Конспект занятия по изобразительному творчеству на тему: «Иллюстрирование стихотворения Д. И. Хармса «Удивительная кошка»
муниципальное бюджетное учреждение дополнительного образования
Центр развития творчества детей и юношества
Конспект занятия по изобразительному творчеству на тему:
«Иллюстрирование стихотворения Д. И. Хармса
«Удивительная кошка»
Разработала: педагог дополнительного образования
Некрасова Вероника Викторовна
г. Воронеж, 2024 г.
Цель урока: Развитие художественно-образного мышления обучающихся, способствование воспитанию интереса к литературе.
Задачи:
Личностные:
Развитие эстетического сознания через освоение творческой деятельности.
Способствованию воспитанию интереса к литературе и творчеству художников-иллюстраторов детских книг.
Метапредметные:
Развитие пространственного и визуального мышления.
Закрепление навыков мыслительных операций.
Закрепление умения формулировать цели и задачи обучения самостоятельно.
Развитие коммуникативных навыков.
Предметные:
Развитие художественно-образного мышления.
Закрепление навыков работы акварельными красками.
Знакомство с творчеством-художников-иллюстраторов.
Развитие художественного вкуса.
Тип занятия: Комбинированное занятие
Оборудование:
Для учителя: подборка фотографий и репродукций иллюстраций по теме урока.
Для учащихся: альбомы, карандаши, стирательные резинки, кисти, акварельные краски, ёмкости для воды, салфетки, гелевые ручки.
План урока (1 часть):
Организационный момент – 1 мин.
Повторение: понятие «иллюстрация» - 3 мин.
Сообщение темы, цели урока, вступительное слово – 6 мин.
Практическая работа – 32 мин.
Итог урока – 3 мин.
Ход урока:
Оформление доски: на доске расположены: портрет Д. И. Хармса, репродукции иллюстраций к его стихотворению, фотографии кошек, городских пейзажей, репродукции иллюстративных изображений кошки и городских пейзажей.
Организационный момент.
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку.
Повторение.
На прошлых занятиях мы познакомились с понятием «иллюстрация» и творчеством художников-иллюстраторов.
Что такое «иллюстрация», в чём её специфика? Каких художников-иллюстраторов вы знаете?
Книжные иллюстрации являются наглядным изображением, раскрывающим и дополняющим текст. Художник-иллюстратор создаёт выразительные художественные образы, которые помогают читателю понять и представить текст произведения. Прежде чем приступить к работе, художник собирает теоретическую информацию, продумывает общий замысел иллюстрации, образ главного персонажа, а также выполняет эскизы и макет будущей книги. Иллюстратор выбирает технику исполнения для своей работы, художественно-выразительные средства, цветовую гамму и общее настроение иллюстраций.
Сообщение темы, цели урока, вступительное слово.
Сегодня на уроке вы побываете в роли иллюстраторов детской книги.
Мы создадим иллюстрации к стихотворению Д. И. Хармса «Удивительная кошка».
Даниил Иванович Хармс — писатель и поэт, живший в Санкт-Петербурге в первой половине XX века. Даниил Иванович сотрудничал с детскими журналами «Ёж» и «Чиж», «Сверчок», «Октябрята», где публиковались его стихи, рассказы, подписи к рисункам, шуточная реклама и головоломки.
В 1938 году им было написано стихотворение «Удивительная кошка»:
«Несчастная кошка порезала лапу -
Сидит, и ни шагу не может ступить.
Скорей, чтобы вылечить кошкину лапу
Воздушные шарики надо купить!
И сразу столпился народ на дороге -
Шумит, и кричит, и на кошку глядит.
А кошка отчасти идет по дороге,
Отчасти по воздуху плавно летит!»
Сегодня на занятии вы создадите иллюстрацию к этому стихотворению.
Давайте рассмотрим иллюстрации профессиональных художников детских книг к этому стихотворению. Какой образ кошки на ваш взгляд наиболее выразителен? А какими средствами художнику удалось этого добиться? А в какой иллюстрации наиболее близко для вашего восприятие передано общее настроение стихотворения?
Итак, приступим к практической работе. На первом этапе вам необходимо разработать линейную композицию иллюстрации данного стихотворения. На втором — выполнить иллюстрацию в цвете.
Кто, на ваш взгляд, является главный персонажем в стихотворении?
Конечно, кошка. Поэтому для начала работы над иллюстрацией вам необходимо создать эскиз главного персонажа. На доске висят фотографии кошек и репродукции иллюстраций с кошками.
Посмотрите, как художники-иллюстраторы создают стилизованные изображения кошки и придумайте своё.
Затем можно будет приступать к линейному эскизу иллюстрации, соблюдая следующие этапы в своей работе:
а) определить расположение главного персонажа;
б) наметить места, где будут располагаться другие объекты;
в) изобразить общие очертания изображаемых объектов;
г) проработать детали.
Практическая работа.
Перейдём к практической работе. Во время практической работы производятся целевые обходы с целью индивидуальных пояснений, контроля за выполнением задания, эстетичностью и завершённостью работы.
Итог урока
Итак, ваши линейные эскизы готовы. Давайте их рассмотрим. У кого получились наиболее интересные и оригинальные композиции? Кому необходимо доработать эскиз? После перемены мы продолжим нашу работу и оживим эскизы яркими красками!
План урока (2 часть):
1. Организационный момент – 2 мин.
2. Повторение: технические приемы работы с акварельными красками - 5 мин.
3. Практическая работа – 35 мин.
4. Итог урока – 3 мин.
Ход урока:
Организационный момент.
Дежурные раздают на каждую парту краски, баночки с водой, салфетки.
Повторение.
У вас получились интересные и необычные линейные эскизы. Теперь нам необходимо оживить их красками. Работать будем акварелью. Давайте вспомним основные технические приемы работы с акварелью: «влажным по влажному», такой приём подразумевает нанесение краски мокрой кистью на смоченную водой поверхность бумаги; «влажным по сухому», в этом случае краска наносится влажной кистью на сухой лист, после чего бумага должна полностью просохнуть; «сухим по сухому», краска наносится сухой кистью на сухую бумагу.
Как вы считаете в работе над чем лучше использовать метод «влажным по влажному»? А для чего нам подойдут методы методы «влажным по сухому» и «сухим по сухому»?
Первый метод лучше использовать для больших пространств — неба, дороги; вторым — можно прорисовать детали: элементы архитектуры, одежду людей; третий способ идеально подойдет для изображения фактуры шерсти кошки.
Помните, что работу необходимо вести последовательно — переходить от больших объемов к средним, а в конце прорабатывать самые маленькие детали. После того как ваши иллюстрацию высохнут, вы можете добавить им выразительности с помощью черной гелевой ручки.
3. Практическая работа.
Перейдём к практической работе. Во время практической работы производятся целевые обходы с целью индивидуальных пояснений, контроля за выполнением задания, эстетичностью и завершённостью работы.
4. Итог урока
Итак, работа закончена. Рассмотрим иллюстрации. У кого получились наиболее интересные и оригинальные образы? А чьи работы могли бы украсить настоящую книгу? Сегодня на уроке вы побывали в роли иллюстраторов, научились создавать персонажа литературного произведения и самостоятельно создали иллюстрации. На следующем занятии мы продолжи иллюстрировать ваши любимые стихотворения! Выставка работ учащихся.
Данное занятие было проведено на базе МБУДО ЦРТДиЮ Ленинского района г. Воронеж.
На занятии присутствовало 8 человек (всего в объединении занимается 10 детей в возрасте от 7 до 10 лет). Предложенная тема вызвала у учащихся неподдельный интерес и эмоциональный отклик: кто-то посочувствовал персонажу стихотворения, кто-то уловил юмор и оригинальность мысли, что подтверждает актуальность расширения списка произведений, иллюстрируемых на занятиях изобразительным искусством.
Все учащиеся справились с задачей: дети младше (7-8 лет) изобразили простые композиции, в которых отчетливо улавливается влияние просмотренных репродукций, однако привнесли свои детали; для работ учащихся в возрасте 10 лет характерны более интересные и оригинальные образы.
Следует выделить работу Полины К.
Рисунок 8 - «Удивительная кошка».
Полине 10 лет, и она занимается рисованием в центре творчества с семи лет. Её работа наиболее оригинальна и технически правильна. Полина придумала интересную композицию: кошка представлена крупным планом в полете, внизу город, расположенный на спине у тигра. В рисунке очень много интересных деталей: летающий домик, животные-врачи. Работа показывает развитое образное мышление, способное на формирование оригинальных образов, и развитое пространственное мышление: хороший уровень мелкой моторики, выраженный в способности проводить тонкие линии, чувство пропорции.
иллюстрированию стихотворений Даниила Ивановича Хармса.