Конспект занятия по развитию речи с элементами театрализации «Дикие животные» для детей средней группы (дети с нарушением речи)
Конспект занятия с элементами театрализации «Дикие животные»
для детей средней группы (дети с нарушением речи)
Автор: Шабанова Алёна Александровна, учитель-логопед МБДОУ ЦРР д/с № 504
Описание: Предлагаю вам конспект логопедического занятия по развитию речи на тему «Дикие животные». После проведённого занятия был снят мультфильм по сказке «Теремок». Данный материал подходит для детей дошкольного возраста 4-5 лет.
Интеграция ОО: «Познавательное развитие», «Социально – коммуникативное развитие», «Физическое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Речевое развитие».
Цель: закрепление знаний детей о диких животных, их детенышах, о месте проживания; активизация словаря по данной теме.
Задачи:
Образовательные:
- расширять и уточнять знания детей о жизни диких животных, их внешнем виде и образе жизни;
- закреплять в речи обобщающее понятие: «дикие животные»;
- формировать навыки связной речи у детей;
- формировать навыки мыслительной деятельности;
Развивающие:
- развивать зрительное внимание, память, мышление и воображение детей;
-создавать условия для реализации творческих способностей детей посредством театрализованной деятельности;
- формировать умение перевоплощаться, с помощью пластики;
- формировать умение понимать и передавать эмоциональное состояние героя, использовать разную интонацию голоса;
- учить инсценировать знакомый сказочный сюжет, согласовывать свои действия с действиями других детей;
Воспитательные:
- воспитывать у детей любовь и бережное отношение к лесу и диким животным;
-формировать нравственные качества: учить доброму отношению к другому, дружбе, умению сопереживать, уступать, оказывать помощь, быть не равнодушным к чужой беде.
Планируемые результаты: проявляют интерес к информации, которую получают во время общения и игр; активно и доброжелательно взаимодействуют с педагогом и сверстниками в решении игровых и познавательных задач; умеют поддерживать беседу.
Предварительная работа: чтение и просмотр сказки «Теремок», распределение ролей сказочных героев, игра с деревянным пазлом «Теремок». Первый этап мультипликации (дети, под рассказ логопеда раскладывают фигурки сказочных героев, а логопед делает фото в специальной программе).
Материал и оборудование: Магнитная доска, детали деревянного пазла для выкладывания фигур животных на доске «Теремок», сюжетная картина «Дикие животные в лесу», картинки с изображением животных, их детёнышей.
Ход занятия
1. Оргмомент
Логопед приветствует детей: Здравствуйте, ребята! Давайте улыбнемся друг другу, пожелаем всем доброго утра! (дети здороваются друг с другом). Сделайте глубокий вдох носом и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту этого дня. А выдохните через ротик все обиды и огорчения. Мы сегодня с вами совершим путешествие в лес, используя свою фантазию.
Мы в листочки превратились и тихонько закружились, (дети кружатся вокруг себя)
Покружились, полетели, и на стульчик тихо сели. (дети садятся на стульчики)
2. Основная часть
-Ну, вот мы с вами и очутились в лесу. Посмотрите, как здесь хорошо и красиво!
(Детям демонстрируется сюжетная картинка на магнитной доске «Дикие животные в лесу»)
-Скажите, кто живет в этом лесу?
Дети: В этом лесу живут волк, лиса, заяц, медведь, белка, ежик, мышка....
-Как назвать этих животных, одним словом?
Дети: Дикие животные.
-Да, дикие животные или их ещё называют звери. А почему их называют дикими?
Дети: Потому, что эти животные живут в лесу, сами о себе заботятся, сами добывают себе еду.
-А теперь нам пора прогуляться по лесу. Встаём, представляем, что перед нами высокая трава, давайте пройдём, высоко поднимая ноги, раздвигаем ветки воображаемых деревьев. Ой, посмотрите, кто нас здесь встречает? Дети по демонстрируемым картинкам называют детёнышей (на столе раскладываются картинки детёнышей диких животных: медвежонок, лисёнок, зайчонок, бельчонок и др.)
-Давайте найдём их родителей? (загадываются загадки, дети раскладывают постепенно по мере отгадывания загадок картинки мама-детёныш)
Летом ходит без дороги возле сосен и берёз
А зимой он спит в берлоге, от мороза прячет нос. Кто это? (медведь)
-А медведь, он какой? (большой, косолапый, сильный, коричневый). А как называют дом медведя и медвежонка? (Берлога)
-Ой, смотрите, под кустом, под кустом,
Кто-то с рыженьким хвостом. Как вы думаете, кто это? (лиса)
-А лиса, она какая? Какой у неё хвост? (рыжая, красивая, хитрая. У неё пушистый, длинный хвост). Хитрая плутовка, рыжая и ловкая. Кто знает, как называют дом лисы и лисёнка? (Нора)
А вот ещё одна загадка:
Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку. Кто это? (зайчик)
Давайте рассмотрим зайку. Расскажите, какой он? Какие у него ушки? (Зайка маленький, серенький, пушистый. У него длинные ушки).
-У медведя есть берлога, у лисы – нора, а где же зайка с зайчонком живут? Какой у них домик? (нет у зайки домика, у них домик за любым кустиком).
Физминутка «Волшебные превращения» (развитие пластики, умения использовать выразительные движения)
Вокруг себя повернись и в медведя превратись. Покажем, как ходит мишка (косолапый, неуклюжий, в развалочку)
Вокруг себя повернись и в лису превратись. Покажем, как ходит ходит лиса (хитрая, осторожная, сообразительная, мягкой поступью)
Вокруг себя повернись и в зайку превратись. Покажем, как прыгает зайка (пугливый, быстрый, смотрит по сторонам, на прямых ногах, прижав «лапки»)
-Молодцы, а теперь ещё одно волшебное превращение. Вокруг себя повернись и в детский сад возвратись. А сейчас мы возьмём с вами подзорную трубу (руками изображают трубу) и посмотрим на дальнюю полянку (На стол, где лежит пазл «Теремок») вот сюда. Ой, что же это? (ответы детей). Это же тот самый теремок, который дружно построили дикие животные в лесу. Логопед вместе с детьми перемещается к одному из столов, на котором лежит деревянный пазл. Давайте вспомним эту сказку...
Второй этап мультипликации (Каждый ребёнок берёт фигурку сказочного героя из сказки «Теремок» и начинает её перемещать, согласно текста сказки, логопед включает диктофон, проговаривает слова автора, а дети - слова сказочных героев).
3. Итог занятия
-Мы с Вами сегодня очень хорошо потрудились и постарались. Вы были настоящими актёрами. Молодцы. Вам понравилось? Вечером мы посмотрим, на большом экране со всей группой ребят, какой мультик у нас получился.
Перед тем, как вернуться в группу, я познакомлю Вас с выражением: В тесноте, да не в обиде. Так говорят, когда людям хорошо находиться рядом, несмотря на маленькое жилище. Дружба и душевная теплота - это самое ценное в этой ситуации.
Дети уходят из логопедического кабинета.
Третий этап мультипликации- в специальной программе редактируется речь героев и их перемещения, совместный просмотр.
Такой вид занятия был проведён мной впервые. Потребовалось много времени на изучение программ по созданию мультфильмов, на обработку видео-материала. Спасибо воспитателям комбинированной группы, которые провели предварительную работу, без их помощи и поддержки не получилось бы такого мультфильма. Всем, кто участвовал, данный вид работы понравился, получили положительные отклики от родителей, что очень важно.
Только совместная работа логопеда, воспитателей и родителей даёт хорошие результаты.
Данный мультфильм был опубликован 28.10.2023г. в группе ВКонтакте Детского сада https://m.vk.com/mkdoy504?from=feed
Легоцкая Вера Сергеевна
Халецкая Ирина Сергеевна
Шабанова Алёна
Горбачёва Марина Юрьевна
Шабанова Алёна