Конспект занятия по развитию речи с детьми 6-8 лет с использование коллажа на тему: «Рецепторы»
Конспект занятия по развитию речи с детьми 6-8 лет с использование коллажа на тему: "Рецепторы".
Перед ребёнком кладётся коллаж. Рассматривается вместе с педагогом.
П: Сегодня мы с тобой поговорим о рецепторах человека. Ты знаешь, что это такое?
Р: Нет.
П: Рецепторы- это нервные окончания, передающие сигнал мозгу о том, что они ощущают (реакция на внешние раздражители). Чтобы понять какие бывают рецепторы у человека нам нужно поработать с нашим коллажем. Расскажи, кого ты видишь в самом центре?
Р: Мальчика.
П: Хорошо. Отгадай загадку.
Видеть папу, видеть маму,
Видеть небо и леса
Помогают нам …..
Р: Глаза.
П: Правильно. Покажи где у мальчика глаза.
Ребёнок показывает.
П: А теперь возьми зеркало и внимательно рассмотри свои глаза. Какого они цвета, формы?
Р: Голубого цвета, круглой формы.
П: А какие глаза у мальчика?
Р: Коричневые.
П: А что находится внутри глаза?
Р: Зрачок, и он чёрный.
П: Верно, а ещё имеется вокруг зрачка радужная оболочка. Посмотри, как красиво она раскрашена. У каждого человека свой рисунок на радужной оболочке.
П: Посмотри на картинку и скажи, какой из нарисованных предметов похож на наш глаз? Назови его.
Р: Это цветовой круг.
П: Верно. А ты знаешь, что такое цветовой круг?
Р: Нет.
П: Цветовой круг-это схема, показывающая как связаны между собой цвета видимого спектра.
Из каких цветов состоит цветовой круг?
Р: Он разноцветный, состоит из жёлтого, красного, синего, зелёного цветов и их оттенков.
П: Верно. А что помогло тебе различить эти цвета, как ты думаешь?
Р: Моё зрение.
Если ребёнок затрудняется, поясняем ему.
П: Молодец. В этом участвует зрительный рецептор.
П: А зачем нам зрительный рецептор?
Р: Благодаря ему, мы видим всё вокруг, различаем, сравниваем предметы, формы, цвета, размеры.
Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
П: А как ты думаешь, легко ли жить человеку без зрения?
Р: Нет. С помощью зрения мы познаём весь окружающий мир.
П: Верно. А от чего могут заболеть глаза и испортиться зрение?
Р: От чрезмерного просмотра телевизоров, игр в компьютере и телефоне.
П: Хорошо. А как уберечь наше зрение?
Р: Нужно давать отдыхать глазам, не перегружать их, не смотреть долго телевизор и не сидеть за компьютером, делать гимнастику для глаз, если они устали.
Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
П: Умница. А если зрение уже испортилось, что нужно сделать?
Р: Надо пойти к врачу, проверить зрение и выписать очки.
Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
П: Верно. Теперь мы можем сделать вывод, что зрительный рецептор необходим для человека, с помощью него мы познаём весь окружающий мир. Чтобы не потерять зрение, нужно не перенагружать наши глаза и беречь их.
Давай вернёмся к нашей картинке.
Скажи, что ты видишь в правом нижнем углу?
Р: Птичку, которая поёт.
П: А с помощью чего мальчик сможет услышать пение птицы?
Р: С помощью ушей и слуха.
Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
П: А как ты думаешь, как называется рецептор, который ему в этом поможет?
Р: Слуховой.
Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
П: Молодец. Это слуховой рецептор. Давай мы сейчас с тобой поиграем в игру «Узнай звук», но для этого я тебе завяжу глаза, а ты с помощью слухового рецептора должен угадать, что звучит.
Педагог включает презентацию со звуковым сопровождением предметов: барабан, дудочка, гул машины, квакание лягушки, тиканье часов, звук шагов человека. Ребёнок должен внимательно послушать и сказать, что он слышат, если ребёнок затрудняется с ответом, снимаем ему повязку и показываем этот предмет.
П: Умница, ты всё угадал. А для чего нам нужен слуховой рецептор?
Р: С помощью него, мы различаем звуки и понимаем, что происходит вокруг.
П: Правильно. Теперь ты понимаешь, какую важную роль в нашей жизни играет слуховой рецептор. Посмотри и скажи, что находится в нижнем левом углу?
Р: Яблоко.
П: Верно. А как узнать какое яблоко по вкусу?
Р: Надо его попробовать.
П: Посмотри оно уже укушенное, это наверно наш мальчик уже его попробовал. А с помощью чего он сможет определить какое яблоко?
Р: С помощью языка и вкуса.
П: А как ты думаешь, как называется рецептор, который ему в этом поможет?
Р: Вкусовой.
Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
П: Верно. Вкусовой рецептор. А какое может яблоко быть по вкусу?
Р: Кислое, сладкое, горькое.
П: Как ты думаешь какое яблоко попробовал мальчик?
Р: Сладкое.
П: А почему ты так думаешь?
Р: Он улыбается.
П: Хорошо. А какие ты ещё знаешь вкусы?
Р: Острый, соленый.
П: Давай мы с тобой ещё поиграем в игру «Угадай по вкусу». Нам нужно опять завязать глаза. Я тебе буду давать что-то попробовать, а тебе нужно будет отгадать, что это.
Педагог предлагает ребёнку попробовать, дольку лимона, апельсина, кусочек конфеты, кусочек яблока. Ребёнок должен попробовать и сказать, что это.
П: Молодец. Ты всё угадал. Какой можно сделать вывод? Для чего нам нужен вкусовой рецептор?
Р: Для того чтобы различать вкусы.
Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
П: Верно. Посмотри на картинку и скажи, что находится слева вверху от мальчика?
Р: Ёжик.
П: А какой ежик?
Р: Колючий?
П: А как ты это узнал?
Р: К нам летом в сад пришёл ёжик, я его хотел погладить, когда я до него дотронулся он оказался колючим.
П: С помощью чего ты смог узнать, что ёжик колючий?
Р: С помощью рук и кожи.
Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
П: Верно. Дотрагиваясь рукой до какого –нибудь предмета, мы контактируем с ним и с помощью кожи ощущаем какой он на ощупь. Этот рецептор называется осязательный или тактильный.
Давай поиграем ещё в одну игру, которая называется «Дотронься и узнай».
Я тебе опять завяжу глаза и буду подавать предметы, тебе нужно будет их потрогать и угадать, что это.
Ребёнку предлагается лёд, он должен потрогать и сказать что он холодный, это лёд. Кубик (Кубик твёрдый, квадратный). Игрушка (мягкая).
Если ребёнок затрудняется, открываем ему глаза и показываем предмет, трогаем его, описываем, чтобы ребёнок смог запомнить по осязанию какие это предметы.
П: Молодец. Ты справился с заданием. Какой рецептор, помог тебе догадаться какие предметы я тебе предлагала?
Р: Осязательный.
Если ребёнок не отвечает, помогаем ему.
П: Правильно, теперь ты знаешь, что с помощью осязательного рецептора можно на ощупь узнать какие предметы нас окружают.
Посмотри, какая картинка у нас осталась.
Р: Духи.
П: А как узнать мальчику какие это духи?
Р: Их нужно понюхать.
П: Верно. С помощью чего он отличит, какие духи?
Р: С помощью носа и запаха.
Если ребёнок не знает, помогаем ему.
П: Верно и в этом ему поможет последний наш рецептор обонятельный.
А какие бывают по запаху духи?
Р: Фруктовые, цветочные, древесные.
Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
П: Верно. А какие ты ещё знаешь запахи?
Р: Приятные, неприятные, резкие, сильные, слабые.
Если ребёнок не знает, помогаем ему.
П: Может ли запах предупредить об опасности?
Р: Да. Если, например дым, то мы можем это понять и вызвать пожарную службу.
П: Молодец.
Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
Какой можно сделать вывод, зачем нам обонятельный рецептор?
Р: С помощью него мы определяем и различаем запахи.
П: Умница.
Рефлексия.
Коллаж убирается.
П: Расскажи, о чём мы сегодня говорили?
Р: Мы говорили о рецепторах и опирались на картинки на коллаже.
П: Какие рецепторы человека с какими картинками мы ассоциировали?
Р: Цветовой круг - зрительный рецептор, поющая птичка - слуховой рецептор, укушенное яблоко - вкусовой рецептор, ёжик - осязательный рецептор, духи - обонятельные рецептор.
Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
П: Сколько всего рецепторов у человека?
Р: 5.
П: Умница! Зрение, слух, вкус, обоняние и осязание это всё рецепторы человека. С помощью их мы познаём окружающий мир.
Тебе понравилось занятие?
Р: Да, я много узнал интересного.
П: Я рада! Досвидание.