12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Скряго Ольга Сергеевна444
Преподаватель Смоленского колледжа телекоммуникаций (филиал) «Санкт-Петербургский государственный университет телекоммуникаций им. проф. М.А. Бонч-Бруевича».
Россия, Смоленская обл., Смоленск
Карта открытого урока

Специальность: 11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные системы .

Группа: М-9-12-15.

Дата проведения: 15 апреля 2016.

Преподаватель: Скряго Ольга Сергеевна.

Предмет: Математика.

Тема занятия: Скалярное произведение.

Вид занятия: нетрадиционный.

Продолжительность: 45 минут.

Цели урока:

Методическая:

  • Активизировать познавательную деятельность студентов.
  • Достигнуть целей урока путем использования разнообразных методов, форм и приемов.

Образовательная:

  • Приобретение знаний по теме «Векторы на плоскости и в пространстве».
  • Расширение знаний студентов, по теме «Скалярное произведение».

Обучающие:

  • Закрепить и систематизировать знания студентов при решении задач.
  • Акцентировать внимание студентов на значимости изучаемой дисциплины.

Развивающие:

  • Развивать самостоятельную и творческую активность студентов.
  • Развивать познавательные способности студентов.

Воспитательные:

  • Воспитывать интерес к изучению дисциплины.
  • Формировать умения работать в коллективе.

Межпредметные связи: физика, история.

Квалификационные требования к умениям и навыкам:

Студент должен знать:

Определение вектора.

Определение скалярного произведения векторов.

Понятие длинны вектора.

Понятия коллинеарность, соноправленность, противоположнонаправленность векторов.

Формулы нахождения скалярного произведения векторов.

Студент должен уметь:

Находить координаты вектора, по координатам его конца и начало.

Вычислять длину вектора.

Находить скалярное произведение.

Вычислять косинус угла между двумя векторами.

Обеспечение занятия: персональный компьютер, плазменный экран, презентация, раздаточный материал, программа тестирования по данной теме.

Основная литература:

1. В.А. Подольский. Сборник задач по математике. М.: Высшая школа.

2. Н.В. Богомолов. Практические занятия по математике. М.: Высшая школа.

3. И.И. Валуце, Дилигул Г.Д. Математика для техникумов. М.:Наука.

Дополнительная:

Журнал «Математика в школе» №5/2012

Газета «Математика» еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» № 43/2014.

Тема учебного занятия

Скалярное произведение

Задачи учебного занятия

Повторить понятия: вектор, нулевой вектор, коллинеарные вектора, соноправленные и противоположнонапрвленные вектора, скалярное произведение, ортогональные вектора, длина вектора.

Тип учебного занятия

Обобщающий урок

Этапы урока

Формы

Методы

Содержание деятельности

Ориентировочное время

Цели этапа

Деятельность учителя

Деятельность студентов

Репродуктивная деятельность

Конструктивная деятельность

Творческая деятельность

Организационный

Фронтальная

Словесный, репродуктивный

Приветствие, объявление темы и плана урока

     

3 минуты

Создать благоприятный эмоциональный фон, настроить на активную совместную работу

 

Фронтальная

Словесный, наглядный

Инструктаж по выполнению задания, зачитывание вопросов

Ответы на поставленные вопросы

   

5 минут

Повторить основные понятия

Контролирующий

Индивидуальная, групповая

Частично поисковый, проблемный

Инструктаж по выполнению задания

 

Тестирование по пройденному материалу

 

11 минут

Закрепить и систематизиро-вать знания студентов. Формировать умение слушать, развивать мышление,умение анализировать, развивать устную речь.

Связь с другими науками

Фронтальная, индивидуальная

Словесный, наглядный

Регулирование деятельности студентов

Устное изложение, наблюдение, слушание

   

3 минуты

Формулировать умение слушать, развивать мышление, анализировать, развивать устную речь

Дифференцированный

Коллективная, индивидуальная

Словесный

Инструктаж по выполнению задания

 

Решение проблемных ситуаций

Творческая работа

10минут

Развить умение оценивать себя. Развивать самостоятельную и

творческую активность студентов.

Самостоятельная работа

Индивидуальная

Самостоятельная работа

Инструктаж по выполнению задания

   

Творческая работа

8 минут

Развитие умения применять знания при решении задач

Подведение итогов учебного занятия

Коллективная

 

Анализ результатов работы, управление рефлексией студентов

 

Самоанализ

Творческое осмысление изученного материала

3 минут

Формировать самоконтроль, самокритичность

Информация о домашнем задании

Фронтальная

Объяснительно-иллюстративный

Монологическая речь

 

Слушание, запись домашнего задания

 

2 минуты

Мотивация необходимости и обязательности выполнения

 

Преподаватель ________________________О.С. Скряго

Конспект урока

Организационный момент.

Здравствуйте ребята, садитесь. Кто отсутствует?

-Давайте вспомним, какую тему мы проходили на последних занятиях. «Скалярное произведение». Сегодня у нас обобщающий урок по этой теме! Тема «Скалярное произведение» относится к разделу «Векторы»

- Откройте тетради запишите дату т.е 15 апреля, тема «Скалярное произведение». Цель нашего сегодняшнего занятия (как вы думаете)////студенты пробуют ответить////

-повторить теоретические понятия, закрепить их использование при решение задач.

-Сегодня у нас урок пройдет в форме мини экскурсии по памятникам ВОВ 1945 города Смоленска!

- Почему я выбрала такую форму ребята? (выслушать варианты ответов)

Так как в этом году ровно 75 лет Великой победы над фашистами и наш город внес большой вклад в эту победу. И поэтому кто-то вспомнит, а кто-то впервые увидят эти памятники.

Но ведь у нас урок математики, поэтому на каждом этапе мини экскурсии мы будем решать математические задания, чтоб перейти к следующему! Каждое выполненное задание будет оцениваться с помощью фигурок в виде вектора, они двух цветов - розовый пол балла, красный – бал. В конце урока каждый посчитает их, и получим вашу оценку за работу на уроке. И перед тем как мы приступим ьк нашей мини экскурсии, хотелось бы узнать были ли у вас вопросы по выполнению домашнего задания. (если были то разобрать вопросы у доски) раз все справились с домашней рабой, начнем!!!

1 Первое место которое мы посетим - это курган бессмертия .

Два с лишним года Древний город Смоленск находился в оккупации. В фашистских застенках, в лагерях смерти погибло более 135 тысяч человек, о чём свидетельствует бесчисленное множество братских могил. В парке Реадовка находится сооружённый смолянами в память о погибших на смоленской земле Курган Бессмертия, открытый 25 сентября 1970 года (автор Д.П. Коваленко, панно выполнено скульптором В.Я. Меньшовым). Перед Курганом горит Вечный Огонь. В этом же парке, где захоронено более трёх тысяч патриотов, стоит памятник «Скорбящая мать» (скульптор А.Г. Сергеев, художник С.С. Новиков, архитекторы А.Г. Стемпаржитский, Г.Г. Соосар). Место расположения: Реадовка, у Энергоинститута.

Итак, первое задание – это кроссворд!!!

1. Направленный отрезок – это _(вектор)

2. Если два вектора лежат на параллельных прямых, то эти векторы__(коллинерные)

3. Если скалярное произведение векторов равно нулю, то эти векторы_(ортогональны)___

6. Вектор, у которого начало и конец совпадает, называется___(нулевой)

4.Векторы равны если их длины равны и векторы_(соноправленные)_

5. __(Скалярное)_произведение- это произведение их длин на косинус угла между ними.

7.Расстояние между началом и концом вектора – это (модуль)

8. Результат скалярного произведение –это (число)

- Молодцы и мы переходим к следующему памятнику.Это вечный огонь!

В 1968 г., в 25-ю годовщину со дня освобождения Смоленской области от немецко-фашистских захватчиков, в сквере был зажжён Вечный Огонь. Почётное право зажечь его было предоставлено М.И. Егорову. В 1975 г., прославленный солдат водрузивший знамя победы над Рейхстагом, был похоронен здесь же, у крепостной стены. В 2000 г. на могиле героя установили бюст (скульптор А.Г. Сергеев).

Место расположения: центр города, парк.

Здесь необходимо пройти тест. Тест у нас двух видов один за компьютерами вы индивидуально отвечаете на вопросы и получаете каждый свою оценку. И тест у доски . Мы вместе отвечаем и проверяем правильность ваших ответов. Желающие пройти тест самостоятельно.(5 человек) После как выполнили тихо сядьте на место и включайтесь с нами в работу.

А остальные приступим к выполнению теста.

1 вопрос. На каком расстоянии от плоскости xOy находится точка А(2; -3; 5)

2 вопрос. На каком расстоянии от начала координат находится точка А(-3; 4; 0)

Вопрос 3. Найти координаты середины отрезка, если концы его имеют координаты А (-3;2;-4) и В (1;-4;2)

Вопрос 4. Дан квадрат АВСD. Найдите угол между векторами АС и ДА.

Строим квадрат в тетради. И находим. Что такое квадрат» (прямоугольник у которого все стороны равны)

Вопрос5 .Скалярное произведение координатных векторов к и j

Вопрос 6. Скалярный квадрат вектора 7i равен

Вопрос 7. Записать координаты вектора n=-8j+i

Вопрпос 8. Найти угол между векторами m и n если скалярное произведение равно -15

Вопрос 9. ABCDA1B1C1D1 – куб, ребро которого равно 1.

Найдите скалярное произведение векторов АД1 и ВС

Ребята скажите свои оценки, кто работал самостоятельно.

- Хорошо. Продолжаем наш путь и следующая остановка на улице Козлова. Мемориальный знак установлен на месте гибели 1500 советских военнопленных, расстрелянных гитлеровцами в октябре 1941 г.

- И здесь надо вспомнить Физический смысл скалярного произведения! Желающие?

Скалярное произведение векторов встречается в физике. Например, из курса механики известно, что работа A постоянной силы F при перемещении тела из точки M в точку N равна произведению силы F и перемещения MN на косинус угла между ними.

A = F MN cos f

A = F MN

- На следующий памятник мы сможем посмотреть только тогда, когда решим следующее задание.

Данное задание заключается в следующем, здесь вы выбираете уровень сложности задания, розовый цвет задания оцениваются в пол бала, красный цвет в 1 бал. Желающие?

1 розовый:

А(-7;2;1) и В(3;-8;6) найти координаты вектора АВ. Ответ АВ (10;-10;5)

2 розовый :

Найти длину вектора АВ(3;-4;0) ответ: 5

3 красный: Проанализировать решение следующей задачи:

4 красный:

При каком t векторы а и в перпендикулярны, если

а(2t,1,5) и в(4, 2, 1) ответ:-5/4

Молодцы ! на фотографии центр города у Громовой башни рядом с памятником создателю Смоленской крепости изображен знак в честь освобождения области от немецко-фашистских оккупантов (скульптор Г.И. Самоделкин, архитектор Ю.А. Шаталов). На красном граните изображён артиллерийский расчёт, меняющий огневую позицию. Место расположения: центр города, у башни Громовой.

- Дальше мы по плану передвигаемся к Знаку установленного в честь воинов, защищавших Смоленск в июле 1941 г. (скульптор А.Г. Сергеев, архитектор Д.П. Коваленко). Он был открыт 25 сентября 1969 г. и представляет собой обелиск из нержавеющей стали в форме русского трёхгранного штыка. У основания штыка – стела с изображением идущих в сражение бойцов. Место расположения: Покровка, ул. Фрунзе.

- Следующее математическое задание это самостоятельная работа.

-У вас на краю парты лежат конверты, так у каждого лежит два вектора Их будет необходимо измерить и указа угол, после этого найти скалярное произведение. Как задание выполните, измерения впишете в листок и подсчеты, а также лежат задания, в которых требуется найти скалярное произведение по координатам. Как выполните, дежурный соберет работы.

-Итак, ребята мы, давайте с вами подведем итоги урока и выставим оценки. Кто скажет чем вы сегодня занимались на уроке, что узнали нового и что повторили.(ответ студентов)

- А теперь давайте, посмотрим на экран, пред вами поставлена шкала, по которой вы, подсчитав свои заработанные фигурки-векторы. Можете поставить себе оценку.

Количество

баллов

Ваша

оценка

Усвоение

темы

0-2 балла

__________

Не усвоена, следует еще раз изучить данную тему

3 балла

удовлетворительно

Усвоен, но следует еще раз повторить основные понятия и формулы по данной теме

4 балла

хорошо

Усвоена, но необходимо повторить решение задач для закрепления темы

5 и более баллов

отлично

Усвоена.

- А теперь запишем домашнее задание, Учебник Практические задания по математики Автор. Богомолов стр.340 №44-№45, откроем учебник и посмотрим на задание.

№ 44 Проверьте перпендикулярны ли векторы! Что здесь надо сделать найти скалярное произведение если оно равно нулю то векторы перпендикулярны , а если не равно нулю то не перпендикулярны.

№ 45 задача аналогичная.

- Всем спасибо, до свидания.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.