Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Одуванчики» в среде программирования «Scratch»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
(структурное подразделение «Дом творчества «Журавушка)
Конспект занятия на тему:
«Создание компьютерной анимации «Одуванчики»
в среде программирования «Scratch»
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Год обучения: второй
Разработал: педагог
дополнительного образования
Викторова Юлия Тенгизовна
Гатчина
2024 год
Пояснительная записка
Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Одуванчики»
в среде программирования «Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность при наличии первичных знаний и умений у обучающихся по информатике. Занятие позволяет закрепить знания обучающихся с визуально-блочной средой программирования, обучением создания собственных спрайтов, редактирования готовых костюмов. Изучение среды программирования Scratch способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала. Занятие носит поисково-исследовательский характер и направлено на решение различных задач по программированию.
Содержание занятия предназначено для обучающихся 8-11 лет второго года обучения.
Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.
Методические рекомендации:
Перед занятием рекомендуется предложить обучающимся к просмотру документальный фильм о жизненном цикле одуванчиков. Просмотр можно организовать как совместное - через проецирование фильма на общий экран, так и индивидуальное - за персональными компьютерами. Можно заранее скачать фильм или запустить его через Интернет. После просмотра содержание фильма можно обсудить с детьми.
Обучающимся необходимо сообщить предстоящее задание: какие спрайты будут использованы и что они должны делать. Спрайты необходимо нарисовать самостоятельно, в т.ч. и в нескольких костюмах, а также берутся готовые. Фон рисуется самостоятельно по творческому замыслу. Фон должен гармонировать с темой анимации.
Печатную инструкцию для детей лучше распечатать в цветном виде – визуально так легче искать цветные блоки для программирования.
В ходе выполнения практической работы, обучающимся следует выполнять большую её часть самостоятельно, изредка прибегая к помощи педагога. Если кто-то из ребят справится быстрее, можно предложить добавить ещё персонаж в анимацию.
Дополнительно можно внести изменения в скрипты программ: размер персонажа, скорость, время ожидания, фон, цветовое изменение спрайта, координаты расположения; последовательность сюжета и героев анимации.
Можно предложить ребятам сделать запись анимации с экрана компьютера посредством специальной программы, например, "Скриншотер". Сохранить полученное видео на личную флеш-карту и показать результат работы родителям.
В конце занятия можно предложить каждому обучающемуся высказать свое отношение к выполненному заданию, рассказать о ходе его выполнения. После каждого выполненного задания проверить вместе с детьми правильность его выполнения.
Предполагаемые результаты применения конспекта как методической продукции:
Данную методическую разработку можно использовать ежегодно при работе с детьми второго года обучения. Одним из главных результатов ее применения на занятии будет желание заниматься средой программирования Scratch на домашнем компьютере.
Тип занятия: развитие знаний, умений и навыков.
Форма занятия: практическое.
Форма организации работы: групповая.
Состав учебной группы: до 10 обучающихся в возрасте 8-11 лет второго года обучения.
Место занятия в ДОП: относится к самостоятельной теме занятия.
Степень сложности занятия: средний уровень сложности.
Цель: научить обучающихся создавать компьютерные анимации в среде программирования Scratch.
Задачи:
- обучающие:
научить создавать различные компьютерные анимации в среде программирования Scratch;
научить создавать персонажей (спрайтов) в нескольких костюмах, редактировать готовые;
актуализировать знания обучающихся по владению компьютером.
- развивающие:
развивать познавательные способности;
развивать мелкую моторику, память, внимание, образное мышление, умение слушать;
развивать логическое, пространственное и творческое мышление;
развивать словарный запас и навыки общения;
развивать умения работать индивидуально и в команде.
- воспитательные:
воспитать бережное отношение к оборудованию;
воспитывать ответственность за результат труда;
воспитывать уважительное отношение друг к другу;
повышать мотивацию обучающихся на занятии за счет интереса к теме занятия.
Планируемые результаты занятия:
- личностные:
формирование интереса к общей теме занятия;
развитие мотивации в необходимости овладения знаниями и навыками по овладению средой программирования Scratch;
понимания роли компьютера в жизни современного человека в качестве инструмента для решения задач моделирования процессов и явлений.
- метапредметные:
умение понять задание при создании анимации, в т.ч. создания спрайтов и редактирования костюмов, в среде программирования Scratch;
умение осуществлять самонаблюдение, самооценку, самоконтроль;
умение планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты;
формирование представления о компьютере как универсальном устройстве для создания анимационных моделей;
развитие внимания, усидчивости, логики.
- предметные:
формирование представлений о программной среде Scratch, её интерфейсе;
умение использовать полученные знания при работе в среде программирования Scratch;
понимание задания и выполнение его при работе в среде программирования Scratch.
Методы обучения:
- объяснительно-иллюстративный (показ документального фильма);
- практический (работа на компьютере).
Технологии:
- информационно-коммуникационные.
Дидактический материал:
- документальный фильма о жизненном цикле одуванчиков
- распечатанная инструкция «Создание компьютерной анимации «Одуванчики» (Приложение 1);
Материально-техническое оснащение занятия:
- учебный кабинет;
- компьютерные столы с персональными компьютерами (на каждого обучающегося) с установленной программной средой Scratch и выходом в Интернет;
- компьютерные стулья с подлокотниками (на каждого обучающегося);
План занятия:
Организационная часть (2 мин).
Просмотр документального фильма о жизненном цикле одуванчиков (10 мин).
Выполнение практического задания (30 мин).
Подведение итогов (3 мин).
Общая продолжительность занятия: 45 минут.
Ход учебного занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационная часть | Приветствует ребят Сообщает тему занятия | Рассаживаются за компьютерные столы |
Просмотр документального фильма о жизненном цикле одуванчиков | Сообщает как в интернете запустить просмотр документального фильма. После просмотра задаёт вопросы. | Включают компьютеры. Открывают браузер, заполняют поисковую строку, запускают документальный фильм к просмотру. Обсуждают содержание |
Выполнение практического задания | Раздаёт цветную распечатанную инструкцию каждому ребёнку. Координирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает с выполнением заданий | Запускают на компьютере среду программирования Scratch. Начинают выполнять задание по распечатанной инструкции. |
Подведение итогов | Отмечает положительные знания и умения обучающегося, дает необходимые рекомендации. В течение занятия проверяет правильность составления анимации | Каждый обучающийся запускает компьютерную анимацию. По желанию вносит изменения и коррективы в спрайты, скрипты, фон сцены, костюмы. Сохраняют анимацию в исходном формате и(или) делают видеоскриншот. |
Мажед Маржи. «Scratch для детей. Самоучитель по программированию». Пер. с англ. М.Гескиной и С. Таскаевой – М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 288 с.
Голиков Д.В. «Scratch для юных программистов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2020. – 168 с.: ил.
Лукьянова Н.С. Сборник практических работ по программированию на Scratch. – Тольятти, 2022
https://scratch.mit.edu/download
https://vk.com/scratchlessons
Приложение 1
Создание компьютерной анимации «Одуванчики»
Открыть сайт: https://scratch.mit.edu/
Дожидаемся пушистых одуванчиков и дуем на них.
Нарисовать фон
Нарисовать три костюма одуванчика
Н арисовать костюм пушинки
Добавить спрайт Бабочка и раскрасить все её три костюма в оранжевый цвет
Добавить спрайт Бабочка и раскрасить все её три костюма в жёлтый цвет
Добавить спрайт Бабочка
Спрайты:
Скрипт для Одуванчика
Скрипт для Пушинки
Скрипт для Бабочки 1
Скрипт для Бабочки 2
Скрипт для Бабочки 3
Кияйкина Наталья Федоровна