План-конспект занятия по теме «Урок-викторина»
Специальность: 11.02.09 Многоканальные телекоммуникационные системы .
Группа: М-9-12-15.
Дата проведения: 15 апреля 2016.
Преподаватель: Скряго Ольга Сергеевна.
Предмет: Математика.
Тема занятия: Скалярное произведение.
Вид занятия: нетрадиционный.
Продолжительность: 45 минут.
Цели урока:
Методическая:
- Активизировать познавательную деятельность студентов.
- Достигнуть целей урока путем использования разнообразных методов, форм и приемов.
Образовательная:
- Приобретение знаний по теме «Векторы на плоскости и в пространстве».
- Расширение знаний студентов, по теме «Скалярное произведение».
Обучающие:
- Закрепить и систематизировать знания студентов при решении задач.
- Акцентировать внимание студентов на значимости изучаемой дисциплины.
Развивающие:
- Развивать самостоятельную и творческую активность студентов.
- Развивать познавательные способности студентов.
Воспитательные:
- Воспитывать интерес к изучению дисциплины.
- Формировать умения работать в коллективе.
Межпредметные связи: физика, история.
Квалификационные требования к умениям и навыкам:
Студент должен знать:
Определение вектора.
Определение скалярного произведения векторов.
Понятие длинны вектора.
Понятия коллинеарность, соноправленность, противоположнонаправленность векторов.
Формулы нахождения скалярного произведения векторов.
Студент должен уметь:
Находить координаты вектора, по координатам его конца и начало.
Вычислять длину вектора.
Находить скалярное произведение.
Вычислять косинус угла между двумя векторами.
Обеспечение занятия: персональный компьютер, плазменный экран, презентация, раздаточный материал, программа тестирования по данной теме.
Основная литература:
1. В.А. Подольский. Сборник задач по математике. М.: Высшая школа.
2. Н.В. Богомолов. Практические занятия по математике. М.: Высшая школа.
3. И.И. Валуце, Дилигул Г.Д. Математика для техникумов. М.:Наука.
Дополнительная:
Журнал «Математика в школе» №5/2012
Газета «Математика» еженедельное учебно-методическое приложение к газете «Первое сентября» № 43/2014.
Тема учебного занятия |
Скалярное произведение |
|||||||
Задачи учебного занятия |
Повторить понятия: вектор, нулевой вектор, коллинеарные вектора, соноправленные и противоположнонапрвленные вектора, скалярное произведение, ортогональные вектора, длина вектора. |
|||||||
Тип учебного занятия |
Обобщающий урок |
|||||||
Этапы урока |
Формы |
Методы |
Содержание деятельности |
Ориентировочное время |
Цели этапа |
|||
Деятельность учителя |
Деятельность студентов |
|||||||
Репродуктивная деятельность |
Конструктивная деятельность |
Творческая деятельность |
||||||
Организационный |
Фронтальная |
Словесный, репродуктивный |
Приветствие, объявление темы и плана урока |
3 минуты |
Создать благоприятный эмоциональный фон, настроить на активную совместную работу |
|||
|
Фронтальная |
Словесный, наглядный |
Инструктаж по выполнению задания, зачитывание вопросов |
Ответы на поставленные вопросы |
5 минут |
Повторить основные понятия |
||
Контролирующий |
Индивидуальная, групповая |
Частично поисковый, проблемный |
Инструктаж по выполнению задания |
Тестирование по пройденному материалу |
11 минут |
Закрепить и систематизиро-вать знания студентов. Формировать умение слушать, развивать мышление,умение анализировать, развивать устную речь. |
||
Связь с другими науками |
Фронтальная, индивидуальная |
Словесный, наглядный |
Регулирование деятельности студентов |
Устное изложение, наблюдение, слушание |
3 минуты |
Формулировать умение слушать, развивать мышление, анализировать, развивать устную речь |
||
Дифференцированный |
Коллективная, индивидуальная |
Словесный |
Инструктаж по выполнению задания |
Решение проблемных ситуаций |
Творческая работа |
10минут |
Развить умение оценивать себя. Развивать самостоятельную и творческую активность студентов. |
|
Самостоятельная работа |
Индивидуальная |
Самостоятельная работа |
Инструктаж по выполнению задания |
Творческая работа |
8 минут |
Развитие умения применять знания при решении задач |
||
Подведение итогов учебного занятия |
Коллективная |
Анализ результатов работы, управление рефлексией студентов |
Самоанализ |
Творческое осмысление изученного материала |
3 минут |
Формировать самоконтроль, самокритичность |
||
Информация о домашнем задании |
Фронтальная |
Объяснительно-иллюстративный |
Монологическая речь |
Слушание, запись домашнего задания |
2 минуты |
Мотивация необходимости и обязательности выполнения |
Преподаватель ________________________О.С. Скряго
Конспект урока
Организационный момент.
Здравствуйте ребята, садитесь. Кто отсутствует?
-Давайте вспомним, какую тему мы проходили на последних занятиях. «Скалярное произведение». Сегодня у нас обобщающий урок по этой теме! Тема «Скалярное произведение» относится к разделу «Векторы»
- Откройте тетради запишите дату т.е 15 апреля, тема «Скалярное произведение». Цель нашего сегодняшнего занятия (как вы думаете)////студенты пробуют ответить////
-повторить теоретические понятия, закрепить их использование при решение задач.
-Сегодня у нас урок пройдет в форме мини экскурсии по памятникам ВОВ 1945 города Смоленска!
- Почему я выбрала такую форму ребята? (выслушать варианты ответов)
Так как в этом году ровно 75 лет Великой победы над фашистами и наш город внес большой вклад в эту победу. И поэтому кто-то вспомнит, а кто-то впервые увидят эти памятники.
Но ведь у нас урок математики, поэтому на каждом этапе мини экскурсии мы будем решать математические задания, чтоб перейти к следующему! Каждое выполненное задание будет оцениваться с помощью фигурок в виде вектора, они двух цветов - розовый пол балла, красный – бал. В конце урока каждый посчитает их, и получим вашу оценку за работу на уроке. И перед тем как мы приступим ьк нашей мини экскурсии, хотелось бы узнать были ли у вас вопросы по выполнению домашнего задания. (если были то разобрать вопросы у доски) раз все справились с домашней рабой, начнем!!!
1 Первое место которое мы посетим - это курган бессмертия .
Два с лишним года Древний город Смоленск находился в оккупации. В фашистских застенках, в лагерях смерти погибло более 135 тысяч человек, о чём свидетельствует бесчисленное множество братских могил. В парке Реадовка находится сооружённый смолянами в память о погибших на смоленской земле Курган Бессмертия, открытый 25 сентября 1970 года (автор Д.П. Коваленко, панно выполнено скульптором В.Я. Меньшовым). Перед Курганом горит Вечный Огонь. В этом же парке, где захоронено более трёх тысяч патриотов, стоит памятник «Скорбящая мать» (скульптор А.Г. Сергеев, художник С.С. Новиков, архитекторы А.Г. Стемпаржитский, Г.Г. Соосар). Место расположения: Реадовка, у Энергоинститута.
Итак, первое задание – это кроссворд!!!
1. Направленный отрезок – это _(вектор)
2. Если два вектора лежат на параллельных прямых, то эти векторы__(коллинерные)
3. Если скалярное произведение векторов равно нулю, то эти векторы_(ортогональны)___
6. Вектор, у которого начало и конец совпадает, называется___(нулевой)
4.Векторы равны если их длины равны и векторы_(соноправленные)_
5. __(Скалярное)_произведение- это произведение их длин на косинус угла между ними.
7.Расстояние между началом и концом вектора – это (модуль)
8. Результат скалярного произведение –это (число)
- Молодцы и мы переходим к следующему памятнику.Это вечный огонь!
В 1968 г., в 25-ю годовщину со дня освобождения Смоленской области от немецко-фашистских захватчиков, в сквере был зажжён Вечный Огонь. Почётное право зажечь его было предоставлено М.И. Егорову. В 1975 г., прославленный солдат водрузивший знамя победы над Рейхстагом, был похоронен здесь же, у крепостной стены. В 2000 г. на могиле героя установили бюст (скульптор А.Г. Сергеев).
Место расположения: центр города, парк.
Здесь необходимо пройти тест. Тест у нас двух видов один за компьютерами вы индивидуально отвечаете на вопросы и получаете каждый свою оценку. И тест у доски . Мы вместе отвечаем и проверяем правильность ваших ответов. Желающие пройти тест самостоятельно.(5 человек) После как выполнили тихо сядьте на место и включайтесь с нами в работу.
А остальные приступим к выполнению теста.
1 вопрос. На каком расстоянии от плоскости xOy находится точка А(2; -3; 5)
2 вопрос. На каком расстоянии от начала координат находится точка А(-3; 4; 0)
Вопрос 3. Найти координаты середины отрезка, если концы его имеют координаты А (-3;2;-4) и В (1;-4;2)
Вопрос 4. Дан квадрат АВСD. Найдите угол между векторами АС и ДА.
Строим квадрат в тетради. И находим. Что такое квадрат» (прямоугольник у которого все стороны равны)
Вопрос5 .Скалярное произведение координатных векторов к и j
Вопрос 6. Скалярный квадрат вектора 7i равен
Вопрос 7. Записать координаты вектора n=-8j+i
Вопрпос 8. Найти угол между векторами m и n если скалярное произведение равно -15
Вопрос 9. ABCDA1B1C1D1 – куб, ребро которого равно 1.
Найдите скалярное произведение векторов АД1 и ВС
Ребята скажите свои оценки, кто работал самостоятельно.
- Хорошо. Продолжаем наш путь и следующая остановка на улице Козлова. Мемориальный знак установлен на месте гибели 1500 советских военнопленных, расстрелянных гитлеровцами в октябре 1941 г.
- И здесь надо вспомнить Физический смысл скалярного произведения! Желающие?
Скалярное произведение векторов встречается в физике. Например, из курса механики известно, что работа A постоянной силы F при перемещении тела из точки M в точку N равна произведению силы F и перемещения MN на косинус угла между ними.
A = F MN cos f
A = F MN
- На следующий памятник мы сможем посмотреть только тогда, когда решим следующее задание.
Данное задание заключается в следующем, здесь вы выбираете уровень сложности задания, розовый цвет задания оцениваются в пол бала, красный цвет в 1 бал. Желающие?
1 розовый:
А(-7;2;1) и В(3;-8;6) найти координаты вектора АВ. Ответ АВ (10;-10;5)
2 розовый :
Найти длину вектора АВ(3;-4;0) ответ: 5
3 красный: Проанализировать решение следующей задачи:
4 красный:
При каком t векторы а и в перпендикулярны, если
а(2t,1,5) и в(4, 2, 1) ответ:-5/4
Молодцы ! на фотографии центр города у Громовой башни рядом с памятником создателю Смоленской крепости изображен знак в честь освобождения области от немецко-фашистских оккупантов (скульптор Г.И. Самоделкин, архитектор Ю.А. Шаталов). На красном граните изображён артиллерийский расчёт, меняющий огневую позицию. Место расположения: центр города, у башни Громовой.
- Дальше мы по плану передвигаемся к Знаку установленного в честь воинов, защищавших Смоленск в июле 1941 г. (скульптор А.Г. Сергеев, архитектор Д.П. Коваленко). Он был открыт 25 сентября 1969 г. и представляет собой обелиск из нержавеющей стали в форме русского трёхгранного штыка. У основания штыка – стела с изображением идущих в сражение бойцов. Место расположения: Покровка, ул. Фрунзе.
- Следующее математическое задание это самостоятельная работа.
-У вас на краю парты лежат конверты, так у каждого лежит два вектора Их будет необходимо измерить и указа угол, после этого найти скалярное произведение. Как задание выполните, измерения впишете в листок и подсчеты, а также лежат задания, в которых требуется найти скалярное произведение по координатам. Как выполните, дежурный соберет работы.
-Итак, ребята мы, давайте с вами подведем итоги урока и выставим оценки. Кто скажет чем вы сегодня занимались на уроке, что узнали нового и что повторили.(ответ студентов)
- А теперь давайте, посмотрим на экран, пред вами поставлена шкала, по которой вы, подсчитав свои заработанные фигурки-векторы. Можете поставить себе оценку.
Количество баллов |
Ваша оценка |
Усвоение темы |
0-2 балла |
__________ |
Не усвоена, следует еще раз изучить данную тему |
3 балла |
удовлетворительно |
Усвоен, но следует еще раз повторить основные понятия и формулы по данной теме |
4 балла |
хорошо |
Усвоена, но необходимо повторить решение задач для закрепления темы |
5 и более баллов |
отлично |
Усвоена. |
- А теперь запишем домашнее задание, Учебник Практические задания по математики Автор. Богомолов стр.340 №44-№45, откроем учебник и посмотрим на задание.
№ 44 Проверьте перпендикулярны ли векторы! Что здесь надо сделать найти скалярное произведение если оно равно нулю то векторы перпендикулярны , а если не равно нулю то не перпендикулярны.
№ 45 задача аналогичная.
- Всем спасибо, до свидания.