Конспект занятия по художественно-эстетическому развитию «Мир изобразительного искусства. Рассматривание репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда»
Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию в старшей группе на тему «Мир изобразительного искусства. Рассматривание репродукции картиныЛеонардо да Винчи «Джоконда»
Цель: Познакомить детей с картиной великого итальянского художника Леонардо да Винчи « Джоконда». Закрепить знания о профессии художника. Систематизировать знания о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. Расширить знания о видах портрета (индивидуальный, групповой, жанровый, исторический, прогулочный, шарж). Формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведения изобразительного искусства. Развивать мышление, воображение, логику, интерес к произведениям искусства.
Словарь: художник, жанр живописи, натюрморт, пейзаж, портрет, виды портрета: индивидуальный, групповой, жанровый, исторический, прогулочный, шарж.
Предварительная работа: беседы о видах искусства: пейзаж, натюрморт, портрет. Рассматривание различных картин и репродукций (Левитан «Золотая осень», Кончаловский «Персики», Агрунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» и других). Рисование натюрморта, пейзажа, портрета.
Оборудование: посылка, репродукции картин (Левитан «Золотая осень», Кончаловский «Персики», Агрунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», Леонардо да Винчи « Джоконда»), портрет Леонардо да Винчи, дидактические игры: «Найди лишнюю картину по жанру», «Виды портретов», «Найди такой же силуэт», «Фоторобот».
Ход занятия.
Добрый день, добрый час!
Как я рада видеть вас.
Друг на друга посмотрели,
Улыбнулись, тихо сели.
Воспитатель:
- Ребята, нам прислали посылку. Интересно посмотреть, что там лежит?
Дети:
- Да!
Воспитатель:
- Но сначала отгадайте мою загадку:
У меня есть карандаш,
Разноцветная гуашь,
Акварель, палитра, кисть
И бумаги плотный лист,
А ещё мольберт – треножник
Потому, что я …
Дети:
- Художник.
Воспитатель:
- Молодцы, правильно отгадали! Так скажите, кто же такой художник?
Дети:
- Человек, который рисует картины.
Воспитатель:
- А теперь давайте посмотрим, что находится в этой посылке.
(По очереди воспитатель достаёт предметы: лист бумаги, кисть, краски, палитру, дети называют их).
Воспитатель:
- Кому нужны все эти предметы?
Дети:
- Эти предметы нужны художнику.
Воспитатель:
- Для чего нужны эти предметы художнику?
Дети:
- Они нужны художнику, чтобы нарисовать картины.
Воспитатель:
- Как вы думаете, ребята, где хранятся картины?
Дети:
- Картины хранятся в музее, в картинных галереях.
Воспитатель:
- Правильно, в музее потом делают выставки картин. Туда можно пойти и посмотреть на них. Что изображают художники на своих картинах?
Дети:
- Художники рисуют природу, людей, различные предметы.
Воспитатель:
- Дети, сегодня я вас приглашаю побывать в гостях у картин. Для этого мы отправимся на художественную выставку. Закройте глаза и повторите: «Раз, два, три – вот и на выставке мы.»
- Но, чтобы увидеть картины вам необходимо ответить на вопрос: «Что такое жанр живописи? (ответы)
Воспитатель:
- Послушайте точное определение, которым пользуются художники. Жанр живописи – это вид художественных произведений с определённым сюжетом, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок.
(Выставить три картины разного жанра: пейзаж, натюрморт, портрет.)
Воспитатель:
- Ребята, послушайте стихи и скажите, к какой картине они относятся.
Если видишь на картине чашку кофе на столе
Или море в большом графине, или розу в хрустале,
Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,
Или все предметы сразу.
Знай, что это?
Дети:
- Натюрморт.
Воспитатель:
- Какая из картин является натюрмортом?
Дети:
- Картина Кончаловского «Персики».
Воспитатель:
- Слушаем следующее стихотворение:
Если видишь на картине,
Нарисована река
Или ель и белый иней,
Или сад и облака,
Или снежная равнина,
Или поле и шалаш,
Обязательно картина называется…
Дети:
- Пейзаж.
Воспитатель:
- На какой картине изображён пейзаж?
Дети:
- На картине Левитана «Золотая осень».
Воспитатель:
- И последнее стихотворение послушайте:
Если видишь, что с картины
Смотрит кто – нибудь из нас,
Или принц в плаще старинном,
Или даже верхолаз,
Лётчик или балерина,
Или Колька твой сосед,
Обязательно картина называется…
Дети:
- Портрет.
Воспитатель:
- Какая картина относится к портретной живописи?
Дети:
- Картина Агрунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».
Д/и «Найди лишнюю картинку по жанру»
(Из четырёх предложенных в ряду репродукций закрыть лишнюю (не соответствующую заданному жанру).
Физминутка.
«Юные волшебники»
Раз – подняться, потянуться.
Два – согнуться, разогнуться.
Три – в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре – руки шире,
Пять – руками помахать,
Шесть – тихонечко присесть.
Будем дружно рисовать
И картины создавать.
Воспитатель:
- Ребята, что же такое портрет?
Дети:
- Портрет – это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности: строение лица, черты характера.
Воспитатель:
- Существует несколько разновидностей портретов. И с некоторыми видами портретов я хочу вас сегодня познакомить. Послушайте внимательно, какие виды портретов есть.
Индивидуальный портрет – это портрет, на котором изображён один человек.
На групповом портрете изображена группа людей.
Жанровый портрет, на нём изображена группа людей, которые выполняют какие – то действия, в этой картине прослеживается сюжет.
Исторический портрет, на нём изображена историческая личность: царь, полководец, император.
Есть прогулочный портрет. Это когда художник фигуру человека делает частью пейзажа.
Шарж – это весёлый, смешной, добрый рисунок.
Д/и «Виды портретов»
(Воспитатель называет жанр портрета, дети показывают соответствующую картинку, объясняют свой выбор.)
Воспитатель:
- Ребята, как называется портрет, на котором изображена женщина?
Дети:
- Женский.
Воспитатель:
- Как вы думаете, на мужском портрете кто изображён?
Дети:
- На мужском портрете изображён мужчина.
Воспитатель:
- А если художник нарисовал портрет ребёнка, то это какой портрет?
Дети:
- Это детский портрет.
Д/и «Найди такой же силуэт»
(Дети находят такой же силуэтный профиль, называют те признаки, по которым узнали и определили силуэт. Предложить детям определить, какой силуэт мужской, какой женский, а какой детский.)
Воспитатель:
- Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с одной картиной известного итальянского художника Леонардо да Винчи.
(Показать портрет Леонардо да Винчи.)
Воспитатель:
- Это портрет Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи итальянский художник: живописец, скульптор, архитектор; учёный, изобретатель, писатель, музыкант. Один из известных представителей искусства. А картина, с которой я хочу вас познакомить называется «Джоконда», или как её ещё называют «Мона Лиза». «Мона Лиза» - это первый в истории западноевропейской культуры психологический портрет. Художник поставил перед собой задачу – при полной внешней неподвижности модели передать движение её души. Кто изображён на картине?
Дети:
- На картине изображена женщина.
Воспитатель:
- Значит это портрет какой?
Дети:
- Это портрет женский.
Воспитатель:
- Ребята, рассмотрите портрет внимательно.
Глядя на картину, создаётся впечатление, что мы видим живого человека.
Глаза имеют тот блеск, какой обычно есть у живого человека. Ресницы изображены с большой естественностью. Нос кажется живым. Улыбка столь приятна, что кажется будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое лицо. В углублении шеи, при внимательном взгляде, можно видеть биение пульса. Руки дополняют характеристику. Улыбка Джоконда загадочная и неповторимая.
- Как она улыбается ?
Дети:
- Она чуть улыбается, задумчиво, мечтательно, немного грустно.
Воспитатель:
- Мона Лиза изображена на фоне пейзажа. Что вы видите вокруг?
Дети:
- Я вижу далёкие горы, небо, реку, деревья – всё слегка подёрнуто холодной дымкой.
Воспитатель:
- Ребята, скажите, какое время суток и время года изображено на картине?
(Ответы детей.)
Воспитатель:
- На заднем плане написан пейзаж, по которому нельзя ничего определить: какое время суток изображено – вечер, утро, ненастный день или светлая ночь. Невозможно определить время года и место: то ли это горы, то ли это пустыня.
Воспитатель:
- Леонардо да Винчи нарисовал портрет так, как будто Джоконда смотрит на нас, а не мы на неё. В её лице необычное выражение, которое меняется всё время. О загадочной улыбке Джоконды люди будут говорить ещё столетия.
Ребята, вам понравилась картина Леонардо да Винчи? Какие эмоции у вас она вызвала? (Ответы детей.)
Д/и «Фоторобот»
(Из отдельных частей лица дети составляют фоторобот, описывают полученный портрет.)
Итог.
Воспитатель:
- О чем мы сегодня говорили?
Дети:
- Мы говорили о живописи.
Воспитатель:
- Назовите жанры живописи.
Дети:
- Пейзаж, натюрморт, портрет.
Воспитатель:
- Какие виды портретов вы запомнили?
Дети:
- Групповой, индивидуальный, жанровый, прогулочный, исторический, шарж.
Воспитатель:
- Какую картину мы сегодня рассматривали.
Дети:
- Мы рассматривали картину «Мона Лиза» («Джоконда»).
Воспитатель:
- Кто её написал?
Дети:
- Её написал Леонардо да Винчи.
Воспитатель:
- Что вам понравилось больше всего в этой картине?(Ответы детей).
Воспитатель:
- Может быть кто – то из вас тоже станет великим художником и создаст неповторимый образ своей Джоконды.