12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Елена468
Педагог дополнительного образования студии изобразительного искусства. Стаж более 35 лет.
Россия, Мордовия респ., Саранск

Муниципальное учреждение дополнительного образования

«Центр эстетического воспитания детей»

Республика Мордовия, город Саранск





Конспект занятие

по изобразительному искусству на тему:

«Городской пейзаж»

(живописная работа)

(для детей 8 - 12 лет)


t1648006574aa.jpgПодготовила:

педагог дополнительного образования

студии изобразительного искусства

Павельева Елена Федоровна

Саранск 2022

Тема урока: «Городской пейзаж» (живописная работа).

Цели урока:

- познакомить с законами перспективы при изображении городского пейзажа, и методами работы живописными материалами;

- научить видеть средства выразительности линии, которые используют при изображении деревьев в городском пейзаже;

- способствовать развитию навыков в передаче пропорций сложных по форме предметов, навыков композиционного решения рисунка и яркого живописного решения;

- закреплять умение рисовать городского пейзажа, передавая в работе неповторимую красоту;

- способствовать воспитанию любви к достопримечательностям городского пейзажа.

Задачи: формирование навыков работы акварелью, гуашью;  развитие способности к творческому самовыражению; воспитывать бережное отношение к работе.

Оборудование: лист бумаги, карандаш с ластиком, поэтапное выполнение работы, акварель или гуашь.

Задание: составить композицию на заданную тему.

Ссылка: изображение городского пейзажа.

https://youtu.be/MU_RL7WolJI

https://youtu.be/1RHRZu8Vad0

https://youtu.be/ZEmDdAh4Fos

https://youtu.be/vxvt9a-i8N8

https://youtu.be/n_ShizqrG4g






План занятия.

I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Проверка готовности к уроку.

Необходимо подготовить рабочее место и принадлежности к занятию.

Приготовить лист бумаги, простой карандаш, ластик, палитра, акварель или гуашь.

III. Изучение нового материала.

а) познакомить учащихся с художественными материала, необходимые для данной работы.

б) выбор формата и композиции на листе бумаги.

в) эскиз работ по теме.

г) живописное решение работы.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

Индивидуальная помощь учащимся.

V. Итог занятия.

Выставка работ учащихся.

Ход занятия.


I. Организационный момент.

Приветствие.

II. Проверка готовности к уроку.

Необходимо подготовить рабочее место и принадлежности к занятию.

1t1648006574ab.gif . Приготовить лист бумаги, простой карандаш, ластик.

t1648006574ac.gif





Горизонтально Вертикально

2. Провести линию горизонта.

Выше линии горизонта изображаем горы, лес в дали, используя законы перспективы. На переднем плане деревья, дома и другие предметы большие, на заднем плане маленькие. По мере удаления предметов на плоскости происходит перспективное удаление и уменьшение предметов в с городском пейзаже.

3. Когда эскизная работа закончена необходимо, выбрать технику исполнения, т.е. акварель или гуашь.

4. Яркое живописное решение работы.

5. Выставка и анализ работ учащихся.

III. Изучение нового материала.

1. Составление композиции работы.

Композиция — способ организации рисунка, объединения различных элементов в рисунке. Эти элементы — цвет, тон, фактура, размер, форма и положение изображаемого предмета. Для поиска композиции делается эскиз.

В хорошо продуманной композиции внимание в первую очередь привлекается выделяющейся, необычной формой или цветом, затем, благодаря удачному построению, взгляд исследует всю работу, находя все новые интересные элементы.

Когда какая-либо из частей картины становится доминирующей, глаз фокусируется исключительно на этой области и теряется общая гармония произведения. Настоящий художник учитывает все аспекты композиции, стремясь достичь равновесия во всем.
Равновесие в художественном смысле — не зеркальное отражение или точное подобие, а, скорее, тот не совсем идеальный баланс, который мы находим в природе.

Цвет особенно важен, когда работаем исключительно акварелью или гуашью в живописи. И, наконец, последнее, на, чем останавливается взгляд, — спокойные, не проработанные белые участки картины. Знание этого можно использовать при компоновке рисунка, заставляя более темные области и объекты играть роль своеобразного скоростного шоссе, приводящего зрителя к наиболее важным предметам и интересным местам. Позаботьтесь о том, чтобы ни один тон и ни одна фактура не были доминирующими в композиции.

Позитивные формы — это предмет и отбрасываемая им тень. Негативные формы пространство, окружающее объект. Как позитивное, так и негативное пространство есть во всех художественных произведениях, и то, и другое играют важную роль в композиции.

Формы различаются по очертаниям и размеру, привнося интересные моменты в произведение. Во всякой композиции должно быть идеальное равновесие следующих элементов: объектов, расположенных вертикально; расположенных горизонтально; фигур, симметричных относительно центра, таких как круги и прямоугольники.
Следует также найти золотую середину в сочетании прямых и запутанных линий. Прямые линии четко направляют взгляд, в то время как изогнутые не так быстро привлекают внимание, зато долго его удерживают.
Избегайте решительных, энергичных, прямых линий, выходящих за пределы рабочей поверхности; они отвлекают внимание от композиции.

Когда нужно поместить основной, главный объект в непосредственный центр композиции, либо сдвиньте его слегка в сторону, либо прибавьте к нему по бокам главного пару второстепенных предметов. Такая организация рисунка поможет сохранить его цельность и предотвратит разделение композиции на части.

t1648006574ad.jpg

(Фото 1)

2. Поэтапное выполнение работы.

Учимся рисовать красивые пейзажи карандашами.

Первым шагом становится определение линии горизонта. Данная линия играет большое значение по вопросу создания перспективы городского пейзажа. Зачастую, именно на линию горизонта наносятся деревья. Далее нужно выделить первостепенные объекты для рисования и второстепенные. Производится обозначение самых крупных объектов контуром. Если на картине присутствует здания или другие предметы городского пейзажа, рисование начинается с определения высоты и ширины сооружения. Только после этого последует уточнение деталей рисунка. Это же правило касается и создания иных деталей городского пейзажа, основная используемая техника – переход от общего к частному.

После прорисовки более мелких деталей следует определить, где находится источник света. Потому что далее необходимо будет произвести работу со светотенью. При помощи цвета изображенные рисунки приобретают объем. Следует отметить, что рисование оказывает благотворное влияние на здоровье человека. Происходит развитие координации, улучшается мелкая моторика пальцев, что положительно сказывается на развитии памяти человека. Особенное влияние подобное занятие оказывает на общее психологическое состояние человека. Благодаря рисованию получится освободиться от накопившегося стресса. Происходит явное развитие волевых качеств личности.

Виды городских пейзажей.

Иллюстративный “открыточный” стиль характеризуется определенной упрощенностью форм, декоративностью, “идеальностью” пейзажей.

Все эти особенности делают данную акварельную технику идеальной для выполнения начинающими.

Эти пейзажи «вне времени» - они были и будут. Как идеальное воплощение ума архитектора - идеальная архитектура в идеальном ландшафте!

ПЕЙЗАЖ-ОТКРЫТКА.

t1648006574ae.jpg

(Фото 2)

t1648006574af.jpg

(Фото 3)

ПЕЙЗАЖ, КАК ЖУРНАЛЬНАЯ ИЛЛЮСТРАЦИЯ.

Этот стиль графичен, ярок и эмоционален. Его отличает романтический подход к выбору сюжета: любование геранью на окнах, велосипедами, потрескавшейся штукатуркой старых европейских городов.

Такие картинки похожи на скетчи – зарисовки. Как будто художник, проезжая мимо, очень быстро набросал в своем альбомчике приглянувшийся уголок города. Вместо снимка на память.

t1648006574ag.jpg

(Фото 4)

t1648006574ah.jpg (Фото5)

ПЕЙЗАЖ С "ГОВОРЯЩИМИ" ЛИНИЯМИ.

В этой графической технике основными средствами являются силуэт пятна и выразительная линия. Художнику-акварелисту просто необходимо виртуозно владеть подобными средствами. 

Технике присущи и динамика современного города, и романтика ретро, и легкая небрежность, которую я бы назвала свободой. Свободой, которая позволяет легко рисовать такие пугающие начинающих элементы, как автомобили, оживленные улицы, высотные дома.

t1648006574ai.jpg(Фото 6)


t1648006574aj.jpg(Фото 7)


t1648006574ak.jpg(Фото 8)


ПЕЙЗАЖ-ЗАРИСОВКА.

Городской пейзаж — это не только картины. Это еще и зарисовки, скетчи с натуры. Ведь отправляясь в неизвестный город, к примеру, у нас совсем мало времени для того, чтобы его написать акварелью. А вот сделать графическую зарисовку и подкрасить ее акварелью — это недолго.

В данной технике ведущую роль играет рисунок, штрих и изображение фактуры. Цвет в таких случаях играет второстепенную роль.

t1648006574al.jpg (Фото 9)

t1648006574am.jpgt1648006574an.jpg

(Фото 10) (Фото 11)

ДЕКОРАТИВНЫЙ ПЕЙЗАЖ.

Графические акварельные изображения мы встречаем не только на открытках, но еще в книжках и мультфильмах. Такие иллюстрации очень декоративны. Они могут быть очень простыми и стилизованными по форме. 

Подобные работы нужно выполнять аккуратно и тщательно, дотошно выкрашивая каждый участок изображения. Если терпение и педантичность присуще вашей натуре, то, думаю, этот стиль вам понравится.

t1648006574ao.jpg(Фото 12)

t1648006574ap.jpgt1648006574aq.jpg

(Фото 13) (Фото 14)

 ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ В ТЕХНИКЕ ГРИЗАЙЛЬ.

Монохромные (одноцветные) пейзажи – это не только красивое ретро.

Монохромная живопись помогает научиться чувствовать тон. А правильно подобранный тон – это залог реалистичности ваших картин. 

Второе название подобных изображений – гризайль (от слова gris – серый).  У техники 2 отличительные особенности - монохромность и реализм изображений.

t1648006574ar.jpg(Фото 15)

t1648006574as.jpg(Фото 16)


t1648006574at.jpg (Фото 17)

ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ В СОЛНЕЧНУЮ ПОГОДУ.

Если вы любите яркие краски, и вам близки картины импрессионистов, то эта техника написания городских пейзажей придется вам по душе.

Идея солнечного света здесь является ведущей. Свет рисует форму и объём через тень.  Если вы научитесь правильно обозначать тень на объекте, то, считайте, что вы его уже нарисовали!

В таких пейзажах присутствуют воздух, солнце, движение, жизнь! Среди сюжетов часто встречается изображение оживленных улиц, кафе, рынков.

Работа ведется однослойно, техника а-ля прима – «в один приём». Это значит, что все оттенки подбираются сразу в нужной светлоте и оттенке. Допустима небольшая многослойность в прорисовке мелких деталей.

t1648006574au.jpgt1648006574av.jpg

(Фото 18) (Фото 19)

t1648006574aw.jpg(Фото 20)

ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ В ПАСМУРНУЮ ПОГОДУ.

От свето - теневого контраста солнечных картин перейдем к контрасту в «пасмурных» работах.

Помимо контрастности и манеры широкого письма, таким работам свойственна некая недосказанность.

Мы не видим, что скрывается в этой недосказанности, но «догадываемся», силой воображения воссоздаем недостающие элементы.

t1648006574ax.jpg(Фото 21)

t1648006574ay.jpgt1648006574az.jpg

(Фото 22) (Фото 23)

 КЛАССИЧЕСКИЙ АКВАРЕЛЬНЫЙ ПЕЙЗАЖ.

Техника многослойного письма, которую еще называют классической, основывается на уникальном качестве акварели – прозрачности. 

Работы в этой технике могут быть реалистичны буквально до фотореализма.

Последовательность и множество слоев акварели позволяют художникам создавать иллюзию объема, фактуры различных сред и объектов, глубину и достоверность пространства.

В многослойной технике пишут по сухой бумаге. Каждый следующий слой прокладывают по хорошо просохшему нижнему. 

Благодаря послойному нанесению такая живопись более продуманная, логичная. Она дает возможность прорабатывать сложные фактуры, узоры, мелкие элементы.

Техника классического акварельного письма хорошо подойдет тем, кто любит работать медленно и контролировать процесс создания картины, прописывать детали.

t1648006574ba.jpgt1648006574bb.jpg

(Фото 24) (Фото 25)

t1648006574bc.jpgt1648006574bd.jpg

(Фото 26) (Фото 27)

ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ В ТЕХНИКЕ ПО-СЫРОМУ.

«По-сырому», «по-мокрому», «мокрым по-мокрому» - всё это различные названия письма по увлажнённой бумаге. При этом степень и способ увлажнения бумаги могут быть разными – отсюда и разные названия.

Такая техника прекрасно подходит для передачи волшебства ночи с ее мягким светом, а также водной глади.

t1648006574be.jpg(Фото 28)

Это самая сложная из всех акварельных техник. Она требует отличного чувствования бумаги, акварели, умения продумать ход работы, чтобы потом действовать быстро, смело и уверенно.

Это односложная техника. Она не терпит исправлений. И потому на написание картины может уйти не один лист бумаги.

t1648006574bf.jpg(Фото 29)

t1648006574bg.jpg(Фото 30)

Поэтапное рисование городского пейзажа.

Для того чтобы городской пейзаж получился красивым, необходимо гармонично разместить все объекты в листе, правильно их построить, а затем создать объем с помощью живописных материалов.

а) Намечаем линию горизонта.

Очень важно правильно определить положение линии горизонта в листе, поскольку она влияет на перспективу пейзажа. Часто на линии горизонта находятся горы или деревья.

б) Обозначаем самые крупные объекты рисунка контурами.

На данном этапе важно определить наиболее значимые, основные объекты нашего рисунка. Слегка нажимая на карандаш, обозначим горы, деревья и дома, а также изгибистую дорогу. Для того чтобы нарисовать город, следует наметить сначала общую ширину и высоту, а затем с помощью вертикальных линий наметить основные постройки. Чтобы правильно нарисовать башни — проведем вертикальные оси через середину каждой постройки, это даст нам возможность симметрично изобразить крыши.

в) Уточняем детали рисунка.

Дорисовываем окна и мелкие детали — небольшие деревья рядом с дорогой, забор.

г) Работаем над светотенью.

Чтобы придать нашему рисунку объем — необходимо правильно проложить светотень.

д) Добавляем объема с помощью цвета.

Затемним необходимые участки — в местах оконных проемов, под деревьями, и с теневой стороны зданий, там, где меньше всего попадает свет на объекты.

IV. Самостоятельная работа учащихся.

Составляем эскизы городских пейзажей.

t1648006574bh.jpgt1648006574bi.jpg

(Фото 31) (Фото 32)

t1648006574bj.jpg(Фото 33)


V. Итог занятия.

Выставка работ учащихся.




Интернет источник:

https://narisuem.com/risunok-tushyu-kompoziciya.html

https://art-bogema.ru/uncategorized/kak-risovat-pejzazh-karandashom/

https://naydisebya.ru/risuem-pejzazh-karandashom-poetapno

https://izo-life.ru/gorodskoi-peisazh/

(Фото 1) https://art-bogema.ru/uncategorized/kak-risovat-pejzazh-karandashom/

(Фото 2 – 30) https://izo-life.ru/gorodskoi-peisazh/

(Фото 31) https://prikolnye-kartinki.ru/kartinki/75863-Risunki-karandashom-goroda-mira.html

(Фото 32)https://papik.pro/karandashom/581-gorod-risunok-karandashom-21-foto.html

(Фото 33)https://ru.pngtree.com/freepng/urban-line-draft_5473451.html

(Фото на титульном листе) https://papik.pro/karandashom/581-gorod-risunok-karandashom-21-foto.html


Опубликовано


Комментарии (1)

Спицына Любовь Ивановна, 23.03.22 в 06:51 3Ответить Пожаловаться
С удовольствием окунулась в мир городских пейзажей. Благодарю!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.