Конспект занятия кружка «Поэтический» по теме «Обобщение по изученным темам. Обучение анализу текста. Стихи собственного сочинения»
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Полетаевская средняя общеобразовательная школа»
Конспект занятия кружка «Поэтический»
по теме «Обобщение по изученным темам. Обучение анализу текста. Стихи собственного сочинения» .
Автор: Р.Я. Аскарова
учитель русского языка и литературы, высшая квалификационная категория
П. Полетаево
2022
Конспект занятия кружка «Поэтический».
Тема: Обобщение по изученным темам. Обучение анализу стихотворения.
Стихи собственного сочинения.
Цель:
1.Закрепить знания ,полученные на занятиях: умение различать прозу от поэзии; определять тему и идею; находить и использовать художественно- выразительные средства.
2.Развивать умение выразительно читать стихотворение, употреблять термины.
3.Воспитывать любовь к природе, к Родине.
Оборудование:
Репродукции картин знаменитых художников: Н.Левитана «Золотая осень», Н.И. Осенева. «Осень» и др.
Фонохрестоматия к учебнику «Литература. 7класс», М.,Просвещение,2016г.
1.Тема Цель.
Ребята, сегодня мы проводим обобщающее занятие по темам, изученным в 1 четверти. Мы должны закрепить умение различать прозу от поэзии, определять тему и идею, находить и использовать художественно – выразительные средства, а также показать мастерство в чтении стихов. Несмотря на то, что на улице уже поздняя осень ,мы будем говорить о прекрасной поре – золотой осени.
В поэзии издавна осень, зима, весна и лето всегда означают нечто большее, чем времена года. Они связаны с пробуждением и расцветом жизненных сил ,настроением радости и веселья, грусти и печали. Родная природа привлекает своей простотой. В ней нет показной красоты, она полна спокойствия и раздолья, степенности и величия. Любить родную природу – это значит любить свою Родину.
Осень – особое время года. А.С. Пушкин говорил , что только осенью им овладевает «бес» стихотворчества. От природы он получал неизменный заряд бодрости, она давала творческие силы. Примером является «Болдинская осень» в биографии поэта. Это короткий, но самый плодотворный период в его творчестве. О своём вдохновение он писал:
И мысли в голове волнуются в отваге,
И рифмы легкие навстречу им бегут,
И пальцы просятся к перу, перо к бумаге,
Минута – и стихи свободно потекут.
2.Повторение.
1.Словарная работа:
Пейзаж
Проза
Поэзия
Тема
Идея
Эпитет
Сравнение
Метафора
Рифма
Ритм
2.Прослушивание отрывка «Октябрь» из книги Д.Зуева «Времена года».
Октябрь. Играют краски листопада, и насквозь просвечивается осенний лист. Замолкли птицы. Только шорох и шелест ворохов листьев под ногами подчёркивают лесную тишину.
Ветер – бессменный дворник леса. Разметал он по полям разноцветные листья , шумными коврами устилает тропинки чащ.
Вот от родимой ветки оторвался золотой лист и полетел к земле.
Он долго кружится, словно хочет примоститься на грибной шляпке
В ней застоялась дождевая вода. Белка жадно пьёт из грибной лунки. Всё лето собирала хлопотунья запасы на зиму: орехи, желуди, грибы.
Уже не попадаются комары и мухи в паутину, а висят на ней одни листочки. Веет рыжая метель.
3.Прослушивание стихотворения Ф.И.Тютчева «Есть в осени первоначальной» в исполнении артиста В.Бохона.
Есть в осени первоначальной
Короткая , но дивная пора –
Весь день стоит как бы хрустальный ,
И лучезарны вечера…
Где бодрый серп гулял и падал колос,
Теперь уж пусто всё – простор везде ,
Лишь паутины тонкий волос
Блестит на праздной борозде.
Пустеет воздух ,птиц не слышно боле,
Но далеко ещё до первых зимних бурь –
И льётся чистая и тёплая лазурь
На отдыхающее поле.
4.Аназиз текстов:
- отличие текстов : проза - поэзия
- сходство: тема : описание осенней природы (пейзаж)
идея : восхищение осенней природой.
-художественно –выразительные средств:
Эпитеты
Сравнения
Метафоры
Олицетворения
3.Закрепление.
1.Вы правильно сказали, что текст, прочитанный артистом – стихотворение.
Докажите это.
- есть рифма
- есть ритм
Что такое ритм?
Что такое рифма?
2. Послушайте, что об этом думает Незнайка.
- Инсценировка фрагмента из произведения Н.Носова.
3. Проведём традиционные упражнения.
Подбор ритм - творческая зарядка для поэтического ума.
(5 минут)
5-7 классы 9 -10 классы
Крышка Скворец
Волосок Росинка
Буриме - рифмы к паре (четверостишие).
( 10 минут ).
5-7 классы 9-10 классы
-----------секрет --------драка
-----------ответ --------собака
-----------смотрю --------хотел
-----------говорю --------зазвенел
Стихотворение – экспромт.
(15 минут).
5 -10 классы.
Расцвело, щебечут птицы
Под окном моей светлицы…
4.Итог занятия.
- Чтение стихов собственного сочинения об осени
- Ребята, я тоже хочу прочитать своё стихотворение об осени.
Вот и жизнь уж пролетает,
Осень тихо подкралась,
Лист календаря оторван,
Тихо падает, кружась.
Но душою – молодая,
Осень с радостью я жду,
Потому что в это время
в школу к детям я пойду.
Души детские - загадка,
Очень сложно их понять.
Надо проще относиться:
Подойти лишь и обнять.
5.Д/З повторить термины.