Конспект занятия «Обучение звуковому анализу детей с ЗПР»
Областная специальная коррекционная школа-сад с ЗПР
«Обучение звуковому анализу детей с ЗПР»
Учитель: Дёмина Л.А
Цели: обучить детей с ЗПР правильно составлять схемы звукового анализа слов.
Задачи:
развитие фонематического восприятия;
развитие слухового внимания;
развитие мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение)
Оборудование: предметные картинки (сеть, семь, восемь, гусь, беседка, осень, василек, такси, письмо, апельсин, гусята, свиньи, лисята, селедка, кисель, лес, костюм, коляска), наборы для составления схем.
Ход занятия:
Орг. момент.
Чтение слогов и слов по цепочке (сом, сам, сумм, сим, сип, сап, соп, суп, сук, сок).
Игра «Запомни, повтори».
василек, пион, гвоздика, ноготки — василек
аист, цапля, дятел, гусь — гусь
торт, селедка, конфета, апельсин — апельсин
помидор, лук, селедка, тыква — селедка
Произнесение, артикуляционная поза звука[с’]. Характеристика: согласный, мягкий, свистящий.
Выделение на слух (с закрытыми глазами):
а) со, ся, тя, ча, зя, ща, ось, оч, ощ, оть, сю...;
б) лисята, внучата, площадь, пятерка, земляника, наседка, овчарка, обезьяна, лесенка, песенка, пещера, чайник, осенний, овсянка, осина, листья, наступила, косяк, самокат, черепаха, ящерица....
Замены С - С' в слогах и словах — игра "Наоборот":
а) са – ся ас - ась ис - ись
со — ос - ес -
су – ус - яс -
сы – ыс - юс -
сэ – эс - ёс -
б ) сад - сядь косы - коси
осы -оси носы - носи
вес - весь соль - сёл
квас - квась сыта-сито сыны - сини сома –Сёма Выкладывание звукового анализа слова «Жук» Слайд 7-8
Следующее занятие. Слайд 9
Выделение звука С' в произношении по картинкам на панно:
а) проговаривание слов по картинкам;
б) определение места звука С' в словах — игра "1, 2, 3";
в) Составление предложений по образцу:
Это Люсино письмо. Это Васина беседка.
Физкультминутка.
Деление слов на слоги — игра "Телеграф" с индивидуальными картинками (беззвучное проговаривание).
Выкладывание звукового анализа слова «Луна»
И т.д. Все слова выкладываются на партах и у доски.
Звуко-слоговой анализ, составление схем слов (коллективно): гусь, гуси.
Итог. Задание на дом: Произнесение, характеристика звука С'. Припоминание слов на С'.
Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития. М., «Издательство НЦ ЭНАС», 2004.
Зикеев А.Г. Развитие речи учащихся специальных (коррекционных) образовательных учреждений. М., ACADEMIA, 2000.
Коваленко В.В., Коваленко С.В. Фронтальные логопедические занятия. М., «Гном-Пресс», 1999.
Лебедева П.Д. Коррекционная логопедическая работа со школьниками с задержкой психического развития. С-Пб, КАРО, 2004.
Узорова О.В., Нефедова Е.А. 1000 слов для фонетического (звуко-буквенного разбора). М., АСТ-Астрель, 2003.