Конспект занятия «Что такое сказка. Изучение образа Ивана в русских народных сказках»
Презентация к уроку "Сказка" по курсу "Социокультурные"PPTX / 2.77 Мб
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ «СРЕДНЯЯ ШКОЛА № 56» г. УЛЬЯНОВСК
ВЫПУСКНАЯ РАБОТА
конспект занятия по внеурочной деятельности
по курсу «Социокультурные истоки», 2 класс
«Что такое сказка. Изучение образа Ивана в русских народных сказках»
Составила : Гафиятулина Елена Геннадьевна
учитель начальных классов
Март , 2024 г.
ТЕМА: «Что такое сказка. Образ Ивана в русских народных сказках».
ЦЕЛЬ: вызвать интерес к чтению сказок; развивать творческие способности своевременно действовать в целях достижения социокультурного результата, расширить и углубить знания о понятиях «сказка» , изучить образ Ивана в русских народных сказках.
Универсальные учебные действия:
Личностные: развивать эмоционально-нравственную отзывчивость , сопереживать .
Коммуникативные: умение работать сообща, договариваться друг с другом , согласовывать свои действия с действиями других, участвовать в диалоге, слушать и понимать других.
Регулятивные: умение ставить цели , планировать , определять правильность выполненного задания на основе сравнения с образцом .
Познавательные: выявлять сущность и особенности поступков, расширять исторический кругозор учащихся . извлекать информацию представленную в тесте учебника.
Планируемые результаты :
Личностные: испытывать чувство гордости за свою малую Родину.
Предметные: способствовать формированию интереса обучающихся к событиям связанными с историей родного края, раскрыть понятия «Сказка», «Житейская мудрость», раскрыть характер героя сказок Иванушка - дурачок, Иван - царевич на основе рассмотрения разных сказок.
Метапредметные: воспитывать в детях традиционные духовно-нравственные ценности , чувство сопричастности к истории и культуре родного края через произведения Новопольцева Абрама, сказочника Симбирской Губернии.
Ход урока
Организационный момент:
-Дорогие ребята , я рада видеть ваши улыбки. Посмотрите друг на друга и улыбнитесь , поделитесь хорошим настроением с другом.
Этап присоединения:
(Звучит отрывок из песни «В мире много сказок» В.Шаинского, Ю Энтина).
-Ребята , догадались какая будет тема нашего урока? Правильно .Тема урока«Сказка». Сегодня мы говорим о сказке. Каждая сказка учит нас. А как вы думаете, чему нас учат сказки?
Актуализация знаний.
- Встанем в ресурсный круг. Передавать мы сегодня будем клубочек, а как вы думаете почему? Клубочек пришел к нам из сказки “Царевна лягушка”. А какая ваша сказка самая любимая? Назовите любимого героя этой сказки. Я начну: моя любимая сказка …..
- Молодцы ребята, у каждого своя любимая сказка, мне было очень интересно узнать о ваших любимых героях.
Основной этап.
(Зажигается свеча)
- Сказку любят и дети, и взрослые. Сказка родилась давным – давно. Люди еще не умели писать и читать, но охотно сочиняли сказки и передавали их следующим поколениям.
- Сказку хорошо слушать вечером. В старину ее рассказывали даже ночью. При неярком свете лучины или свечи все вокруг приобретало неожиданный и загадочный вид.
Тихий голос сказочника будил воображение. Душа слушателя уходила в сказку, замирала, не различая, где сказочное, а где житейское.
- Можно ли к слову сказочному относиться серьезно, с доверием? Может быть, оно только развлекает?
- Найдем ответ в учебнике страница 84 (4 абзац).
- Что сберегается в сказочном слове? ( Народная мудрость)
- Богатое, меткое и озорное слово сказки начинается прямо с присказки.
- Какие присказки знаете вы?
1. «В некотором было царстве, в некотором государстве , не в нашем было королевстве. Это будет не сказка , а будет присказка; а будет сказка завтра после обеда , поевши мягкого хлеба , а еще поедим пирога, да потянем бычка за рога. Жил-был царь Иван Васильевич, у него был большой сын Василий царевич , а второй был сын Митрий –царевич, малый сын был Иван –царевич…».
2. В некотором царстве, в некотором государстве жил-был царь, и было у него три сына. Младшего звали Иван-царевич.
3. За горами , за лесами ,
За широкими морями ,
Против неба – на земле
Жил старик в одном селе.
У старинушки три сына :
Старший умный был детина,
Средний был и так и сяк ,
Младший вовсе был дурак . )
- Ребята , первая присказка из какой сказки ? Сказка Новопольцева Абрама «Иван-Царевич и Марья-Краса, Черная коса».
Давно-давно в Симбирской губернии жил сказочник Абрам Новопольцев. Он был из крестьянского роду. Писать не умел , умел сочинять сказки . Новопольцев А. занимал первое место в галерее мастеров русской сказки. От него записано 72 сказки: это сказки о животных , волшебные сказки и местные предания. Записи его сказок были сделаны в 70-ые годы 18 века известным собирателем –фольклористом Д.Н.Садовниковым. Волжский мастер сказитель-балагуров, увеселитель как называют его некоторые исследователи .Стремление к рифмовке распространяется на все его сказки.
-Вторая присказка из какой сказки ? ( «Царевна-лягушка»).
-Третья присказка из какой сказки ? («Конек-Горбунок»). –
- Назовите героя сказки , которые в каждой из этих сказок встречается . В сказках есть герой Иван-царевич, Иван- дурак. Давайте еще вспомним в каких сказках есть герой Иван-царевич или Иван-дурак. Посмотрите в учебник страница 86 «Иван-царевич и серый волк». Кто автор этой картины ? В.М.Васнецов . Он же является автором еще одной картины . Эта картина является иллюстрацией к сказке , в которой героя зовут Иван . Копия картины висит в коридоре около нашего кабинета. Вспомнили? Правильно сказка называется «Сестрица Аленушка и братец Иванушка», Еще в каких сказка герой Иван? «Сивка-бурка», «Иванушка –дурачок», «Иван коровий сын». И еще есть много сказок где герой Иван.
Физкультминутка
К сказке в гости мы пришли .(шаги на месте)
Сундучок с замком нашли. (наклоны вперед)
Справа заглянули. (наклоны вправо)
Слева заглянули. (наклоны влево)
И присели , и привстали , (сели , встали )
И вокруг мы поскакали. (поскакали на одной правой ноге, на одной левой ноге)
Ручки наши разомнем , (руки в замок и вывернули )
И замочек отопрем. (вращаем кистями) Садитесь тихонечко.
- Продолжаем наш урок.
- Так что же значит имя Иван? (Сообщение «Значение имени Иван» рассказывает ученик)
1. Имя Иван по происхождению – древнееврейское (Yohanan – Бог милует). Это имя очень полюбилось народам Европы, и до сегодняшнего дня существуют его варианты: английское Джон, немецкое Иоганн (Йоханнес, Йоханн), Ганс (Ханс), французское Жан, итальянское Джованни, болгарское Йован, Йотан, молдавское Ион, шведское Юхан, датское Енс, Йенс, испанское Хуан, арабское Юханна и др. Нельзя не отметить многообразие форм этого имени: Иванушка, Ивашка, Иванко, Ванюшка, Ванька, Иванечка, Ивась…
-Ребята в течение года вы с родителями дома читали сказки .Вспомните из прочитанных сказок .Как называют Ивана в сказках?
Работа в парах: (дети вписывают слова в правый столбик)
Иван | Царевич |
Иван | Дурак |
Иван | Коровий сын |
Иван | Вдовий сын |
Иван | Крестьянский сын |
Иван | Иванушка |
-Давайте вместе проверим, правильно ли вы заполнили таблицу.
-Иван –дурак . Почему же так называют героя? Значение слова дурак нам расскажет ученица 2 класса. (- «дурак» - это талисман, оберег. Это «второе имя» было призвано защищать от злых чар;- «дурак» - это воплощение желания народа увидеть, что что-то волшебное совершается просто так, потому что «дураку везёт», «дураку Бог помогает». С древнего славянского языка слово ДУРАК переводится примерно, как человек не от мира сего, с мышлением запредельным или расширенным. )
Физкультминутка для глаз
-Давайте вспомним какой же он Иванушка в сказках которые вы прочитали за этот учебный год : Дурачок или Умный
Работа в четверках:
Иван | |
Дурак | Умный |
Не блещет умом | легко и непринужденно проходил испытания, |
Не красив | природа к нему благоволила, и общался он со зверьем и стихиями легко. |
Не могуч | попадать во всякие запредельные измерения, куда другие не могли попасть |
нелепый | мужества, |
Покорный злым людям | Скромность |
Ленивый на вид | как благородство, добросердечность, храбрость, находчивость, |
| особую сказочную стратегию, опирающуюся на поиск собственных решений, часто противоречащих здравому смыслу, но, в конечном счете, приносящих успех. |
| борется со злом, помогает слабым и обиженным. |
| героическое поведение и добрые дела |
| нестандартному мышлению проходит все сказочные испытания, |
| Действует быстро , активно , смело |
| смекалка |
| правдивый |
| искренний |
-Впишите в таблицу фразы которые доказывают ту или иную роль героя. Дети вписывают доказательства того что Иван дурак, или что Иван умный.
Приведите доказательства что Иван дурак, приведите доказательства что Иван умный.
-А как вы считаете кто Иван ? Дурак? Умный? Поднимите руку ,кто считает что Иван дурак. Поднимите руку те , то считает что Иван умный.
Рефлексия .Ресурсный круг.
-Давайте встанем в круг , и передавая клубочек ответим на вопрос :
-Чему нас может научить сказка?
-Итог : изучение сказок - увлекательный путь познания и саморазвития. Оно позволяет нам прикоснуться к истокам русской культуры, усвоить народную мудрость и воспитать в себе ценные качества. Через анализ образов сказочных героев, обсуждение нравственных качеств , мы развивают свои интеллектуальные, творческие и эмоциональные способности.
- Занятие окончено. Спасибо за работу.
Список использованной литературы:
Камкин А.В. Истоки. Уебное пособие для 2 класса общеобразовательных учебных заведений , издание 4-е, исправленное.-М.:издательский дом «Истоки», 2020.
Кутявина С.В. Универсальные поурочные разработки по внеклассному чтению : 3 класс.-2-е изд. , перераб. И доп. –М.:Прсвещение 2009.
Бершанская О.Н., Дегтерёва Г.Д. Моя шкатулка. Справочник по литературному чтению. – Киров: ООО «Кировская областная типография», 2010.
Гуллер Ю. И весёлый, и музыкальный… // Детская энциклопедия, №12, 2012
Ненаглядная Красота: Русские волшебные сказки /обраб. И.Карноуховой – М.: Детская литература, 1983
Померанцева Э. русские сказочники. Пособие для учащихся. – М., «Просвещение», 1976.
Русские народные сказки/обраб. Афанасьева – М.:Детская литература, 1989
Русские народные волшебные сказки. – М: Детская литература, 1990
Интернет-ресурсы:
Значение и происхождение имени Иван http://allotaro. ru
О сказках. http://skazki.smeha.net/russkie/info.html