Конспект занятия на тему: «Викторина «Знатоки информатики»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ
УЧРЕЖДЕНИЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
«РАЙОННЫЙ ЦЕНТР ДЕТСКОГО ТВОРЧЕСТВА»
(структурное подразделение «Дом творчества «Журавушка)
Конспект занятия на тему:
«Викторина «Знатоки информатики»
Возраст обучающихся: 8-11 лет
Год обучения: второй
Разработал: педагог
дополнительного образования
Микулина Юлия Тенгизовна
Гатчина
2021 год
Пояснительная записка
Занятие на тему «Викторина «Знатоки информатики» является заключительным этапом в изучении дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика». Его проведение имеет свою актуальность при наличии достаточно глубоких знаний у обучающихся данной возрастной категории. Содержание занятия представлено заданиями, содержащими элементы игры и соревновательности, что положительно сказывается на учебной мотивации детей. Тема «Викторина «Знатоки информатики» является для обучающихся интересной в изучении из-за использования графических элементов в виде красочных карточек с заданиями, жетонов, награждения по итогам занятия (грамоты, шоколадные медали и т.д.). В ходе викторины обучающиеся приобретут навыки общения, поведения в затруднительной ситуации, активизации памяти, активности обучающихся, способность переключаться с одной темы на другую, повышая эрудицию.
Содержание занятия предназначено для обучающихся 8-11 лет второго года обучения.
Адресность: конспект занятия предназначен для проведения занятия с детьми в системе дополнительного образования.
Методические рекомендации:
Проведение занятия на тему «Викторина «Знатоки информатики» с детьми младшего школьного возраста целесообразно организовывать как заключительное занятие в изучении программы «Занимательная информатика». При проведении викторины следует использовать карточки с заданиями, распечатанными на цветом принтере и крупным шрифтом. Интеллектуальные задания должны соответствовать возрастной группе детей и быть посильными в решении. В ходе викторины можно использовать музыкальное сопровождение, в т.ч. на каждую станцию разные мелодии. До проведения викторины педагогу следует подготовить наградную продукцию на каждого ребенка: грамоты (сертификаты, дипломы) и сладкие призы (шоколадные медали, конфеты и т.д.).
Занятие может быть использовано с целью итогового контроля знаний и умений обучающихся по информатике.
Предполагаемые результаты применения конспекта как методической продукции:
Данную методическую разработку можно использовать ежегодно при работе с детьми второго года обучения в качестве обобщающего материала.
Тип занятия: обобщающее.
Форма занятия: командная игра.
Форма организации работы: групповая.
Состав учебной группы: до 12 обучающихся (преимущественно мальчики) в возрасте 8-11 лет второго года обучения.
Место занятия в ДОП: относится к итоговой теме занятия.
Степень сложности занятия: легкий уровень сложности.
Цель: обобщить знания обучающихся по основным темам дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика».
Задачи:
- обучающие:
повторить и закрепить знания обучающихся по основным темам дополнительной общеразвивающей программы «Занимательная информатика»;
повысить мотивацию обучающихся на занятии за счет игровой формы работы;
- развивающие:
развивать эрудицию, находчивость, творческие способности;
развивать умение работать в команде, внимательно слушать задание;
- воспитательные:
воспитать бережное отношение к оборудованию;
воспитывать уважение к соперникам, ответственность за результат труда;
Планируемые результаты занятия:
- личностные:
формирование интереса к общей теме занятия;
развитие мотивации в необходимости обобщения знаний и навыков по информатике;
развитие умений в выполнении интеллектуальных заданий.
- метапредметные:
умение понять задание при решении интеллектуальных заданий;
умение понять и применить алгоритм действий при решении интеллектуальных заданий;
развитие внимания, усидчивости, логики, памяти.
- предметные:
обобщение действий при решении интеллектуальных заданий;
умение использовать новые знания при решении интеллектуальных заданий;
понимание интеллектуального задания и выполнение его.
Методы обучения:
- объяснительный;
- наглядный.
Технологии:
- здоровьесберегающие;
Дидактический материал:
- жетоны для разбивки на команды;
- карточки с заданиями для станции № 1 «Прочти слова» (Приложение 1);
- карточки с заданиями для станции № 2 «Анаграммы» (Приложение 2);
- карточки с заданиями для станции № 3 «Алгоритм» (Приложение 3);
- карточки с заданиями для станции № 4 «Склейка слов» (Приложение 4);
- карточки с заданиями для станции № 4 «Мозаика» (Приложение 5).
Материально-техническое оснащение занятия:
- учебный кабинет;
- отдельные столы для работы;
- стулья;
- секундомер;
- наградная продукция.
План занятия:
Организационная часть (2 мин).
Выполнение конкурсных заданий (40 мин).
Подведение итогов (3 мин).
Общая продолжительность занятия: 45 минут.
Ход учебного занятия
Этапы занятия | Деятельность педагога | Деятельность обучающихся |
Организационная часть | Приветствует детей. Сообщает тему занятия. Раздает жетоны. | Рассаживаются за отдельные столы. Делятся на две команды |
Выполнение конкурсных заданий | Станция №1 «Прочти слова» (Приложение 1) Раздает карточки с заданием, на разгадывание которых отводится 4 минуты. Задание: в карточке слова записаны «змейкой» в любом направлении слева направо и сверху вниз. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. | Выполняют задание |
Станция №2 «Анаграммы» (Приложение 2) Раздает карточки с анаграммами, на разгадывание которых отводится 4 минуты. Задание: переставить в них буквы так, чтобы получить слова, связанные с информатикой. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. | Выполняют задание | |
Станция №3 «Алгоритм» (Приложение 3) Раздает карточки с алгоритмами, на разгадывание которых отводится 4 минуты. Задание: проставить нумерация алгоритма действий. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. | Выполняют задание | |
| Станция №4 «Склейка слов» (Приложение 4) Раздает карточки с заданием, на разгадывание которых отводится 4 минуты. Задание: соединить слоги в слова. Побеждает команда, которая быстрее и правильнее справится с заданием. | Выполняют задание |
Станция №5 «Мозаика» (Приложение 5) Раздает картинки, разрезанные на части, на складывание целого изображения отводится 4 минуты. Задание: сложить из разрезанных частей целую картинку. | Выполняют задание | |
Подведение итогов | Считает количество баллов по каждой команде. Отмечает положительные стороны игроков команд. Сообщает победителя. Награждает | Слушают. Выходят на награждение |
Список литературы
Матвеева Н.В., Челак Е.Н., Конопатова Н.К. «Информатика: Учебник для третьего класса». – Москва: БИНОМ. Лаборатория знаний, 2005.
Языканова Е.В.: Развивающие задания: тесты, игры, упражнения. 3 класс. ФГОС. – М.: Экзамен, 2013.
Сайт «Инфоурок.ру».
Приложение 1
Станция № 1 «Прочти слова»
С | К | А | | | Р | У | К |
Р | Е | Н | | | С | О | Р |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
А | Т | Ь | | | Л | О | В |
Ч | Е | П | | | С | И | М |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
П | Р | О | | | Р | А | П |
Л | Е | Б | | | О | Л | Ь |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
П | К | А | | | Ь | Т | Я |
О | Н | К | | | П | А | М |
| | | | | | | |
| | | | | | | |
С | К | А | | | Р | У | К |
Р | Е | Н | | | С | О | Р |
Приложение 2
Станция № 2 «Анаграммы»
В Р У К И С |
А Г О Л К И |
Ф А Г А К И Р |
К И С Д |
М Ь Ш Ы |
Т И П Р Е Р Н |
К А С Т О Р |
В А З А К А С Т |
Л А Й Ф |
П Р А М М А Р О П |
Ответы: курсив, логика, графика, диск, мышь, принтер, строка, заставка, файл, программа.
Приложение 3
Станция № 3 «Алгоритмы»
Вымой тарелку поставь тарелку в шкаф закрой кран помой тарелку налей моющее средство возьми тарелку включи кран с водой возьми губку вытри тарелку | Полей цветы полей цветы закрой кран налей воду в лейку открой кран с водой поставь лейку на место возьми лейку проверь сухость земли |
Покорми кота открой пакет убери пакет на место насыпь корм в миску закрой пакет возьми пакет с кормом позови кота | Приготовь бутерброд положи сыр на хлеб намажь хлеб маслом отрежь ломтик хлеба возьми нож возьми разделочную доску отрежь ломтик сыра |
Приложение 4
Станция № 4 «Склейка слов»
ГРАФ | — | ТЕР |
| | |
МЫ | — | НИКИ |
| | |
КЛАВИА | — | ММА |
| | |
ПРИН | — | ИКА |
| | |
КОЛОН | — | НЕР |
| | |
МОНИ | — | НЕТ |
| | |
СКА | — | КИ |
| | |
НАУШ | — | ШЬ |
| | |
ПРОГРА | — | ТУРА |
| | |
ИНТЕР | — | ТОР |
Приложение 5
Станция № 5 «Мозаика»