12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Игнатькова Оксана Владимировна2292
Россия, Брянская обл., п. Суземка

Конспект занятия по  развитию речи  с детьми 6-8 лет с использование коллажа на тему: "Рецепторы".

Перед ребёнком кладётся коллаж. Рассматривается вместе с педагогом.

П: Сегодня мы с тобой поговорим о рецепторах человека. Ты знаешь, что это такое?

Р: Нет.

П: Рецепторы- это нервные окончания, передающие сигнал мозгу о том, что они ощущают (реакция на внешние раздражители). Чтобы понять какие бывают рецепторы у человека нам нужно поработать с нашим коллажем. Расскажи, кого ты видишь в самом центре?

Р: Мальчика.

П: Хорошо. Отгадай загадку.

Видеть папу, видеть маму,

Видеть небо и леса

Помогают нам …..

Р: Глаза.

П: Правильно. Покажи где у мальчика глаза.

Ребёнок показывает.

П: А теперь возьми зеркало и внимательно рассмотри свои глаза. Какого они цвета, формы?

Р: Голубого цвета, круглой формы.

П: А какие глаза у мальчика?

Р: Коричневые.

П: А что находится внутри глаза?

Р: Зрачок, и он чёрный.

П: Верно, а ещё имеется вокруг зрачка радужная оболочка. Посмотри, как красиво она раскрашена. У каждого человека свой рисунок на радужной оболочке.

П: Посмотри на картинку и скажи, какой из нарисованных предметов похож на наш глаз? Назови его.

Р: Это цветовой круг.

П: Верно. А ты знаешь, что такое цветовой круг?

Р: Нет.

П: Цветовой круг-это схема, показывающая как связаны между собой цвета видимого спектра.

Из каких цветов состоит цветовой круг?

Р: Он разноцветный, состоит из жёлтого, красного, синего, зелёного цветов и их оттенков.

П: Верно. А что помогло тебе различить эти цвета, как ты думаешь?

Р: Моё зрение.

Если ребёнок затрудняется, поясняем ему.

П: Молодец. В этом участвует зрительный рецептор.

П: А зачем нам зрительный рецептор?

Р: Благодаря ему, мы видим всё вокруг, различаем, сравниваем предметы, формы, цвета, размеры.

Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.

П: А как ты думаешь, легко ли жить человеку без зрения?

Р: Нет. С помощью зрения мы познаём весь окружающий мир.

П: Верно. А от чего могут заболеть глаза и испортиться зрение?

Р: От чрезмерного просмотра телевизоров, игр в компьютере и телефоне.

П: Хорошо. А как уберечь наше зрение?

Р: Нужно давать отдыхать глазам, не перегружать их, не смотреть долго телевизор и не сидеть за компьютером, делать гимнастику для глаз, если они устали.

Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.

П: Умница. А если зрение уже испортилось, что нужно сделать?

Р: Надо пойти к врачу, проверить зрение и выписать очки.

Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.

П: Верно. Теперь мы можем сделать вывод, что зрительный рецептор необходим для человека, с помощью него мы познаём весь окружающий мир. Чтобы не потерять зрение, нужно не перенагружать наши глаза и беречь их.

Давай вернёмся к нашей картинке.

Скажи, что ты видишь в правом нижнем углу?

Р: Птичку, которая поёт.

П: А с помощью чего мальчик сможет услышать пение птицы?

Р: С помощью ушей и слуха.

Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.

П: А как ты думаешь, как называется рецептор, который ему в этом поможет?

Р: Слуховой.

Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.

П: Молодец. Это слуховой рецептор. Давай мы сейчас с тобой поиграем в игру «Узнай звук», но для этого я тебе завяжу глаза, а ты с помощью слухового рецептора должен угадать, что звучит.

Педагог включает презентацию со звуковым сопровождением предметов: барабан, дудочка, гул машины, квакание лягушки, тиканье часов, звук шагов человека. Ребёнок должен внимательно послушать и сказать, что он слышат, если ребёнок затрудняется с ответом, снимаем ему повязку и показываем этот предмет.

П: Умница, ты всё угадал. А для чего нам нужен слуховой рецептор?

Р: С помощью него, мы различаем звуки и понимаем, что происходит вокруг.

П: Правильно. Теперь ты понимаешь, какую важную роль в нашей жизни играет слуховой рецептор. Посмотри и скажи, что находится в нижнем левом углу?

Р: Яблоко.

П: Верно. А как узнать какое яблоко по вкусу?

Р: Надо его попробовать.

П: Посмотри оно уже укушенное, это наверно наш мальчик уже его попробовал. А с помощью чего он сможет определить какое яблоко?

Р: С помощью языка и вкуса.

П: А как ты думаешь, как называется рецептор, который ему в этом поможет?

Р: Вкусовой.

Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.

П: Верно. Вкусовой рецептор. А какое может яблоко быть по вкусу?

Р: Кислое, сладкое, горькое.

П: Как ты думаешь какое яблоко попробовал мальчик?

Р: Сладкое.

П: А почему ты так думаешь?

Р: Он улыбается.

П: Хорошо. А какие ты ещё знаешь вкусы?

Р: Острый, соленый.

П: Давай мы с тобой ещё поиграем в игру «Угадай по вкусу». Нам нужно опять завязать глаза. Я тебе буду давать что-то попробовать, а тебе нужно будет отгадать, что это.

Педагог предлагает ребёнку попробовать, дольку лимона, апельсина, кусочек конфеты, кусочек яблока. Ребёнок должен попробовать и сказать, что это.

П: Молодец. Ты всё угадал. Какой можно сделать вывод? Для чего нам нужен вкусовой рецептор?

Р: Для того чтобы различать вкусы.

Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.

П: Верно. Посмотри на картинку и скажи, что находится слева вверху от мальчика?

Р: Ёжик.

П: А какой ежик?

Р: Колючий?

П: А как ты это узнал?

Р: К нам летом в сад пришёл ёжик, я его хотел погладить, когда я до него дотронулся он оказался колючим.

П: С помощью чего ты смог узнать, что ёжик колючий?

Р: С помощью рук и кожи.

Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.

П: Верно. Дотрагиваясь рукой до какого –нибудь предмета, мы контактируем с ним и с помощью кожи ощущаем какой он на ощупь. Этот рецептор называется осязательный или тактильный.

Давай поиграем ещё в одну игру, которая называется «Дотронься и узнай».

Я тебе опять завяжу глаза и буду подавать предметы, тебе нужно будет их потрогать и угадать, что это.

Ребёнку предлагается лёд, он должен потрогать и сказать что он холодный, это лёд. Кубик (Кубик твёрдый, квадратный). Игрушка (мягкая).

Если ребёнок затрудняется, открываем ему глаза и показываем предмет, трогаем его, описываем, чтобы ребёнок смог запомнить по осязанию какие это предметы.

П: Молодец. Ты справился с заданием. Какой рецептор, помог тебе догадаться какие предметы я тебе предлагала?

Р: Осязательный.

Если ребёнок не отвечает, помогаем ему.

П: Правильно, теперь ты знаешь, что с помощью осязательного рецептора можно на ощупь узнать какие предметы нас окружают.

Посмотри, какая картинка у нас осталась.

Р: Духи.

П: А как узнать мальчику какие это духи?

Р: Их нужно понюхать.

П: Верно. С помощью чего он отличит, какие духи?

Р: С помощью носа и запаха.

Если ребёнок не знает, помогаем ему.

П: Верно и в этом ему поможет последний наш рецептор обонятельный.

А какие бывают по запаху духи?

Р: Фруктовые, цветочные, древесные.

Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.

П: Верно. А какие ты ещё знаешь запахи?

Р: Приятные, неприятные, резкие, сильные, слабые.

Если ребёнок не знает, помогаем ему.

П: Может ли запах предупредить об опасности?

Р: Да. Если, например дым, то мы можем это понять и вызвать пожарную службу.

П: Молодец.

Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.

Какой можно сделать вывод, зачем нам обонятельный рецептор?

Р: С помощью него мы определяем и различаем запахи.

П: Умница.

Рефлексия.

Коллаж убирается.

П: Расскажи, о чём мы сегодня говорили?

Р: Мы говорили о рецепторах и опирались на картинки на коллаже.

П: Какие рецепторы человека с какими картинками мы ассоциировали?

Р: Цветовой круг - зрительный рецептор, поющая птичка - слуховой рецептор, укушенное яблоко - вкусовой рецептор, ёжик - осязательный рецептор, духи - обонятельные рецептор.

Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.

П: Сколько всего рецепторов у человека?

Р: 5.

П: Умница! Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание это всё рецепторы человека. С помощью их мы познаём окружающий мир.

Тебе понравилось занятие?

Р: Да, я много узнал интересного.

П: Я рада! Досвидание.

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.