Конспект занятия по развитию речи детей 6–8 лет с использованием коллажа на тему «Птицы»
Конспект занятия по развитию речи детей 6 -8 лет с использованием коллажа на тему: «Птицы».
Перед ребёнком кладётся коллаж. Ребёнок вместе с педагогом рассматривает рисунки.
П: Посмотри на коллаж и скажи, кто находится в центре?
Р: Синица, ласточка, пингвин, петух.
П: Верно. А на какие группы можно разделить этих птиц?
Р: На диких и домашних.
П: Молодец. Как ты догадался?
Р: На коллаже слева от птиц нарисован дом и лес. Возле дома живут домашние птицы, а в лесу, это птицы которые живут на воле.
П: Верно. А какие птицы живут рядом с человеком?
Р: Это петух.
П: Да. А каких ты ещё знаешь домашних птиц?
Р: Утка, индюк, курица, гусь.
П: Молодец. А какие птицы живут на воле?
Р: Синица, ласточка, пингвин.
П: А как этих птиц можно ещё сгруппировать?
Р: На зимующих – к ним относится синичка, на перелётных – это ласточка и на птиц севера – это пингвин.
Если ребёнок не знаешь, помогаем ему наводящими вопросами.
П: Умница! Ты сгруппировал птиц правильно. Это значит, как мы их поделили, по какому признаку?
Р: По месту зимования.
Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
П: Верно, каких ты ещё знаешь зимующих птиц?
Р: Ворона, голубь, воробей. Сорока.
П: А каких ты знаешь перелётных птиц?
Р: Журавль, кукушка, грач, утка, аист, цапля.
П: Верно. А каких птиц севера?
Р: Гагара, кайра.
П: Умница. А посмотри на коллаж и скажи, что ты видишь в верхнем левом углу?
Р: Это похоже на пингвина.
П: Да. Это пиктограмма пингвина. А ты знаешь, что такое пиктограмма?
Р: Нет.
П: Это знак, отображающий важнейшие узнаваемы черты объекта, предмета или явления, на которые он указывает.
Р: Теперь буду знать.
П: А как ты думаешь, почему пингвину уделяют большее внимание из всех птиц и его нарисовали ещё раз?
Р: Пингвин единственная птица, которая не умеет летать, но хорошо умеет плавать.
Если ребёнок не знает, поясняем ему.
П: Молодец, более того, это единственная птица, которая ходит стоя.
Р: Очень необычная птица.
П: Да. Посмотри на коллаж и скажи, что находится над синичкой?
Р: Перо.
П: А как это связано с птицами?
Р: Тело всех птиц покрыто перьями, это их отличительный признак.
П: Верно. А ещё перья каждой птицы имеет свою окраску, так мы её и узнаём.
А как с птицами связана клетка?
Р: это жильё птиц. Есть птицы, которых люди держат для красоты, а клетка это часть декорации дома.
Если ребёнок затрудняется, помогаем ему наводящими вопросами.
П: Правильно, а каких птичек можно держать в клетке дома7
Р: Попугаи, канарейка.
П: Умница. Важно! Клетка должна располагаться в хорошо освещаемом месте, но не под прямыми солнечными лучами и не там, где присутствуют сквозняки, а если помещение закрывается, то периодически нужно выпускать пернатого питомца полетать.
Р: Теперь буду знать.
П: А какие ёще картинки на коллаже ещё связаны с жильём птиц?
Р: Это скворечник и гнездо.
П: А чем отличается скворечник от гнезда?
Р: Гнездо птицы строят сами, а скворечник это искусственное гнездо, которое делают для них люди.
П: Верно. А кто живёт в скворечнике?
Р: Скворцы.
П: Да. Скворечник – это гнездовье, которое могут заселить скворцы. Воробьи, мухоловки. Птицы в скворечнике устраивают гнёзда и выводят птенцов. Птицы, живущие рядом, оказывают неоценимую помощь садоводам в борьбе с насекомыми вредителями.
Посмотри на коллаж и скажи, что находится в левом нижнем углу?
Р: Цыплёнок с яйцами.
П: А что это значит, как это связано с птицами? Как ты думаешь?
Р: Птицы высиживают яйца, а потом когда приходит время, яйцо трескается и из него вылупляется птенец.
П: Молодец. А чей это птенец рядом с яйцами и как он называется?
Р: Это цыплёнок, птенец курицы и петуха.
П: Правильно. А как называется птенец ласточки?
Р: Ласточонок.
П: А у пингвина?
Р: Пингвинёнок.
П: А у синички?
Р: Не знаю.
П: У птенца синички не т отдельного названия, его так и называют птенчик синички.
П: Посмотри на коллаж и скажи, что находится справа от клетки?
Р: Червячок.
П: А как связан с птицами червячок?
Р: Это корм птиц.
П: А что ещё на коллаже является едой птиц?
Р: Вишни.
П: Верно. Среди птиц есть вредные для сада, т.е. птицы-вредители. Прежде всего, те же скворцы и воробьи, которые помогают в гнездовое время бороться с насекомыми, к моменту созревания ягод вишни становятся их кормом.
П: А что на картинке находится между клеткой и вишнями?
Р: птенец и бумажный самолёт.
П: А как это связано между собой?
Р: Птицы летают как и самолёты.
П: Верно. А птицы сразу умеют летать?
Р: Нет. Птенцов учат летать взрослые птицы.
П: Да. Птенцы ещё неспособные взлететь, в точности повторяют при беге вверх или вниз движения своих родителей и стоит их крыльям окрепнуть и развиться, как они взмывают в воздух.
Рефлексия.
Педагог убирает коллаж.
П: Вспомни, что было на коллаже?
Р: Птицы.
П: А каких птиц ты запомнил?
Р: Ласточка, пингвин, синичка, петух.
П: Верно, а на какие группы ты их разделил?
Р: Домашние и дикие.
П: А что ещё было на коллаже?
Р: Клетка, гнездо, скворечник.
П: Да, это жильё птиц. А что является пищей птиц?
Р: Вишни и червячки.
П:А чем покрыто тело птиц?
Р: Перьями.
П: Молодец. А почему был нарисован самолёт?
Р: Потому что птицы летают.
П: Умница. Ты хорошо сегодня занимался. Тебе понравилось занятие7
Р: Я много узнал нового и интересного.
П: Хорошо. До встречи.