Конспект занятия для детей 6-8 лет с использованием коллажа на тему: «Знакомство со звуком «Н»»
Конспект занятия для детей 6-8 лет на тему:
«Знакомство со звуком «Н»».
Перед ребёнком кладётся коллаж. Педагог вместе с ребёнком рассматривает его.
П: Посмотри внимательно на все части коллажа и скажи, с какой буквой мы сегодня будем работать.
Р: Буква «Н».
П: Молодец! Правильно! Для начала давай дадим характеристику звуку «Н».
Р: Звук «Н» - согласный, звонкий, непарный.
П: Хорошо его можно смягчить?
Р: Да, гласными второго ряда, звуком «И» и мягким знаком.
П: Отлично! Давай на коллаже найдём букву Н.
Р: Вот она между звонком и ананасом.
П: Верно! Так пишется буква Н. Из каких элементов состоит буква Н?
Р: Из 3.
П: Хорошо. Теперь разберём с тобой все картинки, использованные в коллаже. Посмотри, что стоит в самом начале?
Р: Это - нитки.
П: Верно. Нитки, на какую букву похожи?
Р: На букву Н.
П: Да, в слове нитки, есть звук «Н»?
Р: Да.
П: Скажи, какая позиция звука в данном слове и почему?
Р: Звук «Н» в слове мягкий, потому что после него стоит гласный И, который обозначает мягкость согласного.
П: Молодец! Запиши слово в тетрадь и подчеркни соответствующим цветом букву Н.
Ребёнок записывает, педагог контролирует.
П: Каким цветом ты подчеркнул букву Н.
Р: Зелёным, потому что звук «Н» мягкий.
П: Хорошо. А для чего нужны нитки?
Р: Нитки нужны для пошива одежды.
П: А как называется профессия человека, который шьёт одежду?
Р: Портной.
П: Верно. А какие ещё нужны портному инструменты для пошива одежды?
Р: Игла, мел, ножницы, материал, сантиметровая лента.
Если ребёнок затрудняется, помогаем ему наводящими вопросами.
П: Молодец! Давай посмотрим на следующую картинку, что ты видишь?
Р: Это - плёнка.
П: Скажи, сколько слогов в слове плёнка?
Р: Два, потому что в слове «плёнка» 2 гласных.
П: Очень хорошо! А какая позиция звука «Н» в слове?
Р: Звук «Н» твёрдый, потому что после него не стоит никакого звука, который бы влиял на него.
П: Правильно! Запиши слово «плёнка» в тетрадь.
Ребёнок записывает, педагог контролирует правильность написания.
П: Какой карандаш нам понадобится для обозначения звука «Н» в слове.
Р: Синий, т.к. звук «Н» твёрдый и после него стоит согласный звук «К».
П: Молодец! Отметь его цветом.
Для чего нужна плёнка?
Р: Плёнку вставляют в фотоаппарат и фотографируют, затем проявляют плёнку и получаются фотографии.
П: Верно. Посмотри на коллаж и скажи, что находится справа от плёнки?
Р: Яблоня.
П: Какая позиция звука «Н» в этом слове?
Р: Мягкая, потому что следующая буква второго ряда Я.
П: Запиши слово «яблоня» в тетрадь и обозначь карандашом позицию звука.
Ребёнок записывает, педагог контролирует.
П: Посмотри на коллаж и скажи, что ты видишь рядом с яблоней.
Р: Рябину.
П: Скажи, сколько слогов в этом слове?
Р: 3.
П: Верно. А какая позиция звука Н в слове «рябина».
Р: Звук «Н» твёрдый, так как после него стоит звук «А», который обозначает твёрдость согласного звука.
П: Верно, запиши слово в тетрадь и отметь цветом звук «Н». Какой карандаш тебе понадобится?
Р: Синий.
П: Верно.
Ребёнок выполняет, педагог контролирует.
П: Посмотри, что находится под нитками.
Р: Машина.
П: Какая позиция звука «Н» в слове?
Р: Твердая, после звука «Н», стоит звук «А». Он гласный первого ряда и смягчать не может.
П: Молодец! А сколько слов в слове машина?
Р: 3, потому что в слове 3 гласных.
П: Придумай слово, чтобы в нём было слогов на один больше, чем в нашем слове.
Сколько должно быть слогов в новом слове?
Р: 4.
П: Правильно. Итак, придумай слово.
Р: Медвежонок.
Если ребёнок затрудняется, помогаем ему.
П: Молодец! Запиши эти два слова в тетрадь и обозначь нужным цветом позицию звука «Н» в словах.
Ребёнок выполняет, педагог контролирует.
П: Что на коллаже ты видишь справа от машины?
Р: Звонок.
П: Верно. Какой по счёту звук «Н» в слове?
Р: 4.
П: Как звучит звук «Н» в слове звонок?
Р: Твёрдо, следующий гласный звук О первого ряда.
П: Да, а для чего нам нужен звонок?
Р: Звонок нужен для подачи сигнала, чтобы люди смогли услышать и освободить путь, когда кто-то едет на велосипеде.
П: Хорошо! Запиши слово в тетрадь и обозначь его нужным цветом.
Посмотри на коллаж и скажи, что находится справа от буквы Н.
Р: Ананас.
П: Да, а ананас это что?
Р: Это экзотический фрукт.
П: Верно, а какой будет сок из ананаса?
Р: Ананасовый.
П: Хорошо, а какие ещё блюда можно приготовить из ананаса?
Р: Пирог, йогурт, конфеты, мармелад.
П: А какие ещё ты знаешь экзотические фрукты?
Р: Банан, апельсин, мандарин, киви, лимон.
П: Умница. Сколько звуков «Н» в слове ананас?
Р:2.
П: Верно. Какую позицию занимает звук «Н» в слове?
Р: Твёрдую, т.к. две буквы «А» первого ряда указывают на твёрдость последующих согласных.
П: Умница, запиши слово в тетрадь и обозначь цветом все звуки по порядку.
Ребёнок выполняет, педагог контролирует.
П: Сколько гласных в слове?
Р: 4 и все А.
П: Сколько согласных звуков?
Р: 3.
П: Верно. Молодец! Посмотри на коллаж, скажи, что находится под машинкой?
Р: Телефон.
П: Для чего людям телефон?
Р: Это аппарат для передачи голоса на расстоянии, он нужен для общения.
П: Верно. Какую позицию имеет звук «Н» в слове «телефон».
Р: Звук «Н» твёрдый, так как он последний в слове и на него никакой звук не влияет.
П: Правильно. Запиши слово в тетрадь и обозначь звук «Н» нужным цветом.
Ребёнок записывает слово в тетрадь и ставит точку под звуком «Н» синим цветом.
П: Что находится справа от телефона?
Р: Чайник.
П: Правильно, какую позицию в слове занимает звук «Н».
Р: Мягкую, так как после него стоит звук И.
П: К какой группе относится чайник?
Р: К чайной посуде.
П: Верно. А какую ты ещё знаешь чайную посуду?
Р: Чайная ложка, чашка, сахарница, блюдце.
П: Умница. Запиши слово «чайник» в тетрадь и обозначь звук «Н» нужным цветом.
Ребёнок записывает слово в тетрадь и обозначает звук «Н» зелёным цветом.
П: Посмотри, что на коллаже находится за чайником?
Р: Индюк.
П: А кто такой индюк?
Р: Это домашняя птица.
П: Молодец, а каких ты ещё знаешь домашних птиц?
Р: Курица, утка, петух, гусь.
П: Умница, а какую позицию занимает звук «Н» в слове?
Р: Звук «Н» в слове твёрдый, так как после него идёт согласный звук «Д».
П: Верно, запиши слово в тетрадь и обозначь звук «Н» нужным цветом.
Ребёнок записывает, педагог контролирует.
П: Какая картинка у нас осталась?
Р: Индеец.
П: А кто такой индеец.
Р: Индейцы - это народы со своими традициями, обрядами, правилами и живут они племенами.
Если ребёнок затрудняется, поясняем ему.
П: Верно. Какую позицию занимает звук «Н» в слове?
Р: Твёрдую, т.к. следующий идёт согласный звук «Д».
П: Хорошо, запиши слово в тетрадь и обозначь цветом позицию звука «Н».
Рефлексия.
Коллаж убирается, тетрадка закрывается.
П: Итак, с каким звуком мы сегодня работали?
Р: Со звуком «Н».
П: Верно дай ему характеристику.
Р: Звук «Н»-согласный, непарный, звонкий, его можно смягчить мягким знаком и гласными второго ряда. И ещё звуком И.
П: Молодец. Вспомни, какие картинки были на коллаже.
Ребёнок перечисляет, что запомнил, в случае, если какой-либо элемент забыт, педагог наводящими вопросами напоминает о них.
П: Ты молодец! Очень хорошо занимался!