12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Камбиева Надежда Анатольевна746
Россия, Луганская Народная Респ., город Луганск
2

Конспект занятия по художественно - эстетическому развитию на тему: «Мир изобразительного искусства. Рассматривание репродукции картины Леонардо да Винчи «Джоконда»

 Конспект занятия по художественно – эстетическому развитию в старшей группе на тему «Мир изобразительного искусства. Рассматривание репродукции картиныЛеонардо да Винчи «Джоконда»

Цель: Познакомить детей с картиной великого итальянского художника Леонардо да Винчи « Джоконда». Закрепить знания о профессии художника. Систематизировать знания о жанрах живописи: натюрморт, пейзаж, портрет. Расширить знания о видах портрета (индивидуальный, групповой, жанровый, исторический, прогулочный, шарж). Формировать у детей положительный эмоциональный отклик к произведения изобразительного искусства. Развивать мышление, воображение, логику, интерес к произведениям искусства.

Словарь: художник, жанр живописи, натюрморт, пейзаж, портрет, виды портрета: индивидуальный, групповой, жанровый, исторический, прогулочный, шарж.

Предварительная работа: беседы о видах искусства: пейзаж, натюрморт, портрет. Рассматривание различных картин и репродукций (Левитан «Золотая осень», Кончаловский «Персики», Агрунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме» и других). Рисование натюрморта, пейзажа, портрета.

Оборудование: посылка, репродукции картин (Левитан «Золотая осень», Кончаловский «Персики», Агрунов «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме», Леонардо да Винчи « Джоконда»), портрет Леонардо да Винчи, дидактические игры: «Найди лишнюю картину по жанру», «Виды портретов», «Найди такой же силуэт», «Фоторобот».

Ход занятия.

Добрый день, добрый час!

Как я рада видеть вас.

Друг на друга посмотрели,

Улыбнулись, тихо сели.

Воспитатель:

- Ребята, нам прислали посылку. Интересно посмотреть, что там лежит?

Дети:

- Да!

Воспитатель:

- Но сначала отгадайте мою загадку:

У меня есть карандаш,

Разноцветная гуашь,

Акварель, палитра, кисть

И бумаги плотный лист,

А ещё мольберт – треножник

Потому, что я …

Дети:

- Художник.

Воспитатель:

- Молодцы, правильно отгадали! Так скажите, кто же такой художник?

Дети:

- Человек, который рисует картины.

Воспитатель:

- А теперь давайте посмотрим, что находится в этой посылке.

(По очереди воспитатель достаёт предметы: лист бумаги, кисть, краски, палитру, дети называют их).

Воспитатель:

- Кому нужны все эти предметы?

Дети:

- Эти предметы нужны художнику.

Воспитатель:

- Для чего нужны эти предметы художнику?

Дети:

- Они нужны художнику, чтобы нарисовать картины.

Воспитатель:

- Как вы думаете, ребята, где хранятся картины?

Дети:

- Картины хранятся в музее, в картинных галереях.

Воспитатель:

- Правильно, в музее потом делают выставки картин. Туда можно пойти и посмотреть на них. Что изображают художники на своих картинах?

Дети:

- Художники рисуют природу, людей, различные предметы.

Воспитатель:

- Дети, сегодня я вас приглашаю побывать в гостях у картин. Для этого мы отправимся на художественную выставку. Закройте глаза и повторите: «Раз, два, три – вот и на выставке мы.»

- Но, чтобы увидеть картины вам необходимо ответить на вопрос: «Что такое жанр живописи? (ответы)

Воспитатель:

- Послушайте точное определение, которым пользуются художники. Жанр живописи – это вид художественных произведений с определённым сюжетом, художественными образами, передаваемые художниками с помощью красок.

(Выставить три картины разного жанра: пейзаж, натюрморт, портрет.)

Воспитатель:

- Ребята, послушайте стихи и скажите, к какой картине они относятся.

Если видишь на картине чашку кофе на столе

Или море в большом графине, или розу в хрустале,

Или бронзовую вазу, или грушу, или торт,

Или все предметы сразу.

Знай, что это?

Дети:

- Натюрморт.

Воспитатель:

- Какая из картин является натюрмортом?

Дети:

- Картина Кончаловского «Персики».

Воспитатель:

- Слушаем следующее стихотворение:

Если видишь на картине,

Нарисована река

Или ель и белый иней,

Или сад и облака,

Или снежная равнина,

Или поле и шалаш,

Обязательно картина называется…

Дети:

- Пейзаж.

Воспитатель:

- На какой картине изображён пейзаж?

Дети:

- На картине Левитана «Золотая осень».

Воспитатель:

- И последнее стихотворение послушайте:

Если видишь, что с картины

Смотрит кто – нибудь из нас,

Или принц в плаще старинном,

Или даже верхолаз,

Лётчик или балерина,

Или Колька твой сосед,

Обязательно картина называется…

Дети:

- Портрет.

Воспитатель:

- Какая картина относится к портретной живописи?

Дети:

- Картина Агрунова «Портрет неизвестной крестьянки в русском костюме».

Д/и «Найди лишнюю картинку по жанру»

(Из четырёх предложенных в ряду репродукций закрыть лишнюю (не соответствующую заданному жанру).

Физминутка.

«Юные волшебники»

Раз – подняться, потянуться.

Два – согнуться, разогнуться.

Три – в ладоши три хлопка,

Головою три кивка.

На четыре – руки шире,

Пять – руками помахать,

Шесть – тихонечко присесть.

Будем дружно рисовать

И картины создавать.

Воспитатель:

- Ребята, что же такое портрет?

Дети:

- Портрет – это изображение конкретного человека, передающее его неповторимые особенности: строение лица, черты характера.

Воспитатель:

- Существует несколько разновидностей портретов. И с некоторыми видами портретов я хочу вас сегодня познакомить. Послушайте внимательно, какие виды портретов есть.

Индивидуальный портрет – это портрет, на котором изображён один человек.

На групповом портрете изображена группа людей.

Жанровый портрет, на нём изображена группа людей, которые выполняют какие – то действия, в этой картине прослеживается сюжет.

Исторический портрет, на нём изображена историческая личность: царь, полководец, император.

Есть прогулочный портрет. Это когда художник фигуру человека делает частью пейзажа.

Шарж – это весёлый, смешной, добрый рисунок.

Д/и «Виды портретов»

(Воспитатель называет жанр портрета, дети показывают соответствующую картинку, объясняют свой выбор.)

Воспитатель:

- Ребята, как называется портрет, на котором изображена женщина?

Дети:

- Женский.

Воспитатель:

- Как вы думаете, на мужском портрете кто изображён?

Дети:

- На мужском портрете изображён мужчина.

Воспитатель:

- А если художник нарисовал портрет ребёнка, то это какой портрет?

Дети:

- Это детский портрет.

Д/и «Найди такой же силуэт»

(Дети находят такой же силуэтный профиль, называют те признаки, по которым узнали и определили силуэт. Предложить детям определить, какой силуэт мужской, какой женский, а какой детский.)

Воспитатель:

- Ребята, сегодня я хочу вас познакомить с одной картиной известного итальянского художника Леонардо да Винчи.

(Показать портрет Леонардо да Винчи.)

Воспитатель:

- Это портрет Леонардо да Винчи. Леонардо да Винчи итальянский художник: живописец, скульптор, архитектор; учёный, изобретатель, писатель, музыкант. Один из известных представителей искусства. А картина, с которой я хочу вас познакомить называется «Джоконда», или как её ещё называют «Мона Лиза». «Мона Лиза» - это первый в истории западноевропейской культуры психологический портрет. Художник поставил перед собой задачу – при полной внешней неподвижности модели передать движение её души. Кто изображён на картине?

Дети:

- На картине изображена женщина.

Воспитатель:

- Значит это портрет какой?

Дети:

- Это портрет женский.

Воспитатель:

- Ребята, рассмотрите портрет внимательно.

Глядя на картину, создаётся впечатление, что мы видим живого человека.

Глаза имеют тот блеск, какой обычно есть у живого человека. Ресницы изображены с большой естественностью. Нос кажется живым. Улыбка столь приятна, что кажется будто бы созерцаешь скорее божественное, нежели человеческое лицо. В углублении шеи, при внимательном взгляде, можно видеть биение пульса. Руки дополняют характеристику. Улыбка Джоконда загадочная и неповторимая.

- Как она улыбается ?

Дети:

- Она чуть улыбается, задумчиво, мечтательно, немного грустно.

Воспитатель:

- Мона Лиза изображена на фоне пейзажа. Что вы видите вокруг?

Дети:

- Я вижу далёкие горы, небо, реку, деревья – всё слегка подёрнуто холодной дымкой.

Воспитатель:

- Ребята, скажите, какое время суток и время года изображено на картине?

(Ответы детей.)

Воспитатель:

- На заднем плане написан пейзаж, по которому нельзя ничего определить: какое время суток изображено – вечер, утро, ненастный день или светлая ночь. Невозможно определить время года и место: то ли это горы, то ли это пустыня.

Воспитатель:

- Леонардо да Винчи нарисовал портрет так, как будто Джоконда смотрит на нас, а не мы на неё. В её лице необычное выражение, которое меняется всё время. О загадочной улыбке Джоконды люди будут говорить ещё столетия.

Ребята, вам понравилась картина Леонардо да Винчи? Какие эмоции у вас она вызвала? (Ответы детей.)

Д/и «Фоторобот»

(Из отдельных частей лица дети составляют фоторобот, описывают полученный портрет.)

Итог.

Воспитатель:

- О чем мы сегодня говорили?

Дети:

- Мы говорили о живописи.

Воспитатель:

- Назовите жанры живописи.

Дети:

- Пейзаж, натюрморт, портрет.

Воспитатель:

- Какие виды портретов вы запомнили?

Дети:

- Групповой, индивидуальный, жанровый, прогулочный, исторический, шарж.

Воспитатель:

- Какую картину мы сегодня рассматривали.

Дети:

- Мы рассматривали картину «Мона Лиза» («Джоконда»).

Воспитатель:

- Кто её написал?

Дети:

- Её написал Леонардо да Винчи.

Воспитатель:

- Что вам понравилось больше всего в этой картине?(Ответы детей).

Воспитатель:

- Может быть кто – то из вас тоже станет великим художником и создаст неповторимый образ своей Джоконды.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.