Конспект занятия в 5 классе на тему «Краски осени»

9
0
Материал опубликован 18 September 2022 в группе

t1663500212aa.jpg

Занятие «КРАСКИ ОСЕНИ».

9 сентября 2022 года учебные занятия учеников 5е класса ГБОУ «Школа №2100 г Москвы» проходили на природе (в школе проводились выборы), место проведения- Ангарские пруды. В ходе занятий ученики получили положительные эмоции, развивали и проявляли творческие способности, показывали свои знания, расширяли кругозор.

Цели и задачи:

- знакомство с произведениями искусства об осени;

- показать взаимосвязь поэзии, живописи, как составных частей искусства;

- совершенствовать все виды речевой деятельности;

- уточнять и обогащать представления детей об окружающей действительности - признаки осени, жизнь растений осенью.

- развивать образное мышление, воссоздающее творческое воображение, умение анализировать, обобщать, сопоставлять; развивать зрительную память;

- воспитывать чувство прекрасного, умение видеть и понимать красоту родной природы, прививать любовь к поэзии и живописи; воспитывать эстетическое восприятие мира, умение доводить работу до конца, аккуратность в выполнении работы.


Организационный момент.

Проверка общей готовности класса к занятию.

t1663500212ab.jpg

Введение в тему занятия.

Учитель: Здравствуйте ребята, сегодняшний урок мне бы хотелось начать строками стихотворения Константина Бальмонта «ОСЕНЬ»

Поспевает брусника,
Стали дни холоднее,
И от птичьего крика
В сердце стало грустнее.

Стаи птиц улетают
Прочь, за синее море.
Все деревья блистают
В разноцветном уборе.

Поскольку вы здесь…
Поддержите работу Правмира

ПОДДЕРЖАТЬ

Солнце реже смеется,
Нет в цветах благовонья.
Скоро Осень проснется
И заплачет спросонья.

Учитель: Как вы думаете ребята, о чем пойдет речь на сегодняшнем занятии?

Дети: Об осени

Учитель: Правильно ребята, мы поговорим сегодня о самом интересном времени года.

Основная Часть.

t1663500212ac.jpg

Учитель: Осень-любимое время года многих поэтов, писателей, музыкантов и конечно художников. Об осени писали стихи, ей посвящали музыкальные произведения, ее изображали на холсте. Ребята, а кто из вас сможет вспомнить и прочитать стихотворения об осени?

Дети читают стихи:

Аполлон Майков

Осенние листья по ветру кружат,

Осенние листья в тревоге вопят:
«Всё гибнет, всё гибнет! Ты черен и гол,
О лес наш родимый, конец твой пришел!»

Не слышит тревоги их царственный лес.
Под темной лазурью суровых небес
Его спеленали могучие сны,
И зреет в нем сила для новой весны.

Николай Огарев

«ОСЕНЬЮ»

Как были хороши порой весенней неги —
И свежесть мягкая зазеленевших трав,
И листьев молодых душистые побеги
По ветвям трепетным проснувшихся дубрав,
И дня роскошное и теплое сиянье,
И ярких красок нежное слиянье!
Но сердцу ближе вы, осенние отливы,
Когда усталый лес на почву сжатой нивы
Свевает с шепотом пожолклые листы,
А солнце позднее с пустынной высоты,
Унынья светлого исполнено, взирает…
Так память мирная безмолвно озаряет
И счастье прошлое и прошлые мечты.

Ребята, вы получаете листочки с заданием: нужно заполнить места пропусков в известных нам всем стихотворениях и вспомнить автора.

t1663500212ad.jpg

1.Есть в осени первоначальной

Короткая, но ………………пора

Весь день стоит как бы ………………………,

И лучезарны вечера…

Пустеет воздух, …………… не слышно боле,

Но далеко еще до первых……………………… бурь

И льется чистая и теплая ……………….

На отдыхающее поле.

-----------------------------------------------------------------------------------------------

2. Лес, точно т * * * м расписной,

Лиловый, золотой, б * * * * * * й,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Березы желтою резьбой

Блестят в л * * * * и голубой,

Как вышки, е * * * * и темнеют,

А между кленами синеют

То там, то здесь в л * * * * е сквозной

Просветы в небо, что оконца.

Лес пахнет дубом и с * * * * * й,

За лето высох он от солнца,

И Осень тихою вдовой

Вступает в пестрый т * * * м свой…

Учитель: Ребята, а теперь объявляется викторина. Я буду задавать вопросы на тему «Осень».

Как называют осенний отлет птиц? Миграция

Как называется горячая пора уборки зерновых? Страда, жатва

Самый густонаселённый дом в лесу. Муравейник

Что едят зимою ёж и медведь? Они спят, не едят

Осенние темные и дождливые облака. Тучи

Какой день считается днем осеннего равноденствия? 23 сентября.

Сколько дней длится осень? 91 день

Какие птицы считаются лучшими предсказателями дождя? Ласточки и стрижи

Как в древности называли октябрь? Желтень листопадником, грязник, грудень, месяц голой остывающей земли

У какого зверя в ноябре появляются детеныши? Заяц

Как в России называют период теплой погоды в середине осени? Бабье лето

Учитель: А теперь мы вспомним, как же изображали осень художники.

Давайте вспомним картину «Золотая осень» И.И.Шишкина.

Картина Ивана Ивановича Шишкина «Золотая осень» залита золотом от солнца, освещающего осеннюю пожелтевшую листву. Золотистой гаммой пропитано все полотно. Создается впечатление, что природа одела свой самый нарядный костюм. Даже небо художник заливает желтыми тонами, подчеркивая необыкновенную праздничность природы. Очень живописно художником исполнена сама вода, которая служит зеркалом такого пушистого наряда осеннего леса. На воде лежат покрывалом опавшие листья.

Учитель: Какое настроение у этой картины?

Дети: Грустное, печальное, воспоминания об ушедшем лете

Следующую картину, которую хочется вспомнить- «Золотая Осень» И.И. Левитана.

На картине И. И. Левитана «Золотая осень» мы видим берёзовую рощу в осеннем наряде. Две осинки, расположенные на переднем плане уже практически облетели, а вот березы предстают перед зрителем во всем своем великолепии. Белоснежные стволы берез одеты в яркие жёлто-оранжевые наряды. Листья берёз переливаются на солнце и блестят, словно золотые украшения. Справа от реки, раскинув ещё зелёные ветви, расположились ивы, они создают яркий контраст красок наступившей осени и уходящего лета. Пёстрый ковёр осенней травы постепенно устилают жёлтые краски осени, появляется багряный узор из опавших листьев. Поля привлекают взгляд яркой сочной зеленью, и как бы оспаривая законы самой природы, переносят нас в другое время года.

Учитель: Ребята, какое настроение вызывает у вас картина И.И. Левитана «Золотая осень»?

 Дети: Картина И. И. Левитана «Золотая осень» вызывает светлое лирическое настроение, радует нас яркими, теплыми красками осенней природы.



Переходим к игре «Опиши осень».

Игра «Опиши осень»

Учитель бросает мяч ученикам, и те по очереди должны называть признаки осени используя строки из стихотворений.

t1663500212ae.jpg


Кормление птиц, белок.


А теперь давайте вспомним о братьях наших меньших: птичках, белочках. Закончилось лето, началась осень, за ней придет морозная и снежная зима. Птичкам и белочкам будет сложно найти себе корм. Мы, люди, должны им помочь выжить. Давайте сейчас все вместе положим в кормушки для птиц зерна и хлебные крошки, а белочек угостим орешками.

t1663500212af.jpg


t1663500212ag.jpg

Домашнее задание


Наше занятие на природе подходит к концу. Хочу вас попросить, когда вы вернетесь домой, вдохновленные нашей прогулкой на природе, выполнить композицию «Краски осени», используя разные техники.

4.Рефлексия.         

- Какое название вы дадите своему будущему пейзажу? (Золотая осень, Унылая пора»)

-Какие строки из стихотворений подходят к пейзажу (дети читают стихи)

-Что понравилось делать? (дети высказывают свое мнение)

-Что показалось трудным? (мнение детей)

5. Итог урока.

Учитель: Да, сегодня вы многому научились и многого достигли. Читали наизусть стихотворения известных поэтов об осени. Вспомнили великих живописцев, изображающих осень. Покормили птиц и белок. Поиграли с мячом.


Я надеюсь, что в своих индивидуальных работах дома вы сумеете передать всю красоту осеннего парка и яркость осенней природы.  

Наше занятие «Краски осени» было отличной разминкой для ума и творческого потенциала.

А теперь давайте оценим нашу общую работу дружескими аплодисментами.

t1663500212ah.jpg


























в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.