Конспект занятия деля детей 6–8 лет с использованием коллажа на тему «Роль ударения в нашей речи»
Конспект занятия деля детей 6-8 лет с использованием коллажа на тему: «Роль ударения в нашей речи».
Перед ребёнком кладётся коллаж. Ребёнок вместе с педагогом рассматривает его.
П: Отгадай загадку.
Маленькая собачка,
Свернувшись лежит.
Не лает, не кусает,
А в дом не пускает.
Р: ЗамОк.
П: Напиши слово замок в тетрадь. А теперь посмотри на коллаж и найди замОк.
Ребёнок показывает замок.
П: Посмотри ещё раз на коллаж и скажи, что на нём ты видишь необычного?
Р: Тут ещё есть зАмок.
П: Верно. Запиши это слово в тетрадь через тире. Что ты видишь?
Р: Эти слова одинаковые по написанию.
П: Да. Ты встречал людей близнецов?
Р:Да.
П: Ты наверное помнишь как трудно их отличить друг от друга.
В русском языке тоже есть слова, которые очень похожи друг на друга, но имеют разные значения и произношения и называются эти слова омонимами. Такие как, например наши слова: зАмок-замОк. Теперь давай скажем, какое значение имеют эти слова.
Р: Слово зАмок – это средневековая крепость, а замОК-это средство запора.
П: А как же нам различить эти слова, если они пишутся одинаково?
Р: Они разные по произношению, нужно поставить ударение.
П: Молодец. А что такое ударение?
Р: Это произношение слога в слове с большей силой.
П: Верно, на какой звук может падать ударение?
Р: Только на гласный звук.
П: Умница. Давай поставим ударение в наших словах-близнецах.
Р: зАмок-ударение падает на глазный звук А, а в слове замОК- на звук О.
П: Верно. Видишь, какую важную роль играет ударение в словах-близнецах, если бы его не было, мы бы не могли их отличить.
Посмотри на коллаж и скажи, что находится в правом верхнем углу.
Р: ГвОздики.
П: Запиши в тетрадь слово гвоздики.
П: Поставь ударение в слове.
Р: Ударение падает на звук О.
П: Правильно. А зачем нужны гвоздики?
Р: ГвОздики - это столярный инструмент, необходимый для строительства.
П: Верно. А какая картинка на коллаже подходит к нашему слову-близнецу.
Р: ГвоздИки.
П: Верно. А какое значение имеет слово гвоздИки?
Р: Это декоративные цветы.
П: Правильно запиши слово через тире в тетрадь и поставь ударение.
Р: В слове гвоздИки, ударение падает на звук И.
П: Молодец. Посмотри на коллаж и скажи, что находится в нижнем правом углу?
Р: БЕлки.
П: А какое значение имеет слово бЕлки.
Р: Это дикое животное.
П: Да. Запиши слово в тетрадь и поставь ударение.
Р: Ударение падает на звук Э.
П: Молодец. А почему не на Е, пишется же буква Е.
Р: Да, пишется буква Е, но звука Е нет, а есть звук Э, а если буква Е стоит в начале слова или после ь и ъ разделительных знаков, то буква Е будет обозначать два звука Й и Э.
П: Умница. Какая картинка на коллаже подходит к нашему слову-близнецу?
Р: Белки.
П: Верно. А где находятся бЕлки на коллаже?
Р: В левом нижнем углу.
П: А какое значение имеет слово бЕлки.
Р: Это белки от яйца.
П: А что есть в яйце кроме белков?
Р: Желтки.
П: Запиши слово белки через тире и поставь ударение.
Р: Ударение падает на звук И.
П: Посмотри на коллаж и скажи, что находится между белкАми и зАмком.
Р: СтрелкИ.
П: А кто такие стрелкИ?
Р: СтрелкИ-это воины.
П: Верно, запиши слово в тетрадь и поставь ударение.
Р: Ударение падает на звук И.
П: Посмотри какая картинка на коллаже у нас осталась?
Р: Часы.
П: А что нам показывает время на часах?
Р: СтрЕлки.
П: Правильно. Запиши слово в тетрадь через тире и поставь ударение.
Р: Ударение падает на звук Э.
П: Молодец. Мы все нашли с тобой пары омографов, слов – близнецов.
Рефлексия.
Педагог убирает коллаж. Давай вспомним, что было изображено на коллаже? Какие пары рисунков ты запомнил?
Р: Замок-замОк, стрЕлки-стрелкИ, бЕлки-белкИ, гвОздики-гвоздИки.
П: Верно. А как называются эти слова?
Р: Омографы.
П: а какие слова называются омографами?
Р: Слова, которые одинаковые по написанию, но разные по значению и произношению.
П: А как можно различить эти слова?
Р: С помощью ударения.
П: Теперь ты знаешь, что ударение в словах имеет важную роль. С помощью его мы можем различить слова –близнецы.
А какие пары омографов ты можешь сам назвать?
Р: ДУхи-духИ, мУка-мукА.
П: Молодец. Тебе понравилось занятие?
Р: Да, я много узнал нового и интересного.
П: Замечательно. Досвидание!