    Перечислить их.

    Что нужно сделать для правильной посадки на лошади во время езды рысью?

5. Рефлексия и подведение итогов занятия.


    Что мы сегодня изучали на занятии?

    Что понравилось? Что не понравилось? Что наиболее запомнилось?

    Вопросы детей к педагогу.

    Оценивание педагогом работы каждого учащегося; указание его ошибок; рекомендации.

    Какие мы сделаем выводы?

6. Домашнее задание

Выучить виды рыси, упражнения для развития правильной посадки.

Источники

Интернет-ресурсы:


http://thehorses.ru/book/book.htm.


Книги в электронном формате:


Барбара Буркхардт. Выездка от А до Я, 2003.

Мюзелер. Учебник верховой езды, 2005.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.