Конспект занятия на тему: «Создание компьютерной анимации «Одуванчики» в среде программирования «Scratch»

5
1
Материал опубликован 11 June

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ

УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»

(структурное подразделение «Дом творчества «Журавушка)











Конспект занятия на тему:

«Создание компьютерной анимации «Одуванчики»
в среде программирования «
Scratch»



Возраст обучающихся: 8-11 лет

Год обучения: второй







Разработал: педагог

дополнительного образования

Викторова Юлия Тенгизовна















Гатчина

2024 год

Пояснительная записка

Занятие на тему «Создание компьютерной анимации «Одуванчики»
в среде программирования «
Scratch» является последующим этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность при наличии первичных знаний и умений у обучающихся по информатике. Занятие позволяет закрепить знания обучающихся с визуально-блочной средой программирования, обучением создания собственных спрайтов, редактирования готовых костюмов. Изучение среды программирования Scratch способствует развитию логического мышления, раскрытию творческого потенциала. Занятие носит поисково-исследовательский характер и направлено на решение различных задач по программированию.

Содержание занятия предназначено для обучающихся 8-11 лет второго года обучения.

Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.

Методические рекомендации:

Перед занятием рекомендуется предложить обучающимся к просмотру документальный фильм о жизненном цикле одуванчиков. Просмотр можно организовать как совместное - через проецирование фильма на общий экран, так и индивидуальное - за персональными компьютерами. Можно заранее скачать фильм или запустить его через Интернет. После просмотра содержание фильма можно обсудить с детьми.

Обучающимся необходимо сообщить предстоящее задание: какие спрайты будут использованы и что они должны делать. Спрайты необходимо нарисовать самостоятельно, в т.ч. и в нескольких костюмах, а также берутся готовые. Фон рисуется самостоятельно по творческому замыслу. Фон должен гармонировать с темой анимации.

Печатную инструкцию для детей лучше распечатать в цветном виде – визуально так легче искать цветные блоки для программирования.

В ходе выполнения практической работы, обучающимся следует выполнять большую её часть самостоятельно, изредка прибегая к помощи педагога. Если кто-то из ребят справится быстрее, можно предложить добавить ещё персонаж в анимацию.

Дополнительно можно внести изменения в скрипты программ: размер персонажа, скорость, время ожидания, фон, цветовое изменение спрайта, координаты расположения; последовательность сюжета и героев анимации. 

Можно предложить ребятам сделать запись анимации с экрана компьютера посредством специальной программы, например, "Скриншотер". Сохранить полученное видео на личную флеш-карту и показать результат работы родителям.

В конце занятия можно предложить каждому обучающемуся высказать свое отношение к выполненному заданию, рассказать о ходе его выполнения. После каждого выполненного задания проверить вместе с детьми правильность его выполнения.


Предполагаемые результаты применения конспекта как методической продукции:

Данную методическую разработку можно использовать ежегодно при работе с детьми второго года обучения. Одним из главных результатов ее применения на занятии будет желание заниматься средой программирования Scratch на домашнем компьютере.

Тип занятия: развитие знаний, умений и навыков.

Форма занятия: практическое.

Форма организации работы: групповая.

Состав учебной группы: до 10 обучающихся в возрасте 8-11 лет второго года обучения.

Место занятия в ДОП: относится к самостоятельной теме занятия.

Степень сложности занятия: средний уровень сложности.

Цель: научить обучающихся создавать компьютерные анимации в среде программирования Scratch.

Задачи:

- обучающие:

научить создавать различные компьютерные анимации в среде программирования Scratch;

научить создавать персонажей (спрайтов) в нескольких костюмах, редактировать готовые;

актуализировать знания обучающихся по владению компьютером.

- развивающие:

развивать познавательные способности;

развивать мелкую моторику, память, внимание, образное мышление, умение слушать;

развивать логическое, пространственное и творческое мышление;

развивать словарный запас и навыки общения;

развивать умения работать индивидуально и в команде.

- воспитательные:

воспитать бережное отношение к оборудованию;

воспитывать ответственность за результат труда;

воспитывать уважительное отношение друг к другу;

повышать мотивацию обучающихся на занятии за счет интереса к теме занятия.

Планируемые результаты занятия:

- личностные:

формирование интереса к общей теме занятия;

развитие мотивации в необходимости овладения знаниями и навыками по овладению средой программирования Scratch;

понимания роли компьютера в жизни современного человека в качестве инструмента для решения задач моделирования процессов и явлений.

- метапредметные:

умение понять задание при создании анимации, в т.ч. создания спрайтов и редактирования костюмов, в среде программирования Scratch;

умение осуществлять самонаблюдение, самооценку, самоконтроль;

умение планировать последовательность и прогнозировать итоги действий и всей работы в целом, анализировать полученные результаты;

формирование представления о компьютере как универсальном устройстве для создания анимационных моделей;

развитие внимания, усидчивости, логики.

- предметные:

формирование представлений о программной среде Scratch, её интерфейсе;

умение использовать полученные знания при работе в среде программирования Scratch;

понимание задания и выполнение его при работе в среде программирования Scratch.

Методы обучения:

- объяснительно-иллюстративный (показ документального фильма);

- практический (работа на компьютере).

Технологии:

- информационно-коммуникационные.

Дидактический материал:

- документальный фильма о жизненном цикле одуванчиков

- распечатанная инструкция «Создание компьютерной анимации «Одуванчики» (Приложение 1);


Материально-техническое оснащение занятия:

- учебный кабинет;

- компьютерные столы с персональными компьютерами (на каждого обучающегося) с установленной программной средой Scratch и выходом в Интернет;

- компьютерные стулья с подлокотниками (на каждого обучающегося);


План занятия:

Организационная часть (2 мин).

Просмотр документального фильма о жизненном цикле одуванчиков (10 мин).

Выполнение практического задания (30 мин).

Подведение итогов (3 мин).

Общая продолжительность занятия: 45 минут.



Ход учебного занятия

Этапы занятия

Деятельность педагога

Деятельность обучающихся

Организационная часть

Приветствует ребят

Сообщает тему занятия

Рассаживаются

за компьютерные столы

Просмотр документального фильма о жизненном цикле одуванчиков

Сообщает как в интернете запустить просмотр документального фильма. После просмотра задаёт вопросы.

Включают компьютеры. Открывают браузер, заполняют поисковую строку, запускают документальный фильм к просмотру. Обсуждают содержание

Выполнение практического задания

Раздаёт цветную распечатанную инструкцию каждому ребёнку.

Координирует деятельность обучающихся. При необходимости помогает с выполнением заданий

Запускают на компьютере среду программирования Scratch. Начинают выполнять задание по распечатанной инструкции.

Подведение итогов

Отмечает положительные знания и умения обучающегося, дает необходимые рекомендации. В течение занятия проверяет правильность составления анимации

Каждый обучающийся запускает компьютерную анимацию.

По желанию вносит изменения и коррективы в спрайты, скрипты, фон сцены, костюмы. Сохраняют анимацию в исходном формате и(или) делают видеоскриншот.


Список литературы

Мажед Маржи. «Scratch для детей. Самоучитель по программированию». Пер. с англ. М.Гескиной и С. Таскаевой – М: Манн, Иванов и Фербер, 2017. – 288 с.

Голиков Д.В. «Scratch для юных программистов. – СПб.: БХВ-Петербург, 2020. – 168 с.: ил.

Лукьянова Н.С. Сборник практических работ по программированию на Scratch. – Тольятти, 2022

https://scratch.mit.edu/download

https://vk.com/scratchlessons

Приложение 1

Создание компьютерной анимации «Одуванчики»

Открыть сайт: https://scratch.mit.edu/

Дожидаемся пушистых одуванчиков и дуем на них.



Нарисовать фон



t1718098718aa.png









Нарисовать три костюма одуванчика

t1718098718ab.png



t1718098718ac.png

t1718098718ad.png



Нt1718098718ae.png арисовать костюм пушинки













t1718098718af.gifДобавить спрайт Бабочка и раскрасить все её три костюма в оранжевый цвет

























t1718098718ag.gifДобавить спрайт Бабочка и раскрасить все её три костюма в жёлтый цвет











t1718098718ah.pngДобавить спрайт Бабочка









Спрайты:

t1718098718ai.png

















t1718098718aj.pngt1718098718ak.pngСкрипт для Одуванчика

t1718098718al.gifСкрипт для Пушинки































t1718098718am.gifСкрипт для Бабочки 1

Скрипт для Бабочки 2

t1718098718an.gif

Скрипт для Бабочки 3

t1718098718ao.gif

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересный и полезный ресурс!

11 June

Сборник методических разработок и педагогических идей