Программа занятий дополнительного образования «Самоделки»
Министерство образования науки и молодежной политики Республики Коми
государственное общеобразовательное учреждение Республики Коми
«Специальная (коррекционная) школа № 45 г. Ухты
Рекомендована Утверждена
методическим объединением приказом ГОУ РК
классных руководителей «С(К)Ш № 45» г.Ухты
Протокол № 1 от 31.08.2018г от 4.09.2018г № 01-04/131
Рабочая программа
Занятия дополнительного образования
«Самоделки»
дополнительной общеобразовательной дополнительной общеобразовательной адаптированной программы
для обучающихся с умственной отсталостью
(интеллектуальными нарушениями)
технической направленности
Срок реализации программы – 1 год
Составитель: педагог
дополнительного образования
Вельган Ж.Л
г. Ухта
2018г
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
Декоративное прикладное творчество - неотъемлемая часть культуры, уходящей корнями в народное творчество, непрерывно развивающееся и совершенствующееся в соответствии с запросами современного общества.
Дополнительная образовательная программа технической направленности разработана на основе методических пособий:
Куцакова Л. В. Уроки лепки - М.:Эксмо, 2011. - 80с: ил.
Афонькин С. Ю. Афонькина Е. Ю. Уроки оригами в школе и дома.
Проснякова Т. Н. Уроки мастерства. 2-е изд., исправленное. - Самара: Корпорация «Федоров», Издательство «Учебная литература», 2003. - 120 с: ил.
Цирулик Н. А., Проснякова Т. Н. Уроки мастерства.- Самара: Корпорация «Федоров». Издательство «Учебная литература», 2002. - 112 с: ил.
Новикова И. В. Базулина Л. В. 100 поделок из природных материалов - Ярославль: Академия развития: Академия Холдинг. 2002. - 160 с: ил.
Шабельникова Е. И., Каминская Е. А. Поделки из пластилина. - М.: ООО ИКТЦ «ЛАДА», 2010. - 120с. + 12, ил.
Кард В., Петров С. Сказки из пластилина. - СПб.: ЗАО «Валери СПб», 1997 - 160 с. с илл. '
Курс обучения по программе рассчитан на 1 год.
3-44 классы: в год - 33 часа, в неделю - 1 час (с учетом каникулярного времени).
Занятие дополнительного образования «Самоделки» организуется для учащихся 10 -12 лет 3-4 классов специальной (коррекционной)общеобразовательной школы для детей с ограниченными возможностями здоровья. Работа проводится 1 раз в неделю по 40 минут (1 академический час).
Цель программы: развивать творческие способности обучающихся.
Задачи:
Образовательные:
• обучать работе с природными материалами, выполнению аппликаций и мозаик;
• обучать различным способам использования материалов, работы с инструментами и приспособлениями, используемыми в декоративно-прикладном творчестве;
Воспитательные:
• формировать интерес к малой Родине;
• воспитывать трудолюбие, аккуратность и эстетический вкус;
Развивающие:
• развивать зрительно-двигательную координацию;
• развивать мелкую моторику рук;
• развивать логическое мышление;
• формировать умение работать в коллективе, умение работать самостоятельно.
Программа занятий дополнительного образования «Самоделки» включает следующие разделы:
1. Работа с бумагой и картоном;
2. Работа с пластилином;
3. Работа с бросовыми материалами;
4. Работа с тканью;
5. Работа с нитками.
6. Работа с природными материалами
На всех этапах обучающиеся привлекаются к изготовлению образцов, шаблонов, составлению композиций. Приветствуется самостоятельный поиск в литературе различных эскизов, схем, чертежей.
Программа носит вариативный характер и зависит от интереса детей в группах, возраста, года обучения, поэтому возможен перенос изучаемых тем. Программой предусмотрено участие в районных и республиканских выставках детского творчества.
Основными формами контроля приобретенных знаний и умений являются выполнение каждым обучающимся творческой работы. Ребята принимают участие в выставках, конкурсах, оформляют интерьер школы результатами декоративно-прикладного творчества.
КАДЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ
Всего за год 33 часа (1 час в неделю)
№ п/п |
Наименование разделов |
Кол. часов |
1 триместр – 9 часов |
||
1 |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Повторение правил техники безопасности |
1 |
Работа с бумагой |
2 |
|
2 |
Аппликация «Корова» |
1 |
3 |
Объемная мозаика из гафрированной бумаги «Филин» |
1 |
Работа с природными материалами |
1 |
|
4 |
Аппликация «Осенний букет» |
1 |
Работа с нитками |
2 |
|
5 – 6 |
Панно из колечек |
2 |
Работа с бросовыми материалами |
2 |
|
7 – 8 |
Изготовление подставки под горячее из шпагата |
2 |
Работа с бумагой |
1 |
|
9 |
Букет для мамы |
1 |
2 триместр – 11 часов |
||
Работа с бросовыми материалами |
1 |
|
10 |
Изготовление новогодней елки с использованием салфеток |
1 |
Работа с бумагой |
4 |
|
11 |
Декоративный плетень |
1 |
12 |
Изготовление объемных елочных игрушек |
1 |
13 – 14 |
Изготовление снежинок |
2 |
Работа с нитками |
3 |
|
15 – 16 |
Натяжение нитей через сквозные отверстия |
2 |
17 |
Аппликация с использованием косичек «Веселые обезьянки» |
1 |
Работа с пластилином |
1 |
|
18 |
Изготовление танка |
1 |
Работа с бросовыми материалами |
2 |
|
19 |
Кот Базилио с использованием CD диска |
1 |
20 |
Изготовление вазы из пластиковой бутылки |
1 |
3 триместр – 13 часов |
|
|
Работа с бросовыми материалами |
1 |
|
21 |
Изготовление вазы из пластиковой бутылки |
1 |
Работа с тканью |
4 |
|
22 – 23 |
Изготовление подставки под чайник |
2 |
24 |
Аппликация из жатой ткани «Деревья» |
1 |
25 |
Аппликация из ткани «Пробуждение природы» |
1 |
Работа с бумагой |
2 |
|
26 |
Изготовление прорезной аппликации «Панда» |
1 |
27 |
Три этажа зеленого мира |
1 |
28 |
Изготовление пасхальной открытки |
1 |
Работа с бросовыми материалами |
5 |
|
29 |
Изготовление павлина с использованием паеток |
1 |
30 |
Изготовление божьей коровки с использованием CD диска |
1 |
31 |
Изготовление открытки к 9 Мая |
1 |
32 |
Изготовление подсолнуха |
1 |
33 |
Аппликация из карандашных стружек |
1 |
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
Вводное занятие. Техника безопасности. Знакомство учащихся с инструментами, материалами и приспособлениями, а также с декоративно-прикладным направлением кружка.
Работа с бумагой. Повторить свойства бумаги. Познакомить с новыми свойствами бумаги. Отработать технику ровного вырезания ножницами. Сформировать потребность в рациональном и экономичном использовании бумаги.
Работа с природными материалами. Познакомить детей со свойствами природного материала, используемого в работе. Формирование потребности в соблюдении санитарно-гигиенических требований при работе с ножницами и клеем.
Работа с пластилином. Пополнить знания обучающихся техническими сведениями о назначении и применении пластилина в промышленности. Научить лепить конструктивным способом изделия.
Работа с бросовым материалом. Познакомить детей со свойствами, фактурой различных материалов, используемых в работе. Формирование потребности в соблюдении санитарно-гигиенических требований при работе с ножницами и клеем. Обучать различным способам использования бросового материала, работы с инструментами, используемыми в декоративно-прикладном творчестве.
Работа с тканью. Познакомить детей с видами и свойствами тканей, используемых в работе. Сформировать потребность в рациональном и экономичном использовании ткани.
Работа с нитками. Познакомить с историей получения нитей, способами плетения. Научить различать виды нитей. Обучить различным способам использования ниток.
ПЕРЕЧЕНЬ ПРАКТИЧЕСКИХ РАБОТ
№ п/п |
Перечень практических работ |
Кол. часов |
||
1 триместр – 9 часов |
||||
1 |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Повторение правил техники безопасности |
1 |
||
2 |
Аппликация «Корова» |
1 |
||
3 |
Объемная мозаика из гафрированной бумаги «Филин» |
1 |
||
4 |
Аппликация «Осенний букет» |
1 |
||
5 – 6 |
Панно из колечек |
2 |
||
7 – 8 |
Изготовление подставки под горячее из шпагата |
2 |
||
9 |
Букет для мамы |
1 |
||
2 триместр – 11 часов |
||||
10 |
Изготовление новогодней елки с использованием салфеток |
1 |
||
11 |
Декоративный плетень |
1 |
||
12 |
Изготовление объемных елочных игрушек |
1 |
||
13 – 14 |
Изготовление снежинок |
2 |
||
15 – 16 |
Натяжение нитей через сквозные отверстия |
2 |
||
17 |
Аппликация с использованием косичек «Веселые обезьянки» |
1 |
||
18 |
Изготовление танка |
1 |
||
19 |
Кот Базилио с использованием CD диска |
1 |
||
20 |
Изготовление вазы из пластиковой бутылки |
1 |
||
3 триместр – 13 часов |
|
|||
21 |
Изготовление вазы из пластиковой бутылки |
1 |
||
22 – 23 |
Изготовление подставки под чайник |
2 |
||
24 |
Аппликация из жатой ткани «Деревья» |
1 |
||
25 |
Аппликация из ткани «Пробуждение природы» |
1 |
||
26 |
Изготовление прорезной аппликации «Панда» |
1 |
||
27 |
Три этажа зеленого мира |
1 |
||
28 |
Изготовление пасхальной открытки |
1 |
||
29 |
Изготовление павлина с использованием паеток |
1 |
||
30 |
Изготовление божьей коровки с использованием CD диска |
1 |
||
31 |
Изготовление открытки к 9 Мая |
1 |
||
32 |
Изготовление подсолнуха |
1 |
||
33 |
Аппликация из карандашных стружек |
1 |
||
1 триместр
№ п/п |
Наименование разделов |
Кол. часов |
Число |
1 |
Вводное занятие. Знакомство с планом работы. Повторение правил техники безопасности |
1 |
|
Работа с бумагой |
2 |
|
|
2 |
Аппликация «Корова» |
1 |
|
3 |
Объемная мозаика из гафрированной бумаги «Филин» |
1 |
|
Работа с природными материалами |
1 |
|
|
5 |
Аппликация «Осенний букет» |
1 |
|
Работа с нитками |
2 |
|
|
5 – 6 |
Панно из колечек |
2 |
|
Работа с бросовыми материалами |
2 |
|
|
7 – 8 |
Изготовление подставки под горячее из шпагата |
2 |
|
Работа с бумагой (продолжение) |
1 |
|
|
9 |
Букет для мамы |
1 |
|
2 триместр
№ п/п |
Наименование разделов |
Кол. часов |
Число |
Работа с бросовыми материалами |
2 |
|
|
1 |
Изготовление новогодней елки с использованием салфеток |
1 |
|
2 |
Декоративный плетень |
1 |
|
Работа с бумагой |
3 |
|
|
3 |
Изготовление объемных елочных игрушек |
1 |
|
4 –5 |
Изготовление снежинок |
2 |
|
Работа с нитками |
3 |
|
|
6 –7 |
Натяжение нитей через сквозные отверстия |
2 |
|
8 |
Аппликация с использованием косичек «Веселые обезьянки» |
1 |
|
Работа с пластилином |
1 |
|
|
9 |
Изготовление танка |
1 |
|
Работа с бросовыми материалами |
2 |
|
|
10 |
Кот Базилио с использованием CD диска |
1 |
|
11 |
Изготовление вазы из пластиковой бутылки |
1 |
|
4 класс «Самодедки»
3 триместр
Работа с бросовыми материалами |
1 |
|
|
1 |
Изготовление вазы из пластиковой бутылки |
1 |
|
Работа с тканью (продолжение) |
4 |
|
|
2 – 3 |
Изготовление подставки под чайник |
2 |
|
4 |
Аппликация из жатой ткани «Деревья» |
1 |
|
5 |
Аппликация из ткани «Пробуждение природы» |
1 |
|
Работа с бумагой (продолжение) |
2 |
|
|
6 |
Изготовление прорезной аппликации «Панда» |
1 |
|
7 |
Три этажа зеленого мира |
1 |
|
8 |
Изготовление пасхальной открытки |
1 |
|
Работа с бросовыми материалами (продолжение) |
5 |
|
|
9 |
Изготовление павлина |
1 |
|
10 |
Изготовление божьей коровки с использованием CD диска |
1 |
|
11 |
Изготовление открытки к 9 Мая |
1 |
|
12 |
Изготовление подсолнуха |
1 |
|
13 |
Аппликация из карандашных стружек |
1 |
|
Требования к знаниям и умениям
Обучающиеся должны знать:
¾ свойства различных материалов, бумаги;
¾ технологию работы с бумагой и картоном;
¾ санитарно-гигиенические требования предъявляемые к помещению класса и мастерской;
¾ основные свойства тканей, нитей;
¾
¾ основные национальные традиции и обычаи родного края.
Обучающиеся должны уметь:
¾ соблюдать правила гигиены, санитарии, безопасной работы;
¾ выполнять ручные швы;
¾ выполнять аппликации из различных материалов;
¾ разбираться в схемах, чертежах;
¾ украшать изделия различными материалами;
¾ работать в коллективе и самостоятельно.