Индивидуальное занятие по развитию речи с использование коллажа для детей 6-8 лет на тему: «Горыныч-осень»
Конспект занятия по коллажу «Горыныч-осень».
Педагог показывает коллаж, на котором изображён Горыныч осенью.
П: Внимательно рассмотри картинку и расскажи, что ты видишь.
Ребёнок рассматривает картинку и по признакам, изображённым на коллаже, должен догадаться, какое это время года.
П: Кто изображён в центре?
Р: Это наш Горыныч, только вокруг него уже осень!
П: Верно! А как ты догадался, что наступила осень?
Р: Листья на деревьях разноцветные, тучи на небе, идёт дождь, на земле лужи, Горыныч под зонтом, ёжик в жёлтых листьях.
П: Молодец. А ты знаешь осенние месяцы?
Р: Нет.
П: Первый осенний месяц сентябрь, второй октябрь, третий октябрь. Повтори.
Р: Сентябрь, октябрь, ноябрь.
П: А какие ты знаешь периоды осени?
Р: Ранняя и поздняя осень.
Если ребёнок не знает, называем ему периоды осени.
П: Когда наступает ранняя осень?
Р: В сентябре?
П: А поздняя?
Р: В ноябре.
П: Правильно. А ты знаешь, чем отличается ранняя осень от поздней?
Р: Ранней осенью мы собирали грибы, а поздней их уже нет. Ранней осенью на деревьях разноцветные листья, а поздней листья под деревьями, опали. Ранней осенью собирают урожай, а поздней Осенью овощей на огородах нет.
Если ребёнок затрудняется с ответом, помогаем ему.
П: Умница! А какая у нас изображена осень?
Р: Ранняя.
П: Верно. Посмотри, под чем прячется наш Горыныч?
Р: Под зонтиком.
П: А зачем он это делает?
Р: Потому что на улице идёт дождь, а зонтик нужен, чтобы не промокнуть.
П: Молодец. А откуда идёт дождь?
Р: Из туч.
П: А какие тучи осенью?
Р: Тёмные.
П: А что образуется после дождя на земле?
Р: Лужи.
П: А что ты видишь под деревом?
Р: Резиновые сапоги.
П: А зачем надевать резиновые сапоги осенью?
Р: Чтобы не промокли ноги, так как осенью часто идёт дождь, сыро, вокруг стоят лужи.
П: Посмотри наш Горыныч забыл надеть резиновые сапоги. А можно бегать по лужам осенью босиком?
Р: Нет. Ведь у нас замёрзнут ноги, и мы заболеем.
П: Правильно! Именно поэтому в сырую погоду люди надевают резиновые сапоги, чтобы они не промокли. Надеемся, что в следующий раз наш Горыныч не будет таким рассеянным и обязательно наденет резиновые сапоги.
А что на голове у Горыныча?
Р: Шапки.
П: Посмотри, а на всех его головах есть шапки?
Р: Нет.
П: А можно осенью ходить без головных уборов?
Р: Нет. Потому что на улице дует холодный ветер.
П: Правильно! Обязательно и дети, и взрослые должны надевать шапки, когда на улице холодно. Иначе, можно застудить уши и они будут болеть. Ведь болеть - это плохо, правда?
Р: Да! Болеть – нехорошо! Лучше быть здоровым!
П: Совершенно верно! Скажи, пожалуйста, ты знаешь, что нужно делать, чтобы меньше болеть?
Р: Есть овощи и фрукты.
П: Молодец. Ведь осенью люди собирают большой урожай овощей, фруктов, ягод, то, что необходимо нашему организму для здорового образа жизни.
Давай, дальше рассмотрим картинку. Что находится в правом нижнем углу?
Р: Дерево.
П: А что это за дерево?
Р: Рябина.
П: Опиши какая наша рябина?
Р: Листья на рябине разноцветные: жёлтые, красные, оранжевые, коричневые и они опадают.
П: Молодец! А как называется явление природы, когда опадает много листьев с деревьев?
Р: Листопад.
П: Правильно. Посмотри какой у нас красивый листопад. А почему листья летят?
Р: Потому что осенью часто дуют холодные ветра.
П: Хорошо. А теперь отгадай загадку.
Сердитый недотрога
Живет в глуши лесной.
Иголок очень много,
А нитки не одной.
Р: Ёжик.
П: Умница. А посмотри где у нас ёжик.
Ребёнок показывает.
П: А что делает ёжик?
Р: Собирает листочки.
П: А зачем они ему для красоты?
Р: Нет. Он их таскает в сою норку и готовит себе мягкую постельку на зиму.
П: Верно. Он сворачивается клубочком, катается по сухим листьям, листья накалываются на иголки, потом он их несёт в норку и стеллит себе постельку, чтобы зимой было тепло и уютно, так как ёжики зимой впадают в спячку.
А какие ещё животные впадают в спячку зимой?
Р: Медведь. Он спит в берлоге и сосет лапу до самой весны.
П: Молодец! А ещё впадают в спячку хомяки, бурундуки. Лягушки, летучие мыши, суслики и другие животные.
Посмотри на картинку и скажи, что находится в верхнем левом углу?
Р: Солнышко.
П: А какое солнышко осенью?
Р: Осенью солнышко светит ярко, но уже слабо согревает землю. Поэтому становится на улице холодно.
П: Верно.
Если ребёнок затрудняется, подсказываем ему.
П: а что на голове у солнышка?
Р: Венок из осенних листьев.
П: А из каких листьев сделан венок?
Р: Из рябиновых и кленовых.
П: Ачто ещё можно сделать из листьев?
Р: Букеты, поделки.
П: Хорошо. А какое настроение у солнышка и у Горыныча?
Р: Весёлое, они улыбаются.
П: Верно, потому что у природы нет плохой погоды и никогда не надо унывать, даже если на улице холодно и идёт дождь.
Педагог убирает коллаж.
Рефлексия:
П: Давай вспомним, что было изображено на рисунке?
Р: Там был Горыныч осенью.
П: А как ты определил. Что это была именно осень?
Р: Идёт дождь, кругом лужи, Горыныч держит зонт, под деревом резиновые сапоги, листья на дереве разноцветные, листопад, ежик весь в листьях.
П: А что было на голове Горыныча?
Р: Шапки.
П: А что он забыл надеть?
Р: Резиновые сапоги и одну шапку.
П: Хорошо, молодец! Всё вспомнил. Итак, сегодня мы с тобой познакомились с признаками осени. Тебе понравилось занятие.
Р: Да! Было интересно.