Конспект открытого занятия по художественно-эстетическому развитию «Портрет мамы»
Конспект
образовательной ситуации в старшей группе «Ладушки»
«Мамин портрет»
ОО «Художественно – эстетическое развитие» (Восприятие изобразительного искусства.
Изобразительная деятельность. Рисование)
Келеушева Изабелла Гагиковна
воспитатель высшей квалификационной категории
МБДОУ «Детский сад № 17 «Ромашка" общеразвивающего вида
с приоритетным осуществлением деятельности по художественно-эстетическому развитию детей» г.Ессентуки
Описание работы
Разработанный конспект НОД на тему «Мамин портрет» будет полезен воспитателям старшего дошкольного возраста для проведения образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию, изобразительной деятельности в преддверии Дня Матери или 8 Марта.
В данной разработке используются следующие виды детской деятельности: восприятие изобразительного искусства (знакомство с картиной «Мадонна Лита» Леонардо да Винчи) и рисование портрета.
Основной вид деятельности: совместная деятельность
Виды детской деятельности: восприятие изобразительного искусства, изобразительная деятельность (рисование).
Форма проведения: Мастер – класс, мастерская художника
Интеграция содержания образовательных областей: «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие», «Социально- коммуникативное развитие».
Задачи работы с детьми.
Закрепить знания о жанрах живописи: пейзаж, портрет, натюрморт. В ходе знакомства детей с произведениями живописи учить понимать, как художник передаёт свой замысел путем использования цвета, тонов и оттенков в зависимости от того, что изображает.
Вызвать у детей желание нарисовать портрет мамы, передать в рисунке некоторые черты ее облика (цвет глаз, волос, прическу).
Воспитывать чувство любви к матери через приобщение к произведениям искусства, в которых главным является образ женщины-матери.
Развивать у детей эстетическое восприятие, эмоционально откликаться на художественный образ в картине.
Оборудование и художественный материал:
Презентация «Мама дорогая» (http://viki.rdf.ru/item/2160/download)
Презентация по ходу проведения образовательной ситуации:
- Слайды с изображениями картины Леонардо да Винчи «Мадонна Лита» («Мадонна с младенцем»);
Акварель, гуашевые краски, масляная пастель, акварельные карандаши, кисточки разных размеров, стаканчики с водой, салфетки тканевые и бумажные.
Музыкальный ряд: аудиозапись классической музыки для фонового сопровождения изобразительной деятельности.
Предварительная работа:
Рассматривание репродукций, рисование портретов в совместной и самостоятельной деятельности.
Ход образовательной ситуации:
Воспитатель: Ребята, попробуйте отгадать загадку:
Кто вас, дети крепко любит?
Кто жалеет, кто целует,
Кто заботится, ласкает
Нежно на руках качает,
Песни добрые поет,
Утром в детский сад ведет?
- Правильно, я прочитала строки, посвященные нашим мамам. А кто догадался, почему я завела разговор про мам? Правильно догадались, в ноябре во многих странах отмечается День Матери, и наша страна Россия тоже отмечает этот праздник. Люди поздравляют своих мамочек, приезжают к ним в гости, дарят подарки, садятся все вместе за праздничный стол и пробуют приготовленное мамами угощение.
Слово «мама» - одно из самых древних на земле и почти одинаково звучит, на разных языках народов мира. Все люди почитают и любят своих мам.
Ребята, а как вы думаете, обрадовалась бы ваша мама, если бы ей преподнесли в подарок ее портрет? Я бы точно была бы очень рада и расцеловала бы своих детишек за такой подарок. А вы как думаете? (Дети поддерживают предложение нарисовать портреты для мам).
Прежде чем рисовать портрет мамы, рассмотрим портреты матерей с детьми, которые изображены на картинах художников. Многие художники в своих картинах прославляли тему материнства и писали картины про мам.
Просмотр презентации «Мама дорогая». (http://viki.rdf.ru/item/2160/download/)
Физкультминутка. «Далеко от мамы"
Далее на экране слайд с изображением «Мадонны Литы», картины итальянского художника Леонардо да Винчи. (Презентация по ходу образовательной ситуации).
Ребята, эта картина называется «Мадонна с младенцем». Написана она 500 лет назад знаменитым итальянским художником Леонардо да Винчи.
Вглядитесь в лицо матери.
- Какое оно?
- Что выражает взгляд матери? О чём она думает?
- А может мама мечтает о будущем своего малыша? Каким она его представляет? (ответы детей)
Обратите внимание на руки женщины.
- Как она держит малыша?
- Можно сказать, что младенец и его мама счастливы?
Ребята, эта картина находится в нашей стране, в городе Санкт – Петербурге, в знаменитом музее, который называется Эрмитаж. У картины всегда останавливается очень много людей, чтобы полюбоваться на нее. И если вы с родителями будете в Санкт - Петербурге, то попросите сходить вместе в Эрмитаж, чтобы увидеть эту чудесную картину.
- Ребята, я тоже мама, у меня тоже есть дети, я их очень люблю. И думаю, что и они меня любят и не забудут поздравить с Днем Матери.
Ну, а мы сегодня с вами решили мамам приготовить сюрприз.
Приглашаю вас в мастерскую художника.
Воспитатель с детьми произносят слова с движениями:
В руки кисточки возьму, (Плавно ведем рукой влево и вправо)
В мир волшебный попаду. (Раскрываем широко руки вверх и в стороны)
Эй, художник в мастерской,
Двери нам скорей открой! (Хлопаем в такт в ладоши)
Ребята, мы сегодня – художники – портретисты. Прошу вас серьезно отнестись к написанию портрета.
Возьмите бумагу, мы уже наложили фон накануне. Все подготовьте к рисованию.
Предлагаю на минутку закрыть глаза и вспомнить образ своей мамы. Вспоминаем мамины глаза, мамину прическу, улыбку.
Напомните, с чего мы начнем? Цветным карандашом черного цвета нарисуем овал лица и шею.
1. Нарисуем овалы глаз. Вспомним какого цвета у мамы глаза. В овалах глаз нарисуем круги -это радужка и чёрные зрачки посередине. Прорисуем реснички и брови.
2. По середине лица нарисуем нос. Какой формы он у твоей мамы?
3. А также вспомним форму губ своей мамы. И цвет её любимой помады.
4. Рисуем волосы. Какой цвет нам нужен для причёски? Если мама блондинка, то жёлтый. А если брюнетка, то коричневый. Бывают также рыжие, чёрные волосы.
8. Изображаем одежду. Любимые мамины украшения не забудем. И портрет готов!
По окончании работы: Какие красивые портреты получились у вас. Как вы думаете, узнают ли ваши мамы себя на портрете? (ответы детей, по каким качествам и отличительным чертам).
Рисовать портрет непросто:
Сначала делали наброски.
Дальше краски мы смешали
И лицо нарисовали.
Вот глаза, и нос, и губы.
Над глазами брови-дуги.
Мама, глядя на рисунок,
Улыбнется вам в ответ:
- Вот спасибо! Мне приятно
Получить такой портрет.
Каждый из вас старался нарисовать портрет своей мамы, и все мамы на портретах получились очень красивыми. Мамы будут очень довольны. Молодцы.